Легендарный 1999 год в российском кино

топ 100 блогов bookmatejournal18.02.2020

Михалков, Петров, Баширов и другие герои эпохи

Кадр из фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»
Кадр из фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»

В издательстве Individuum вышла книга американского кинокритика Брайана Рафтери «Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все» в переводе еще одного критика Андрея Карташова и под редактурой третьего — Никиты Смирнова. Сколько кинокритиков нужно, чтобы рассказать об этом издании? Как минимум еще один: по просьбе Bookmate Journal редактор «Искусства кино» Егор Беликов рассуждает о состоянии кинематографа в 1999 году — только не американского, а для разнообразия российского.

За кулисами «Бойцовского клуба», «Матрицы», «Шестого чувства» и других шедевров

Легендарный 1999 год в российском кино

Книга с исчерпывающим названием «Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все» — редкий пример киноведческой литературы крупной формы, который отличается невысоколобостью, удобоваримостью и оригинальностью. Автор использует каждый примечательный фильм, вышедший в 1999-м, как аргумент для защиты теории о том, что тот год стал моделью развития индустрии на ближайшие десятилетия. И ненавязчиво формулирует важнейшие тренды: экспансия видеоигровых элементов в кино («Беги, Лола, беги», «Матрица»); игры со временем и хронологией («Экстази», «Преследование»); ярко выраженный юношеский протест («Академия Рашмор», «Девственницы-самоубийцы», «Американский пирог»); разновозрастная тревога («Красота по-американски», «Бойцовский клуб»); эволюция жанра («Ведьма из Блэр», первый эпизод «Звездных войн», «Стальной гигант», «Шестое чувство»).

Наконец, в 1999-м просто вышло несколько значимых фильмов — от «Магнолии» до «Талантливого мистера Рипли». Бывали, конечно, и проходняки — например, «Правила виноделов» продюсера Вайнштейна, которые потом выиграли два «Оскара»: автор называет этот фильм емким словом «лоскбастер».

И все-таки Рафтери настаивает: картины 1999-го были действительно уникальными, и, возможно, конец XX века стал пиком развития кинематографа как вида искусства.

Это особенно очевидно сейчас, когда ТВ и интернет определенно побеждают.

Описания фильмов в книге дополнены удивительными подробностями о съемках, которые автор разузнал из интервью с режиссерами и актерами, киноведческим анализом, а также историческими обстоятельствами выхода каждой картины. На этот год пришлись пик и триумф американской экономики, ожидание нового тысячелетия (и апокалипсиса, который может вызвать проблема-2000), голосование сената по поводу импичмента Биллу Клинтону и массовое убийство в школе Колумбайн — в создании культа насилия, разумеется, обвинили Голливуд.

Не пересказывая весь труд, дополним его контекстом, о котором Рафтери, скорее всего, даже не подозревает, — напомним, как жила в этом году российская кинематография. Симптоматичные расхождения начинаются уже на стадии отбора фильмов соответствующего периода. Отечественный кинопрокат был почти мертв, стриминг, понятно, отсутствовал, поэтому картины могли доходить до зрителя — и даже до главного фестиваля «Кинотавр» — с опозданием на годы. Вплоть до середины нулевых, когда на рынок попали западные мейджоры типа Disney и на частные капиталы были возрождены кинотеатры, не существует вменяемой статистики о сборах фильмов, вследствие чего иногда даты релиза известны из воспоминаний свидетелей. В этом материале для поддержания жанрово-тематического разнообразия мы будем трактовать понятие российского кинематографа 1999 года максимально широко: расскажем о фильмах, которые были сняты, или выпущены, или впервые показаны и в 1998-м, и в 2000-м, и даже позже; главное — все они будут иметь непосредственное отношение к 1999-му.

Если судить по методике Рафтери, у российского кино не было триумфального года, аналогичного 1999-му для американской индустрии.

Любые наши киноуспехи — награды, номинации, бурные общественные обсуждения — всегда единичны, не серийны. Нечестно было бы пенять на это отечественной кинематографии, обреченной на периферийность.

Но и по тогдашним меркам 1999-й — год даже большего, чем обычно, запустения. Ничего из того, что упоминает Рафтери, у нас не случилось; кое-что не встречается до сих пор. 1998-й в этом смысле подошел бы лучше: вышли «Окраина» Петра Луцика и Алексея Саморядова, «Про уродов и людей» Алексея Балабанова, «Мама, не горюй» Максима Пежемского и первый успешный постсоветский сиквел — «Особенности национальной рыбалки»; развивалось андеграундное течение некрореализм («Серебряные головы» Евгения Юфита). С другой стороны, конец 1990-х — это, за неимением прочего, подъем национальной самобытности, время кинематографа приятно рукотворного, хоть и зачастую самодеятельного. Во всяком случае, так это ощущается сегодня: для чистоты эксперимента укажем, что автору текста в 1999-м исполнилось четыре.

