Латвия | Елгава (Jelgava): Бывший центр европейской аристократии


Столица Курляндского герцогства; центр европейской аристократии; Людовик XVIII, бежавший в Митаву от Великой французской революции; одна из первых крупных работ Растрелли; практически полное уничтожение города во время Второй мировой войны; восстановление в «лучших» традициях советского градостроительства и новые проекты 21 века. Всё это – о Елгаве, по улицам которой мы с вами сегодня и прогуляемся.
Елгава (ударение делается на первый слог) является одним из старейших городов Латвии: она была основана в 1265 году, когда Ливонский орден крестоносцев решил построить неподалёку от одной из крупнейших рек региона – Лиелупе – свой замок. Другие же источники утверждают, что некая небольшая деревушка находилась на этом месте и до строительства замка, но о ней практически ничего не известно, поэтому датой основания считается именно вышеупомянутый год. К слову, в то время и вплоть до 1919 года город носил совсем иное (и, на мой личный взгляд, более благозвучное) имя – Митава. Поэтому не удивляйтесь тому, что в дальнейшем я буду использовать оба эти названия.
Как я уже сказал, Митава была основана ещё в середине 13 века, но в течение трёх последующих столетий оставалась, по сути, лишь милитаризированной крепостью с небольшим торгово-ремесленным поселением неподалёку. Развитию Митавы в полноценный город мешали регулярные набеги литовцев, грабивших и убивавших местное население. Городские права Митава обрела лишь в 1573 году, но уже спустя всего пять лет стала столицей Курземского и Земгальского герцогства.
Потом, как обычно в истории крупных и значимых городов, были взлёты и падения, эпидемии и войны, приход к власти как талантливых правителей, так и полностью бездарных. Но одно оставалось неизменным: на протяжении всех этих веков Митава была главным региональным центром, в плане своей значимости отставая лишь от Риги.
Однако наибольший расцвет Митавы пришёлся на период правления Биронов (18 век) и нахождение в составе Российской империи в качестве Курляндской губернии (с 1795 года).
Впрочем, начался данный подъём ещё незадолго до этого. Как известно, Анна Иоанновна, взошедшая на российский престол в 1730 году, являлась герцогиней Курляндии, где жила и правила на протяжении 20 лет. Проведя здесь практически половину своей жизни (императрица скончалась в возрасте 47 лет), она, само собой, «обросла» в Митаве самыми разнообразными знакомствами и даже привязанностями, которые сохранила за собой и после переезда в Петербург. Так, например, главным фаворитом Анна Иоановны был Эрнст Иоганн Бирон, ставший в 1737 году герцогом курляндским. А в середине 18 века с подачи Анны Иоанновны была возведена главная достопримечательность Елгавы, впечатляющая своим видом и по сей день – Митавский дворец.
В 1795 году в ходе очередного перекраивания карты Европы, Курляндское герцогство вошло в состав Российской империи, превратившись в Курляндскую губернию и сохранив за Митавой статус регионального центра. Помимо данного сугубо административного статуса, Митава сумела сохранить и куда более важный социальный статус «места притяжения» европейской аристократии. В местном дворце нередко собиралась самая что ни на есть верховная знать со всего континента, а будущий король Франции Людовик XVIII (на тот момент находившийся ещё в статусе претендента на престол), бежавший от преследования на родине, и вовсе проживал в Митаве с 1798 по 1801-й, а также с 1805 по 1807 года.
Середина 19 века ознаменовалась (несколько запоздалым) началом промышленной революции в данном регионе, и Митава превратилась из города аристократии в крупный индустриальный центр: были открыты разнообразные предприятия, проложена железнодорожная линия в Ригу.
Серьёзный удар был нанесён Елгаве во время Второй мировой войны. Были уничтожены не только многочисленные предприятия, но и практически все жилые постройки, весь исторический центр: в течение нескольких месяцев город находился прямо на линии фронта, где происходили ожесточённые бои.
После войны с восстановлением к тому времени уже глубоко провинциального города решили особо не заморачиваться, а застроить самыми обычными на тот момент типовыми многоэтажками, из-за чего центр Елгавы местами до сих пор напоминает спальный район любого постсоветского города.
Во второй половине 20 века Елгава была известна, прежде всего, благодаря автозаводу RAF, выпускавшему легендарные одноимённые микроавтобусы.
В последние десятилетия Елгава продолжает активно развиваться и пытается обрести свой туристический облик. В последнее время был приведён в порядок квартал сохранившейся деревянной застройки, сооружена современная набережная, организовано пространство для пеших прогулок, проложена эко-тропа к пастбищу полудиких лошадей (да, прямо в черте города).
На сегодняшний день в Елгаве проживает почти 55 000 человек, что делает её четвёртым крупнейшим городом Латвии.
Ну а мы прибыли сюда на поезде. В разных источниках пишут, что это – первое и единственное здание елгавского вокзала, сохранившееся до наших дней с момента прокладки железнодорожной линии в 1868 году. Но то ли врут, то ли последний ремонт оказался крайне неудачным (я склоняюсь именно к этому варианту), но на индустриальный памятник с полуторавековой историей оно ну никак не тянет.
Тем не менее, стоит отметить, что данный вокзал – второй по величине во всей Латвии (после рижского, разумеется).

