Лечение Души – штука конкретная

топ 100 блогов impressionante08.02.2018 Как лечится психопатологический диатез? И вообще – что с ним можно сделать?
По письмам в личку мне понятно, что от меня опять ждут простых и универсальных рецептов.
А их не может быть.
Волшебного эликсира («тяпнул» – и готово) от психопатологического диатеза не придумано. Ни здоровый образ жизни, ни диеты, ни «выкорчевывание» из себя плохих чувств, ни самый строгий контроль над эмоциями, ни специальные заклинания магов и колдунов, ни даже молитвы праведников, к сожалению, не являются лекарством от душевных расстройств.

Психические заболевания встречаются во всех культурах, во всех слоях населения, вне зависимости от бедности или богатства, праведного или порочного образа жизни. Как говорили старые психиатры: «и у святых, и у разбойников».

Единственное, что я могу, – дать некоторые конкретные рекомендации, описать, как может протекать лечение, а также, по многочисленным просьбам, рассказать, какие факторы усугубляют психопатологический диатез. Начнем с того, что же может провоцировать диатез.
***
·       Многочасовое бесцельное блуждание по Интернету, с поверхностным, ни к чему не обязывающим общением со случайными людьми. Такой своеобразный способ убийства своего времени. И своего мозга – он впадает в дремотное состояние и мыслить может только стереотипами. Поэтому все, что не укладывается в прокрустово ложе принятых стандартов, вызывает не интерес, а отторжение. То есть все, что пробуждает от сна, вызывает раздражение.
И пока время жизни человека, живущего в виртуальном мире, утекает, он медленно, но верно приближается к точке невозврата. Эта точка есть у большинства болезней, но с больным позвоночником жить полноценной жизнью можно (это я знаю на собственном опыте), а с больной душой о полноценной жизни даже мечтать не приходиться (это я знаю по опыту моей работы).
*
Этот пост – продолжение.
Речь идет о самом распространенном сегодня душевном расстройстве, которое называется психопатологический диатез. Количество людей с этим расстройством сегодня в мире составляет от 40 до 60 процентов.
Откуда берется, все ли подвержены, – об этом в предыдущих статьях: «Молодежь без стремлений…», «Муть-тоска свинцом мне очи залила…»,  «Душевная близость: не купишь…», «Когда слепой учит рисовать…»

·       Очень важен круг общения, его качество. Количество виртуальных «френдов» и лайков в данном случае не котируется. Ценятся исключительно отношения с реальными, желательно умными, тонкими, сложными людьми. Это очень важно – искать общения с теми, кому надо больше, чем отмерено семьей, социумом, характером и судьбой.
И наоборот – берегитесь знакомых и родственников, которые твердят вам: «Не смотри ты по сторонам, оставайся такой/таким, как есть». По сторонам как раз смотреть надо! Смотреть, сравнивать, анализировать. Пытаться вглядываться в людей, в их характеры и судьбы. Только так развивается наблюдательность, необходимая всем, кто живет не в таежном скиту, а в человеческом обществе.