Для страны это тоже был переходный момент. В прошлом году произошел дефолт, по стране взрывались дома, началась вторая чеченская война, и ощущение приближающейся катастрофы подтвердилось уходом уставшего президента Ельцина аккурат 31 декабря — проблема-2000 наяву. Вот как эти обстоятельства отразили важнейшие фильмы 1999-го — и как кино предсказало последующие события в России.

Прекрасное далеко: «Сибирский цирюльник», «Восток-Запад», «Молох», «Старик и море»

1990-е характеризуются вниманием фестивалей и разного рода премий к совсем юному российскому кино вследствие очевидных исторических причин, но у исследователей-резонеров сложился консенсус: надежд наша индустрия не оправдала. Почившее советское кино еще не реинкарнировало ни во что конкретное, и новое российское пыталось одновременно наследовать то, что было, и придумать что-то свое; все это — при отсутствии внятной материально-технической базы. Немудрено, что в таких условиях наши режиссеры и продюсеры в надежде хоть на какое-то признание пытались снимать кино экспортное или даже сразу заграничное, потому что у отечественного зрителя просто не было шанса это увидеть.

Кадр из фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»
Кадр из фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»

Самая дорогая картина года — «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова — создана при участии зарубежных продюсеров, включая Мишеля Сейду, двоюродного деда актрисы Леа Сейду. Фильм вышел в российский прокат в конце 1998-го, но весь 1999-й пытался пробиться за рубежом — и везде провалился. По-телевизионному мелодраматическая, отчаянно избыточная, показушно-лоснящаяся лента о заграничной проститутке (Джулия Ормонд; международной звездой так и не стала), которую нанимает хитроумный инженер, чтобы с ее помощью выбить из императорской России грант на окончание своего сумасшедшего проекта гигантского псевдороботизированного паровоза-лесоруба (идея, которую в четвертом «Индиане Джонсе» спародировал Спилберг).

Этот фильм — первый для Михалкова-режиссера после оскароносных «Утомленных солнцем» — ознаменовал окончательный переход крупнейшего на тот момент российского постановщика к построению собственного культа личности посредством кино. Сам он играет, конечно, императора Александра III, хотя на самом деле поработал над картиной побольше всех артистов: Никита Сергеевич лично, с неповторимой интонацией, переводит многочисленные нерусскоязычные реплики (больше половины фильма — на английском и иногда на французском), что, конечно, очень утомляет.

Сегодня «Сибирский цирюльник» кажется памятником несправедливому распределению немногочисленных госсредств на кино: пока народное достояние снимает заведомо провальный фильм за 35 миллионов долларов с конями и временными рельсами в Кремле, остальные обходятся совсем без денег.

Кадр из фильма Александра Сокурова «Молох»
Кадр из фильма Александра Сокурова «Молох»

Крупнейший фестивальный успех 1999-го — приз за лучший сценарий Каннского фестиваля, который вручили Юрию Арабову за «Молоха». Александр Сокуров снял — полностью на немецком и в Германии — туманно-мрачный фантазм о повседневной жизни Гитлера (изумительная роль Леонида Мозгового), о его (не)любви с Евой Браун и его прижизненной реинкарнации в библейское божество, которое требует бессмысленных многомиллионных человеческих жертв на Второй мировой. Один из самых энигматичных фильмов новейшего времени отправили от России на «Оскар», но он не вошел даже в шорт-лист — все-таки это совсем не формат Американской киноакадемии. «Молох» стал первой частью тетралогии режиссера о природе большой власти: в нее также входят «Телец», «Солнце» и «Фауст». Сегодня в свободное от обучения студентов (в их числе Кантемир Балагов, чей фильм «Дылда» безуспешно ездил от нас на «Оскар» в этом году) время Сокуров продолжает плести свою причудливую киновселенную из многоязычного многоголосия, альтернативной истории и замысловатого искусствоведения.

