![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomnovayagazeta6517829241300241300_600.jpg)
«Ле-Бурже» сложил крылья
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![«Ле-Бурже» сложил крылья «Ле-Бурже» сложил крылья](https://ic.pics.livejournal.com/novayagazeta/6517829/241300/241300_600.jpg)
Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
В Ле-Бурже закрылся крупнейший в мире, международный Парижский авиакосмический салон. По итогам форума, куда впервые с 1957 года не допустили российских участников, был зафиксирован курс на новый, невиданный до сих пор, рост пассажирского авиационного сектора, перед которым стоит три главных вызова: работа над максимальным снижением вредных выбросов в атмосферу, резкое увеличение авиапарка, массовый набор кадров (как для авиакомпаний, так и для заводов, выпускающих самолеты).
Самые большие перспективы для производителей пассажирских самолетов открываются в крупнейшей стране мира, Индии — к слову, на нынешнем салоне был установлен абсолютный рекорд в области гражданской авиации: индийская компания IndiGo заказала сразу 500 самолетов у Airbus. Европейский производитель, по предварительным данным, в этом году в Ле-Бурже вышел абсолютным победителем в «битве заказов», которую он непрерывно ведет с американской компанией Boeing. Согласно подсчетам специализированного издания L'Usine Nouvelle, Airbus получил 846 заказов, опционов и обязательств (по сравнению с 363 на конец прошлого салона в 2019 году), а Boeing — 288 (по сравнению с 292 в 2019 году). Уточненные результаты будут известны в начале июля, когда производители опубликуют официальные пересмотренные книги заказов (включая эффект отмены и отсрочки), однако тенденция понятна.
У гражданской авиации огромный резерв для роста — как в Индии, так и в целом в мире — учитывая, что почти 80% населения Земли никогда не летали.
Эксперты предсказывают в ближайшие двадцать лет удвоение рынка гражданской авиации в среднем на планете (при этом в Индии ожидается пятикратный рост, а в Китае — трехкратный). Россия тоже могла быть в числе выдающихся «агрегаторов роста», но была отрезана от доступа к иностранным технологиям и новым самолетам после 24.02.2022.
Наряду с битвой гигантов в области массовых пассажирских перевозок салон продемонстрировал развитие новых «игроков» в области электрических и гибридных легких самолетов и летающих такси (компания ADP, управляющая аэропортами французской столицы, пообещала запустить первую коммерческую службу легких такси к Парижской олимпиаде-2024).
Декарбонизация сектора была предметом особого внимания властей и прессы, и для этого на салоне создали отдельную «лабораторию идей» Paris Air Lab.
Как отмечает RFI, развитие «зеленой авиации» изучается по трем основным направлениям.
Первое и самое реалистичное — разработка двигателей, которые
потребляют меньше топлива. Французский производитель Safran
заявил:
«Мы решили запустить, вместе с нашим партнером General
Electric, очень амбициозную программу технологического развития,
чтобы создать двигатель под названием RISE, который будет
потреблять на 20% меньше топлива».
Двигатель уже «вступил в фазу частичных испытаний, предшествующих летной демонстрации в 2026–2027 гг.», — уточнили в компании.
Двигатель будет установлен на самолете A380. И Airbus, и Safran ожидают, что двигатель поступит в массовую эксплуатацию в 2035 году.
«RISE — наш чемпион. Он будет на 100% совместим с устойчивыми видами топлива и сможет работать на водороде. Конкурирующих проектов прорывных двигателей не существует», — заявил в комментарии для Le Monde Жан-Поль Алари, президент Safran Aircraft Engines.
Во-вторых, идет разработка альтернативных керосину (использование которого в авиации на сегодня — 99,9%) видов биотоплива. Разрабатываются решения и для создания самолетов на водороде, что является гораздо более сложной задачей.
В-третьих, идет развитие электрических самолетов (однако их
автономность и вместительность пока ограничена из-за слишком
большого веса аккумуляторов, поэтому можно утверждать, что
электрические дальнемагистральные реактивные самолеты появятся еще
очень нескоро).
Отдельный вопрос — вызванное событиями в Украине наращивание
военных расходов: как для развития важнейшего в современной войне
«сектора» беспилотников, так для производства самолетов и для
усиления слабой на сегодняшний день европейской системы
противовоздушной обороны.
Для этого (а также для того, чтобы защитить права франко-итальянских производителей систем ПВО) «на полях» салона 19 июня французские власти провели «европейскую конференцию по противовоздушной обороне», которая пока не привела к объявлению новых решений. Открывавший конференцию Макрон хочет внести «правки» в представленный минувшей осенью канцлером ФРГ проект «небесного щита» для Европы — Euro Sky Shield Initiative (ESSI). Проектом предусмотрена массовая закупка для защиты европейского неба систем ПВО, производимых Германией, США и Израилем.
Макрон, давно борющийся за создание «независимой европейской системы обороны» (в подкрепление к НАТО), критикует немецкий проект за присутствие в нем неевропейских систем. В ответ Шольц уже заявил, что Германии, на фоне происходящего в Украине, нужна «немедленная защита». Именно поэтому вариант быстрой закупки немецких зенитных систем Iris-T (для ПВО ближнего радиуса действия), американских Patriot (для среднего радиуса действия) и американо-израильских Arrow-3 (для дальнего радиуса) «является оптимальным». «Это то, что мы можем сделать сейчас немедленно, и многие европейские страны считают, что эта защита нужна им сейчас», — сказал канцлер в интервью французскому телеканалу LCI.
Пытаясь снизить напряжение между двумя главными европейскими
столицами, Шольц добавил:
«Мы вместе с Францией разрабатываем к 2040-м годам совместную
систему ПВО, самолеты, систему беспилотников, облако, это очень
большой, очень амбициозный проект».
Беспилотники тоже были в центре внимания экспертов на нынешнем салоне.
Le Figaro приводит в пример парижскую компанию ETI Turgis & Gaillard, «произведшую фурор», представив на статической выставке прототип беспилотника Aarok, 5,5-тонного аппарата класса Male (расшифровывается как Medium Altitude Long Endurance), который способен нести 1,5 тонны оружия, с заявленной автономностью «свыше 24 часов», и при этом — вдвое легче разрабатываемого несколькими странами «европейского беспилотника» Eurodrone. Aarok позиционируется как «суверенная альтернатива» американскому General Atomics Reaper, который в настоящее время используется войсками Франции за неимением французского решения. Производители обещают, что Aarok стоимостью «5–10 млн евро» будет дешевле «американского аналога» (который стоит в районе 20 млн).
***
Всего на нынешнем салоне в Ле-Бурже поучаствовали 2500 компаний (из
них 300 — стартапы) из 46 стран. Салон, по данным организаторов,
также посетили «222 официальные делегации оборонных и ведомственных
организаций из 97 стран, 39 министров и государственных секретарей,
54 начальника генштабов».
Посмотреть стенды и показательные полеты пришло более 300
тысяч человек.
На выходе в воскресенье вечером, 25 июня, зрителям и участникам
объявляли через местное радио, а также — посредством плакатов на
дверях выставочных ангаров: «Спасибо, что поучаствовали в 54-м
(Парижском) международном авиакосмическом салоне! Рандеву на 55-м —
с 16 по 22 июня 2025 г.».
Юрий
Сафронов,
обозреватель «Новой», Париж
|
</> |