·       Работа, не приносящая ни радости, ни удовлетворения, вызывает ощущение бессмысленности и «льет воду на мельницу» и так нездоровой психики.
Сейчас время, когда для многих работа – это только средство зарабатывания денег. И всё меньше «профи» – людей, которые что-то действительно умеют, знают, могут и любят делать. Мне ведь часто жалуются в письмах, что так и не нашли своего призвания. А когда я спрашиваю, что человек любит и умеет делать, выясняется, что НИЧЕГО. Вот это «ничего» является и симптомом диатеза, и его стимулятором.
Предназначение редко зависит от высших сил. Только в случае, когда у человека есть особый Дар, видимый невооруженным глазом (к музыке, математике и т.д.). Но ведь это единицы! Все остальные вынуждены в течение жизни искать Дело своей жизни. Ориентиром в этих поисках служат собственные склонности, интересы и желания. А вот если ничего не интересно – это большая беда.
В моем ЖЖ есть раздел «Душевное здоровье – это что?» (больше 100 постов). Там можно найти информацию, как происходит становление личности, как человек находит «свою» профессию, как дозревает до Любви… Вдруг это кому-то поможет в его поисках?
***
·       Эмоциональная холодность, неумение видеть и понимать людей, слабая энергетика сами по себе не пройдут, они будут только нарастать. Относиться к этим качествам, как к особенностям личности, будет большой ошибкой. Это не особенности, это расстройство психики. Отнеситесь к этому серьезно.
Вот теперь поговорим о лечении!
·       В первую очередь, надо дойти до психиатра (а хорошего психиатра еще поискать надо!). Надо «развернуть» биохимию мозга в правильном направлении, а это значит – пить препараты. Они помогут снять тоску, добавят сил, разгонят туман в голове – соображать станете лучше.
·       Но останется упрощенное миропонимание. Останется незрелая, обедненная, к тому же, деформированная эмоциональная сфера, которую требуется реанимировать и развивать.
Лучше всего для этого подойдут занятия искусствами. Потому что разного рода искусства (каждое по-своему) развивают в человеке особого рода чувственность к восприятию жизни, видение скрытого, глубинного смысла ее явлений.
***
·       В ИДЕАЛЕ – упражнения в разного рода искусствах должны быть трансформированы для психотерапевтических целей.
·       В ИДЕАЛЕ – специалист, который проводит эту реанимационную работу (слово «реанимация» означает возвращение души), должен иметь представления о том, что такое душевное здоровье (есть четкие критерии), что такое душевные расстройства. Как они проявляются в занятиях искусствами. Как сказываются в жизни. Он должен видеть, что у человека не развито, что деформировано, что вообще не работает…
·       И опять же, в ИДЕАЛЕ от занятий должен быть конкретный результат!
Как определяется и чем измеряется результат в лечении и развитии души, поговорим чуть позже.

НЕ в идеале это могут быть и занятия в художественных, театральных, литературных, танцевальных студиях. Но мы вновь упираемся в личность преподавателя – насколько он умеет заражать, заряжать и завораживать.
Я сталкивалась со случаями, когда занятия живописью оказывались полезнее для развития души, чем чтение психологической литературы (часто написанной теми самыми «инопланетянами»), полной абстрактных советов.
Как бы мне хотелось написать: «Идите заниматься к такому-то художнику (адрес, телефон) – он улыбчивый, жизнерадостный, умный и образованный. С ним вы научитесь вглядываться не только в предметы, но и в явления жизни, не только в черты лица, но и в черты характера. С ним вы поймете, сколь интересны люди. С ним душа начнет пробуждаться!»
Были в моем кругу такие художники. Но вот беда – мое поколение уходит. Поумирали, поуезжали, не практикуют…
К сожалению, я сталкивалась и с другими примерами. Когда люди много лет занимались разными искусствами, при этом на развитие эмоций занятия не влияли. Усваивались некоторые навыки, но не более. Поэтому и картинки, и игра на сцене оставались формальными и не выразительными, а пластика – деревянной.
Это зависит не от везения, а от грамотного выбора педагога (наставника, учителя).
***
·       Я рекомендовала бы всеми доступными способами повышать уровень культуры.
Уже писала, что человек, взрослея, получает в подспорье мировую культуру: литературу, музыку, театр, живопись... Потому что все искусство – для людей и про людей. Это источник познания людских желаний, страстей и характеров.
Если человек способен воспринимать произведение искусства не отстраненно, а близко к сердцу, то у него есть реальная возможность научиться думать, размышлять, анализировать, сравнивать.
·       Было бы вполне логично порекомендовать всем ходить по картинным галереям или слушать классическую музыку. Но мне, честно говоря, «стрёмно». Люди с неразвитой эмоциональной сферой могут ничего не понять и не почувствовать. Потому что у каждого искусства свой язык, для понимания которого одного рассудка мало. Необходимы тонкие струны души (их еще называют «фибры души»). А как раз с этими «фибрами» у человека с психопатологическим диатезом дело плохо. Не развиты они.
То есть хорошо бы найти Проводника в мир искусства. Книги по искусству здесь могут помочь в дальнейшем, но для начала это должен быть живой человек, любящий и знающий свое искусство и умеющий заражать своей любовью к нему.
Например, есть в Москве музыковед, который замечательно рассказывал об опере. Выглядело это так – он ставил музыкальный отрывок из оперы и начинал его объяснять: «Представьте себе, сидит король на троне, одинокий такой, и мается – чувствуете, какие здесь мрачные ба́ссо остина́то (упорные басы)? Но вот слышите – скрипочки запели, взлетели! Он еще не знает, а мы уже понимаем, что сейчас кто-то войдет в его покои – женщина или судьба – и в его жизни все изменится
Я на эти лекции с удовольствием отправляла народ, который у меня занимался. И ведь действительно люди открывали для себя классическую музыку!
Недавно  узнала - в силу обстоятельств,  отправлять мне людей учиться понимать музыку некуда…
Таких просветителей, умеющих говорить ярко, умно и почти без терминологии, всегда было мало. Хотя, если поискать, может, повезет?
***
·       Последний совет простой и кондовый: читать хорошие книги.
Вся великая литература – о людях, об их радостях, страстях и горестях, сомнениях, страданиях и поисках. Об их взаимоотношениях – сложных и противоречивых. 
Читая великую литературу, мы развиваем умение угадывать и понимать глубинные цели людей, их истинные взаимоотношения, скрытый смысл поступков и слов. Мы получаем возможность лучше понимать людей, лучше понимать себя...