Зато внутри вокзала висит весьма и весьма любопытная схема железнодорожных маршрутов времён Первой республики. Сегодня подобный план ограничился бы лишь Литвой да Эстонией, что, несомненно, очень печально. Хотя, с другой стороны, и на том спасибо – буквально несколько лет назад на такой карте не было бы и Литвы: пассажирское железнодорожное сообщение между этими двумя соседними странами отсутствовало более десятка лет.

Рядом с вокзалом – старинное служебное железнодорожное здание. Ныне в нём располагается небольшой музей соответствующей тематики, который, к сожалению, работает со среды по субботу – мы в него попасть не смогли.

С противоположной стороны привокзальной площади – памятник освободителям Елгавы и средних размеров парк, через который необходимо пройти, если вы всё же решили не топтаться на месте, наблюдая за поездами, а осмотреть ещё и центр города.

Где-то вдали виднеются довольно симпатичные здания… Но мы туда не пойдём. Нам нужен настоящий центр Елгавы!

И… *барабанная дробь* вот он!

Да, я не преувеличиваю – именно так и выглядит большая часть центра (историческим его назвать язык не поворачивается) Елгавы. Как я уже упоминал, во время Второй мировой войны он был практически полностью уничтожен, и восстанавливали его донельзя просто и незамысловато. Поэтому не стоит удивляться рядам самых обычных хрущёвок на одной из центральных улиц города.



Встречаются, конечно, и отремонтированные здания, которые на общем фоне сильно выделяются (в лучшую сторону, само собой), но вообще работы по благоустройству в Елгаве – непочатый край. Хотя, справедливости ради должен отметить, что уже сделано очень и очень многое, что мы с вами вскоре и увидим.

На торцах хрущёвок кирпичами выложены три громких слова: Darbs – Brīvība – Miers, что переводится как: Работа – Свобода – Мир. Хм, где-то мы уже слышали нечто похожее.

Неприятно удивила Елгава крайне скудным выбором кафе и ресторанов, из-за чего нам пришлось попотеть, прежде чем удалось найти хоть что-то, где можно было пообедать в выходной день. В результате пришлось остановиться на самой обычной и простой столовой, располагавшейся вот в этом здании (к слову, еда там оказалась вполне достойной). Да, по дороге нам попался ещё и весьма приличный суши-бар, но данное блюдо у меня как-то не ассоциируется с тем, чем я могу сытно отобедать.

После обеда мы пошли в квартал отреставрированной исторической и преимущественно деревянной застройки.



Подобная архитектура крайне характерна для латвийской провинции, и до сих пор обильно встречается в самых разных уголках страны.


Очень классные парковочные места для велосипедов!

А буквально через дорогу от данного квартала располагается дореволюционная застройка, на реставрацию которой, видимо, денег не хватило. А жаль! Подобные полупромышленные исторические здания нередко приводят в порядок и даже делают визитными карточками тех или иных городов, ибо выглядят они симпатично и являются ярким отражением своей эпохи.



Необычное архитектурное решение: вход в дом внутри арки.

Скульптура «Спички», одна из которых выгорела. Всё как в жизни.

Одна из доминант города – башня церкви Св. Троицы. Сама церковь была разрушена во время Второй мировой войны, но башня сохранилась, и сейчас в ней находится музей, посвящённый истории Елгавы (Митавы) и региона в целом. Великолепная экспозиция, узнал очень много нового, поэтому однозначно рекомендую как одно из самых интересных мест во всём городе!
В левом нижнем углу на фото также можно увидеть памятник Янису Чаксте – первому президенту Латвии, занимавшему данную должность с 1922 по 1927 года.