Кадр из фильма Режиса Варнье «Восток-Запад»
Кадр из фильма Режиса Варнье «Восток-Запад»

С другой стороны, в ту же номинацию, куда не взяли «Молоха», пролез фильм Режиса Варнье «Восток-Запад», большей частью снятый на русском в копродукции с Францией. Одним из продюсеров выступил Александр Роднянский, который потом продвигал в наградном сезоне «Левиафана» и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и ту же «Дылду». Главную роль играет Меньшиков, для которого тот год пока был пиковым в карьере. Его герой — русский эмигрант, женатый на француженке (Сандрин Боннэр), — возвращается после войны в СССР. Несмотря на некоторые обобщения в изображении сталинского строя (неизбежные, учитывая крайне тенденциозный первоисточник: фильм снят по книге реэмигрантки Нины Кривошеиной), «Восток-Запад» предлагает неожиданно складный взгляд на тоталитарное прошлое. Наверняка это заслуга российских сопродюсеров: кроме Роднянского, над картиной работали Сергей Бодров — старший (его сын здесь тоже сыграл — фильм вышел между двумя частями «Брата») и Рустам Ибрагимбеков. Пусть в «Востоке-Западе» немало откровенной беллетристики вроде Татьяны Догилевой в роли влюбленной в протагониста осведомительницы НКВД, это прежде всего российское кино, хоть и снятое не нашим режиссером и заранее ориентированное на иностранную прессу и зарубежный прокат, что само по себе удивительно прозорливо для отечественной индустрии тех лет.

Кадр из фильма Александра Петрова «Старик и море»
Кадр из фильма Александра Петрова «Старик и море»

Наконец, редчайший случай — фильм российского режиссера, который получил-таки заветный «Оскар»: это анимационная короткометражка Александра Петрова «Старик и море», поставленная, правда, не в России, а в Канаде — на родине не нашлось денег. Ученик Норштейна, автора «Ежика в тумане», Петров сделал лирическую экранизацию рассказа Хемингуэя в невиданной за океаном технике — фильм нарисован красками по стеклу. «Старик и море» стал первым мультиком, который показали в кинозалах IMAX, даже раньше всех работ студии Pixar.

Бедные и смешные: «Президент и его внучка», «Хочу в тюрьму»

Российская комедия 1990-х показывала население страны нищим, ищущим любые возможности заработать, чтобы не умереть с голоду. Другое общее место — невероятно большой классовый раскол: верхи слишком высоко, низы чудовищно низко.

Ничего лучше на эту тему, чем вольный пересказ марк-твеновского «Принца и нищего», местное кино родить не смогло. И роды были очень тяжелые: фильм «Президент и его внучка» действительно датирован 1999 годом, но впервые был показан в 2001-м на «Кинотавре», где авторы журнала «Искусство кино» провозгласили его худшим участником фестиваля. Все дело в творческих разногласиях: сценарий написала Елена Райская, которая сама же хотела и режиссировать, но продюсеры решили привлечь другого специалиста и начали снимать без нее. Пока тянулась публичная тяжба, фильм поставил Тигран Кеосаян — будущий муж главного редактора МИА «Россия сегодня» Маргариты Симоньян и режиссер «Крымского моста».

Если в 1999 году картина казалась просто недальновидной, то к 2001-му, в путинскую эпоху, конечно, безбожно устарела. Девочек-близняшек (обеих играет юная Надежда Михалкова) разлучили в роддоме. Одна, сама того не зная, подменила собой умершую при родах внучку будущего президента страны (Олег Табаков). Другая осталась с биологической матерью, нищей художницей, не узнавшей, что у нее была двойня. У творца нет средств к существованию (кому нужно искусство в России-1999), и она гоняет наследницу собирать на улице пустые бутылки. По традиционной для новогодних фильмов иронии судьбы на праздничном балу девочки меняются местами, и вся правда долго и поучительно вскрывается.

Ключевая роль в этом несмешном и страшном фильме — у Табакова, который тонко и грустно пародирует Ельцина, даже не подозревая, что зимой 1999-го, когда происходит действие картины, впервые за долгое время руководитель страны сменится мирно и не по естественным причинам.

Тренд на бескомпромиссное изображение нищеты на экране продолжает «Хочу в тюрьму» — картина, которая сегодня выглядит парадоксально уютной. Название крайне символично: в 1999 году зона могла показаться россиянину милее родного дома, где семеро по лавкам и нет еды. Собственно, в такую ситуацию попадает главный герой Семен Лямкин — жертва крушения советского режима, гениальный инженер, оставшийся без работы после закрытия местного завода (благодаря этому фильму актер Владимир Ильин надолго закрепился в амплуа кандидата от народа). Когда ему становится нечем кормить детей, он по незнанию и недомыслию соглашается помочь ограбить чей-то сейф. Чтобы скрыться от правосудия, Семен уезжает в Нидерланды, планируя отсидеться в тюрьме: как Лямкин узнает из телерепортажа, тамошние условия лучше, чем на свободе в России.