«… Аня обнаружила, что многие годы она воспринимала великую литературу как сквозь марлевую повязку на лице, которую одевают, чтоб не заразиться. Перипетии героев скользили по поверхности сознания, не трогая, не задевая. Это было что-то про чью-то жизнь и не имело к ней никакого отношения.
Сейчас все было по-другому. Вместе с героями книг она испытывала самое острое блаженство или самые мучительные страдания. Описания природы, в которых она раньше холодно отмечала удачные метафоры, теперь ожили. Со страниц струились запахи и звуки, она их чувствовала, слышала, наслаждалась ими… А хитросплетения чужих судеб заставляли вглядываться в себя, оглядываться вокруг, искать закономерности. Почему у них так сложилось? Могло ли быть иначе? И тут же вставал вопрос: а как у меня? А у других? А почему?..
Она вспомнила, как это – трепетать от мысли. Мысли, которую ты знал, но не сумел сказать, или новой, которую не принимаешь, потому что она незнакома, потом начинаешь примериваться к ней, и вдруг она до тебя доходит, и ты чувствуешь ее красоту и силу… И в этот момент тебя будто приподнимает над землей!
Аня наконец поняла, зачем пишут и читают книги…»
«Секретики. Записки психотерапевта»
********
Я 30 лет работала с психопатологическим диатезом. Очень хорошо знаю, сколь это длительная, сложная, кропотливая работа, которая далеко не всегда заканчивается победой. Могу поделиться собственным опытом – описать наши занятия.

Много лет назад я придумала методику, которая представляет собой сложный комплекс упражнений, основанный на техниках семи видов искусств.
При этом учились мы не ремеслу художника (драматурга, оратора, актера и т.д.). Занятия искусствами для нас были полигоном. Мы учились бОльшему – видеть, слышать, думать, чувствовать, искать, любить…

Живопись
Занятия живописью у нас строятся на отображении своих переживаний при помощи цветовых сочетаний.
Живопись – искусство пластическое, оно зримо, чувственно, осязательно, способно облечь бессознательные переживания в зримый образ – выразить то, что неподвластно словам.
Как музыка слагается по законам сольфеджио, так в живописи царит закон цветовых отношений. Между отдельными цветовыми пятнами картины существует тесная связь: они могут поддерживать друг друга, играть вместе, могут сливаться в ослепительной гармонии; а могут драться и даже убивать друг друга. И неверно взятый цвет «вылетает» из живописного пространства, как фальшивая нота.
Поначалу мы учимся выражать красками разные чувства: тоску, нежность, страх, восторг, отчаяние и т.д. Кстати, по этим первым работам отлично видно, какие эмоции у человека есть в наличии (тоска получается почти у всех), а каких чувств он испытать не в состоянии (с нежностью и восторгом всегда проблемы). Галерея наших творений здесь.
У нас создается целая серия живописных работ. По мере того, как у обучающихся развивается чувствительность к «созвучию» цветов, к многообразию оттенков, они перестают подражать и копировать, а начинают искать свой колорит и индивидуальность. По выражению М. Врубеля: «искать заросшую тропинку к самому себе»…



Стихосложение
Наши упражнения по стихосложению не научат профессионально писать стихи. Они научат тонко и изысканно, лаконично и точно говорить о своих ощущениях. Чем ярче и выразительнее человек умеет описывать свои чувства, тем он понятнее и привлекательнее для окружающих.
У нас на занятиях мы учимся искать «свои» слова для передачи настроения, состояния, тончайших движений души.
Это помогает осмыслению своих переживаний.
Примеры стихов здесь.

