Легенда о бристольских гигантах
belka171717 — 05.03.2024Ряд геологических особенностей Юго-Запада Великобритании (реки Северн и Эйвон, ущелья и скалы, высокооамплитудные зрелищные приливы в реках и Бристольском заливе) породили множество сказок и мифов. В мире есть много легенд, чудесным образом объясняющих происхождение тех или иных географических названий и особенностей ландшафта. В английском Бристоле это легенда о братьях-гигантах, Гораме и Гистоне (в некоторых вариациях легенды последнего зовут Винсентом).
Ущелье Клифтона, над которым перекинут знаменитый Клифтонский подвесной мост, фотографии которого являются визитной карточкой Бристоля, творение плодовитого и разностороннего инженера Исамбарда Кингдома Брюнеля, можно осмотреть не только с моста и прорезанных им скал, расположенной на одной из них Обсерватории, но и из отверстия внутри одной и скал, в которой есть смотровая площадка из так называемой Пещеры Гиганта Винсента.
Через ущелье Клифтон течет главная Бристольская река Эйвон (Avon), диапазон приливов которой считается вторым в мире по высоте (40 футов, или 12,3 метра, однако).
Само ущелье — результат взаимоотношений любовного треугольника гигантов. У братьев была великанша-возлюбленная — Авона (латинский эквивалент Эйвон), хранительница озера между будущими Бристолем и Бредфордом-на-Эйвоне, мечтающая о том, чтобы ее озеро пробилось к морю.
Оба брата были влюблены в Авону, а она никак не могла выбрать одного из них. Наконец, чтобы покончить с соперничеством, Авона вызвала братьев на соревнование. Тот, кто пророет канал от ее озера к морскому заливу, получит ее руку и сердце. Горам и Гистон-Винсент с жаром принялись за работу. Винсент начал копать в Клифтоне, а Горам — с другой стороны озера, в известняковых холмах в местности Хенбери (теперь это северо-западный район Бристоля).
Гистон работал, не покладая рук, а Горам быстро выдохся, выкопав не такое глубокое ущелье с ручьем Хазел, и присел отдохнуть с кружкой (или кувшином) эля (или сидра) в свое каменное кресло (две выступающие на склоне скалы в поместье Блейз Касл в Хенбери, очень похожие на подлокотники удобного кресла, увязшие в буковых деревьях и подлеске) и не заметил, как заснул. Проснувшись, он узнал, что проиграл борьбу за любовь прекрасной Авоны. Пока он спал, Гистон-Винсент прорыл ущелье, воды озера Авоны хлынули в устье реки Северн у Бристольского залива, после чего озеро перестало существоватьперестало существовать, пробившись к морю рекой Эйвон. По не очень глубокому ущелью в Хенбури потекла лишь небольшая часть воды — тонкий ручей Хазел Брук.
Горам был очень зол и затопал ногами. В результате в скальной известняковой породе он пробил углубление, называемое теперь Следом Горама. Его можно увидеть в парке поместья Блейз Касл в Хенбери, рядом с ущельем Хазел Брук.
Вызвав брата на традиционное соревнование гигантов — бросание камнями (скалами), Горам закинул свой камень и промахнулся, а этот камень стал кромлехом, остатки которого под названием Камня Друидов можно увидеть и сейчас в северо-западном пригороде Бристоля Стоук Бишоп (Stoke Bishop)
В некоторых легендах с играми братьев-гигантов связывают и Стоунхендж, и городище Мейс Нолл (Maes Noll Hillfort), и Уондайк (Wansdyke), земляные укрепления в Уилтшире и Сомерсете.
А вот закончилось все очень печально. В ярости погнавшись за братом, Горам споткнулся о созданный Винсентом когда-то курган и упал в море, недалеко от устья реки Северн, превратившись в камень. Его мощные голова и плечи до сих пор торчат из морских вод в виде островов — крутого Стип Холм (Steep Holm) и плоского Флет Холм (Flat Holm). Их можно увидеть с пляжа городка Вестон-Сьюпер-Мэйр под Бристолем или с прибрежного холма Брин Даун (Brean Down).
Гистон-Винсент женился на Авоне, назвав в честь нее свое ущелье. Но его печаль и тоска по брату продлились всю его жизнь. Он часто грустил, сидя в своей пещере над ущельем в Клифтоне, по которому несла свои воды Эйвон.
У имени гиганта Винсента есть и другое объяснение. Считается, что в самом узком месте ущелья Эйвон когда-то находились друвний скит и часовня, посвященная Святому Винсенту. Святой Винсент — покровитель Лиссабона и виноделов, поэтому есть также предположение, что Святой Винсент стал известен в Бристоле благодаря торговым связям с Португалией и Испанией, иберийской торговле вином.
Гистоном же приблизительно с середины 15 века называется полностью одна из скал ущелья Эйвон. Имя Горам, возможно, произошло от имени короля Ирландии, отца Изольды из другой известной легенды — о Тристане и Изольде.
В районе Клифтонского ущелья в Железном веке проживало кельское племя Добунни. Там сохранились остатки трех городищ этого времени. Одно подобное городище есть и в Хенбери. В ущелье с середины 1990-х годов вернулись на гнездование редкие сапсаны — хищные птицы семейства соколиных, самые быстрые из птиц. Большая часть ущелья представляет собой объект особого научного интереса. Там произрастает более 20 редких видов растений.
Если вам интересна эта история и вы готовы узнать чуть больше о Бристоле, приглашаю вас посмотреть и послушать мою видеопрогулку по поместью Блейз Касл в Хенбери.