Формально картина Аллы Суриковой в жанре имени Михаила Задорнова «Только русский человек мог бы додуматься до такого» — 1998 года, но впервые зритель увидел ее 22 января 1999-го. Сегодня она интересна разве что из археологических соображений, хотя справедливости ради фраза «Москва — Воронеж: хрен догонишь», которую по сюжету произносит Лямкин, стала крылатой и почему-то вошла в культурный код.

Кавказские пленники: «Блокпост»

Ключевой и, по мнению российской кинокритики, лучший фильм, вышедший в 1999-м, — «Блокпост» Александра Рогожкина, автора «Особенностей национальной охоты». Он снял неожиданно сбалансированную картину на самую спорную из актуальных тогда тем — о чеченской кампании. Это особенно удивительно, учитывая, что продюсер — одиозный Константин Эрнст. На момент выхода картины он был врио гендира и генпродюсером телеканала ОРТ; в наши дни Эрнст продюсирует кардинально противоположные по смыслу фильмы — «Викинг» и «Союз спасения».

Кадр из фильма Александра Рогожкина «Блокпост»
Кадр из фильма Александра Рогожкина «Блокпост»

Невольное и нежеланное сожительство армии и аула иллюстрирует абсурдность, неэффективность той войны неизвестно с кем непонятно за что. Никаких боевых действий почти не ведется: кровь проливается только в конце — по чистой, нелепой и трагической случайности. Чуть ли не впервые гипотетический враг в российском военном кино не обезличен: нам показывают почти что мирную жизнь: солдаты маются от безделья, а жительницы местного аула, оставленные без средств к существованию, торгуют собой за патроны.

Кроме прочего, «Блокпост» очень точно предсказал, как будут развиваться войны начала XXI века с участием российского контингента: втихую, со вчерашними соседями и друзьями, а в финале окажется, что «по новым данным разведки мы воевали сами с собой».

Вигилант: «Ворошиловский стрелок»

21 апреля 1999-го в прокат вышел самый спорный фильм года, прямым текстом призывающий бороться с беззаконием подручными средствами. Режиссер Станислав Говорухин снял в «Ворошиловском стрелке» великого артиста Михаила Ульянова — вечного начальника колхоза и маршала Жукова. Времена меняются, и седой Ульянов играет никому не нужного пенсионера-провинциала, ветерана ВОВ, который мстит при помощи снайперской винтовки насильникам, надругавшимся над его юной внучкой, — новому русскому и его друзьям. Народный мститель и носитель традиционных ценностей, он восстает, только когда понимает, что милиция (в роли участкового — молодой Владислав Галкин) не в силах ему помочь. Оружие дед-вигилант покупает из-под полы на деньги, вырученные у племянника-банкира (еще одна примета времени — появляются люди с шальным капиталом). Эта картина вдохновила немало пожилых россиян, которым было нечего терять, силой бороться за свою честь и достоинство: тогдашние газеты пестрели новостями об очередных «ворошиловских стрелках» — уголовниках.

Кадр из фильма Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок»
Кадр из фильма Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок»

1999 год, видимо, последний, когда подобный фильм мог оказаться на экранах. В 2000-м Говорухин, заряженный успехом «Стрелка» и документальной работы «Так жить нельзя», выдвигался на президентских выборах как представитель оппозиции и набрал меньше 1 % голосов. В 2005-м он вступил в партию «Единая Россия», возглавлял штаб Путина в 2011-м, умер в 2018-м.

(Полу)самодеятельность: «Железная пята олигархии» и «Черный фраер»

В отсутствие налаженного художественного процесса развивался стихийный кинематограф разных сортов и расцветок. Эти картины отражали психотические настроения в маргинальных кругах тех лет. Символично, что оба фильма были сняты в Санкт-Петербурге — столице всякого протеста в любые времена.

Кадр из фильма Александра Баширова «Железная пята олигархии»
Кадр из фильма Александра Баширова «Железная пята олигархии»

«Железная пята олигархии», крайне вольная экранизация романа Джека Лондона, стала первым и последним полным метром, снятым актером Александром Башировым. Короткий, странный и мучительно прекрасный фильм посвящен подпольной борьбе за неясные цели загадочного революционера, которого играет сам режиссер в своем обычном образе на лицо ужасного, доброго внутри городского сумасшедшего. Он непрерывно выкрикивает лозунги против мирового заговора и озлобленного капитала, направляющего на борьбу с ним тайных агентов. Желание воевать с режимом — даже для такого явно бесперспективного Че Гевары, как персонаж Баширова, который горазд лишь рассказывать свою расплывчатую концепцию мироустройства случайно встреченным проституткам, — неизбежно будет наказано. В этом смысле «Железная пята олигархии» неожиданно встает в один ряд с вышедшей в 1999-м «Матрицей», где машины с теми же целями направляли мистеров Андерсонов, — разве что там Морфеус был не один. Какая страна, такой и Нео.