Игра с ассоциациями (наш эксклюзив) проводится в течение первого года в начале каждого занятия. Это выстроенный комплекс упражнений, использующий образы, аллегории, метафоры, символы. Всего упражнений более ста.
Примеры упражнений здесь.

Сценическая пластика Любые душевные расстройства нарушают пластику. Опыт занятий спортом здесь не помогает. Тело остается неловким, непластичным. Оно выполняет свои функциональные обязанности − сгибается, наклоняется, но большего ему как будто не дано. Наша цель – развитие пластики от скованной, замкнутой до свободного владения своим телом как инструментом, способным выразить тончайшие движения души.
Вначале это упражнения по развитию пластической выразительности тела: элементы пантомимы, ритуальные поклоны разных стран (испанский, французский), а также имеющие конкретный рисунок танцы: полька, полонез, чарльстон, сиртаки и т.д.
Второй этап включает в себя сценическое фехтование. С помощью сценического фехтования мы научимся вызывать состояние «боя»: это внутренняя собранность, умение концентрироваться, точно бить в цель, достойно парировать удары. (Как нам всем этого не хватает в жизни – не скандалить, но и не отмалчиваться, а корректно отстаивать свое мнение). Эти ощущения, вызванные движением, наша умная психика запомнит и присвоит. И тогда собранность, достоинство, целеустремленность станут чертами характера.
Конец курса посвящен пластическим балетам, в которых собственное тело является средством выражения переживаний. Пластический балет становится и сильнейшим стимулятором, вызывающим новые яркие, сильные ощущения.

Театр импровизации
Первые занятия театром – «живые картины» – посвящены азбуке театральной выразительности: крупному жесту, умению через позу, жест (сначала в статике, потом в движении) передать эмоциональное состояние своего героя.
Затем подключаются упражнения на интонационную выразительность речи. Лишенные возможности передавать суть происходящего словами, «актеры» стараются это сделать через звуковую мелодию речи, используя выразительные возможности интонаций. Посмотреть, как выглядят упражнения на интонации, можно здесь.
Все упражнения описывать слишком долго – их больше 300.
В многочисленных театральных этюдах мы учимся быстро и точно реагировать на новые обстоятельства.
Мы откроем секрет, как, играя другой характер, присвоить его понравившиеся черты и добавить в свой «репертуар». Иногда надо быть жестким и сильным, а иногда – теплым и нежным. Там – отстраненным. Здесь – ярким и открытым. На ваш выбор. Быть разным – это значит вести себя адекватно ситуации, а не созвучно своему характеру («роли по жизни»).
В конце курса возможен вот такой спектакль собственного сочинения, сыгранный на импровизации. Спектакль–притча, мудрый, выстраданный, честный, глубокий…



Драматургия
Драма показывает человека в самые напряженные, самые мучительные моменты его жизни. Как герой ведет себя, оказавшись в сложных обстоятельствах, как он меняется под ударами судьбы, как преодолевает выпавшие на его долю испытания… Это испокон веков было главной темой драматических произведений.
Мы можем сделать вывод, что в процессе сочинения пьесы моделируется поведение человека в критических ситуациях.
Лечебное воздействие драматургии заключается еще и в том, что драматическая форма требует от действующих лиц постоянного публичного самовыражения. В обыденной жизни человеку трудно, а порой и невозможно, перевести в ясные слова то, что неосознаваемо живет в его душе. В пьесе же все эмоциональные реакции героев на происходящее (их страхи, сомнения, желания) находят отражение в многочисленных высказываниях персонажей: репликах, диалогах, монологах.
В результате, образы пьесы, сливаясь с мыслями и чувствами автора, помогают ему понять тайные движения собственной души. Отрывки из пьес здесь.