Музейную экспозиция я показывать не буду – она по большей части интерактивная, и передать всю её прелесть на фотоснимках просто невозможно. Зато сама башня увенчана стеклянной крышей, через которую открывается живописный вид на Елгаву.
К сожалению, крыша сделана из очень толстого стекла, поэтому полностью избавиться от бликов и отражений на фото не удалось даже с помощью постобработки. Так что давайте просто представим, что нам в лицо светит яркое летнее солнце (так оно и было на самом деле).




По ту сторону времени.

На задней части башни оставлены следы уничтоженной церкви.

Вообще, церквей в Елгаве на удивление много. При этом, все как на подбор – красивые, изящные, хранящие в себе историю былых веков.
Самая старинная из них – это лютеранская церковь Св. Анны, построенная в середине 17 века. Правда, в 20-м столетии она дважды перестраивалась, но общий облик остался прежним.

Главный католический храм Елгавы – собор Пресвятой Девы Марии – гораздо моложе: он был возведён в 1906 году и лишь недавно отпраздновал своё столетие. Тем не менее, выполненный в утончённом неоготическом стиле, выглядит он гораздо симпатичней и является истинным украшением города.

Имеется в Елгаве и крупный православный храм – собор Св. Симеона и Анны. Первая православная церковь была основана на этом месте ещё в начале 18 века, но неоднократно полностью перестраивалась и свой современный вид приобрела лишь в 1892 году.

Необычный оранжевый фасад имеет ещё одна елгавская церковь – Св. Иоанна – построенная в середине 19 века.

На этом мы заканчиваем с церквями и переходим к безусловно главной городской достопримечательности – Елгавскому (или Митавскому) дворцу!
Дворец был построен в середине 18 века (строительство заняло 34 года – с 1738 по 1772 года) по проекту знаменитого архитектора Бартоломео Растрелли, который в то время ещё только начинал свой профессиональный путь. Именно благодаря Митавскому и Рундальскому дворцам он был замечен как один из талантливейших архитекторов своего времени, приглашён в Петербург, где спроектировал, возможно, самые роскошные дворцы и церкви за всю историю существования Российской империи.
К сожалению, внутреннее убранство дворца до наших дней не дожило – он был полностью разграблен и сожжён ещё в 1919 году во время боёв за независимость Латвии. И пусть впоследствии дворец был отстроен заново, исторический облик был возвращён лишь фасаду; интерьер восстанавливаемого дворца проектировался с учётом нужд Сельскохозяйственной академии, которая располагается в его стенах и по сей день (правда, под недавно принятым названием «Латвийский университет бионаук и технологий»).
Туристов же может заинтересовать усыпальница курляндский герцогов – небольшой склеп, находящийся в одном из подвалов дворца.
Дворец окружён небольшим и ничем не примечательным сквером.


Вот он, собственной персоной! К сожалению, не удалось сделать панорамное фото главного фасада, но и без этого всё его великолепие видно невооружённым взглядом!


Ещё одно роскошнейшее, но куда меньшее по размерам здание той эпохи – Елгавская академическая гимназия (или Academia Petrina) – первое высшее учебное заведение на территории современной Латвии, открывшее свои двери в 1775 году. Как видите, первое учреждение подобного плана появилось именно здесь, в Митаве, а не в Риге.
В наше время в бывшем здании гимназии располагается музей истории и искусства.

Ну а теперь пришло время взглянуть на современный центр Елгавы, общественным пространствам которого может позавидовать любой другой латвийский город.
Визитной карточкой современной Елгавы являются набережная и остров Паста (Pasta sala, что переводится как «Почтовый остров»). И получились они просто великолепно! Это – ярчайший пример качественного современного городского планирования и того, как из практически пустого места (прежде на острове Паста росли одни деревья да кусты) можно сделать главный центр притяжения как местных жителей, так и гостей города.
Набережная с разделённой пешеходной и велосипедной частями.

На островах (помимо Паста, рядом располагается ещё один – Пилс (Pils или «Дворцовый»), на котором, как нетрудно догадаться, и находится Елгавский дворец) имеются кафе, прокат катамаранов и лодок, место для выставки песчаных фигур и многое другое.

К слову, именно здесь я впервые в жизни покатался на катамаране. Да, в 33 года, но вот так вот получилось. Не зря ж говорят, что лучше поздно, чем никогда.

Имеется на острове даже концертный зал под открытым небом.