Сомнительную подпольную славу обрел боевик «Черный фраер», разом пародирующий американские жанровые образцы и пытающийся воспроизвести их кустарными средствами. Начинается картина с глумливого титра: «Этот фильм отражает правду жизни, являясь полудокументальным. Большая часть съемок велась полускрытой камерой, вследствие чего качество изображения пострадало». Разумеется, все это лишь дворовая постанова: загадочный супергерой Черный фраер (одетый в темное и носящий солнечные очки мужчина; его играет режиссер-сценарист Глеб Михайлов) понарошку бьет гопников, мстит мафиози и помогает инвалиду — и все это под музыку группы «Виктор», имитирующей манеру исполнения Цоя. Впрочем, сегодня фильм бы сравнивали с работами Ларри Кларка и Хармони Корина, тем более что «Еще один день в раю» и «Гуммо» тоже отражали жуткую жизнь на социальном дне.

Невышедшее: «8½ $»

Кроме «Президента и его внучки», была еще одна картина, которая, выйди она в 1999-м, смотрелась бы совершенно по-иному и потенциально могла бы переродить отечественное жанровое кино — как в свое время изменило мир «Криминальное чтиво». Постановщика Григория Константинопольского по сей день сравнивают с Тарантино; в те годы клипмейкер совершенно явно вдохновлялся творчеством Квентина, перенося его палповые сюжеты на российскую почву. «8 ½ $» (неслучайная отсылка к шедевру Феллини) — это полубандитская сага о режиссере рекламы Гере Кремове (Иван Охлобыстин, который появляется примерно в том же образе в недавнем «Холопе»). Связавшись не с теми людьми (Федор Бондарчук играет одинаково опасных и неприятных братьев-близнецов), Кремов вынужден выкручиваться, доставать где-то огромные суммы в валюте, параллельно грезит о большом кино и крутит романы с бандитскими девушками. Владимир Меньшов в роли мафиози по кличке Спартак, музыка Эннио Морриконе, убийственные фисташки — «8 ½ $» по праву считается одним из самых колоритных фильмов 1990-х.

Кадр из фильма Григория Константинопольского «8 ½ $»
Кадр из фильма Григория Константинопольского «8 ½ $»

Вернее, мог бы считаться. Из-за того, что у режиссера не было авторских прав на звучащие в кадре композиции, выход в прокат отложили до 2011-го, хотя уже в начале 2000-х фильм смотрели на VHS. Сегодня Константинопольский продолжает снимать очень свое кино — от «Кошечки» до «Грозы», от сериала «Пьяная фирма» на ТНТ до «Русского Беса». В других обстоятельствах он вполне стал бы главным зрительским режиссером десятилетия, но не сложилось: когда его opus magnum наконец вышел, было уже слишком поздно подводить итоги для поколения «П».

Вместе с потенциально одним из важнейших фильмов 1990-х страна не дождалась и пика в развитии национальной кинематографии, которая с тех пор не обрела почти никакой индивидуальности и не научилась существовать без поддержки государства. Так и живем.

Легендарный 1999 год в российском кино

Автор материала: Егор Беликов


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Спейсы слетали успешно 100-й раз подряд. 100-й!! Полет 119 на 26 мая - это ровно 100 запусков от полета 19, состоявшегося 28 июня 2015 года, когда в первый (и пока в последний) раз Фалкон-9 взорвался в полете (причина: деталь со скрытыми внутренними дефектами, полученная от ...
Вы должны войти в комнату, где стоят в ряд пять человек. Две женщины, молодая и пожилая, и три мужчины, двое ваши ровесники и один - пожилой, шеф фирмы, где у вас как раз собеседование. В какой последовательности и кому вы пожмёте руки ...
Увидел у Гали очень интересный пост http://jialina.livejournal.com/111722.html?view=742250#t742250 . Особенно мне понравилась про поток и берега. Очень здорово и по моему очень правильно. Пусть каждый по возможности сделает тот вывод, который принесет ему, то что не ...
Не, она конечно нисколько не жестокосердная, просто мне так нравятся девушки Уотерхауса, что вот... А на самом деле она Золушка (так заказчица назвала). В общем, ...
Шаверму предпочитают любители сытного ближневосточного фаст-фуда. Лакомство появилось сравнительно давно, и изначально готовилось в качестве туркменского блюда. Изобрели шаверму степные чабаны, однако мясную современную начинку заменяла тушка сайгака. Многие считают, что такая ...