Риторика
Еще в Древней Греции знали: слово – орудие убеждения, управления, созидания и разрушения. Слово лечит и калечит, возбуждает и охлаждает, словом можно убить и, наоборот, возродить к жизни. В СССР риторику, как всякое оружие, засекречивали – мыслящий человек опасен для тоталитарного государства. Результатом явилось так называемое «речевое одичание», то есть неспособность на родном языке выразить свои мысли и чувства. В сегодняшнем мире оно приобретает угрожающие размеры.
Известно с древних времен: чем богаче речь – тем богаче мышление. Занимаясь риторикой, мы учимся не просто красиво говорить, мы учимся мыслить: глубоко и масштабно, последовательно и логично.
В риторике все имеет значение: подбор слов, построение и ритм фразы, интонации и жесты. По меркам АСТ каждая речь должна становиться событием и маленьким произведением искусства. Она должна быть умной и глубокой, она должна заражать и завораживать, мало того, она должна быть искренней и идти от сердца.
Риторика в АСТ уникальна «подготовительным этапом» к ней. На стихосложении мы учились «лепить» фразу, театральные упражнения выработали свободу на сцене – все наши упражнения в других искусствах помогают овладеть Царицей искусств – так древние греки называли риторику…



**********
Методика, по которой я работала, – это сложная, выстроенная система, в которой каждое задание имеет смысл и цель.
Есть и еще одна особенность наших занятий – я отношусь уже к «старой гвардии» специалистов, поэтому работаю с крошечными группами. Причем для каждой разрабатывается своя оригинальная программа – в зависимости от индивидуальных особенностей каждого участника группы (сейчас так никто не работает).
И, кстати, всю жизнь работаю в паре с врачом психиатром-психотерапевтом, который не только препараты может назначить, но и индивидуальную психотерапию провести.
Но я ведь уже почти не практикую, потому что «зима катит в глаза»…
Возможно, кто-нибудь найдет в сети нечто похожее, близкое по результату. 
Возможно, кто-то найдет в Интернете что-то лучше, интереснее.
Я буду искренне счастлива! Потому что прекрасно понимаю, что какой бы эффективной ни была моя работа, она в прошлом, и это капля в море
***
Вот мы и подошли к критериям лечения.
Лечение – штука конкретная. И принцип любого лечения: было – стало.
Лечение души предполагает конкретный результат – качественные изменения в жизни человека, в его характере, в его взаимоотношениях с людьми, с миром.
Был холодный, закрытый, вялый, непонятный… Стал теплее и выразительнее, приоткрылся, энергии прибавилось…
Что такое изменения, видимые невооруженным глазом, можно увидеть в фильме:


На самом деле, для лечения психопатологического диатеза идеально подошла бы арт-терапия! Что происходит с арт-терапией в нынешнем мире, – в следующий раз.

***
По традиции закончу коротким стихотворением, отражающим мироощущение при психопатологическом диатезе (из антологии АртСинтезТерапии).

Кто ты дитя, сидящее во мне?
Тебя давно не чую и не помню,
Как будто пребываешь ты во сне,
Похожем на безвременную кому.

Дитя, еще ты живо? Отзовись!
Желаньем мимолетным, любопытством,
Огнем, на миг лишь вспыхнувшим в глазах,
Шальною, не затасканною мыслью.

Как я тебя желаю отогреть,
Вдохнуть хотя бы жизни отголоски.
Чтоб вместе нам с тобою потеплеть,
И если посчастливится, успеть
Глотнуть над серой кладкой пряный воздух.
Д. П.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Красивая заставка про буквы: И ее близкая родственница - заставка про пуговицы ...
Уже неделю новый этап из "я сама" горшковая тема под катом "я сама писать унитаз". То есть сама спускается по лестнице, притаскивает стульчик, залазит и висит там в позе орла:) потом отрывает туалетную бумагу, вытирает и смывает. При этом все ...
В нашем, современном мире все куда-то постоянно бегут, спешат, и мы всё чаще обнимаем наших родных и близких только лишь на словах. И ведь ни кто и не задумывается, что объятия – это не просто сближение двух людей, а обмен положительными эмоциями. ...
в картиночку - тыц! и прощайте дела)))спасибо kolyaka и Аardmananimations ...
Господа, у нас меня есть для Вас две новости - хорошая и плохая. Хорошая: русский национализм стал силой, с которой уже нельзя не считаться. Поэтому даже такие партии, как "Правое дело", вынуждены так или иначе раскручивать "русский вопрос" ...