Лалик и его украшения
rikki_t_tavi — 30.06.2013 Я несколько лет назад была на большой выставке, посвященной предметам роскоши от трех знаменитых ювелирных домов - Фаберже, Тиффани и Лалик. Купила там книгу Artistic Luxury: Faberge, Tiffany, LaliqueПро книгу расскажу еще отдельно, а общие выводы от выставки остались такие: Фаберже это дорогой китч, Тиффани дорого, но скучно, а Лалик гений.
Арт-нуво вообще безусловно прекрасно, я не знаю человека, которому бы оно не нравилось. Мне нравится в нем сочетание органической, текучей очень реалистичной изобразительности, которая вписана в геометрические упорядоченные формы. Такой организованный природный смерч.
Давно хотела с вами Лаликовские украшения порассматривать. Сейчас фирма перешла на стекло, и все узнают их матовую стеклянную поверхность, а начале века прошлого он создавал красивейшие украшения. Если бы у меня была лаликовская брошь, я бы наверное ее носила каждый день, чтобы наслаждаться.
Сначала украшения с человеческими фигурами и лицами.
Мне кажется, эта пара из историй Паоло и Франческу. Лалик делал такие пары, часто в поцелуе. Вырезанная из слоновой кости миниатюрная скульптура настоящая художественная работа. Мне нравится, как юноша выступает - практически круглая скульптура объемная, а девушка тает в фоне низким рельефом. Узор вокруг образуется колосьями. И вот это совершенно гениальное дизайнерское умение - колосья остаются узнаваемыми растениями и при этом образуют безупречный декоративный узор из выпуклых треугольников.
Центральная часть с рельефом - треугольник с выпуклыми сторонами, он очерчен толстыми линиями зеленых стеблей. Каждая плавная линия стебля заканчивается сгибом и колосом, и этот сгиб тоже образует выпуклый треугольник. Радиально расходящиеся усики колосьев задают свой ритм, похожий на плавники у рыб. Между усиками мелкие бриллианты. Линии уходят от резной миниатюры и возвращаются к ней, как лучи света по золотым остям колосьев. Одна из часто встречаемых деталей - подвеска из одиночного камня или жемчужины внизу.
Здесь цветы не декорируют вокруг изображения женщин, а срастаются с ними. Изящные фиалки превращаются в тонкие профили. И опять, хотя линии стебельков и самих цветков очень живые и натуральные, все вместе превращается в выверенную декоративную композицию в форме перевернутой капли. Традиционная жемчужина внизу.
Здесь цветок анютиных глазок вверху практически натуральный, но внизу переходит в уравновешенную симметричную форму, внизу которой маленькое лицо в обрамлении будто из золотистых чешуек.
Опять сочетание стихийной вольности и безупречной геометрической формы. Нежный полупрозрачный рельеф женщины внутри в обрамлении голубых листьев плюща(?) Изгибающаяся лоза усыпана мелкими бриллиантами, эмалевые листья разного размера идут от нее вольно и как бы беспорядочно, но все вместе собирается в треугольник с вогнутыми сторонами, и масса листьев так уравновешена, что кажется практически симметричной.
Я на эту девушку с двойной старинной флейтой давно смотрела, но только сейчас разглядела, что она стоит га золотом хамелеоне или гекконе. Его хвост , завивающийся спиралью, служит опорой для маленькой фигурки из золота в эмалевом платье. Спираль эта создает геометричность, упорядоченность в композиции, завитки ее дают опору флейтам. Вы и не заметили, как эти точки пересечения волос, плеча, флейт сыграли технологическую роль - сделали констуркцию крепкой, без провисающих и вихляющихся частей - и при этом усилий незаметно, фигурка стоит абсолютно в вольной изящной позе и хвост закручивается ровным движением. И при всей реалистичности хамелеона, позы девушки, многочисленных складок ее текучей одежды, общие очертания подвески остаются четким овалом на прямоугольном основании.
Золотой рельеф c прекрасной девой-сфинксом в оправе из бриллиантов. Его рельефы - настоящие произведения искуства. Фигура выглядит совершенно не стилизованной, реалистичной и при этом прекрасно вписанной в строгую яблокообразную форму.
Вот эти следующие две из очень мне нравящегося раздела. Хотя они в описаниях именуются просто женскими обнаженными фигурами, я уверена, что они изображают паркове статуи. Маленькая фигурка с кувшином вырезана из слоновой кости, три прозрачных камня окружают ее. Вокруг свисают золотые с эмалью ветви глициний. И опять, если присмотреться - ни одной симметричнойдетали - все ветки и грозди цветов разны, но уравновешенность их делает всю композицию зрительно симметричной. При этом даже стволы глициний и ветви окружающие постамент растут органически и прихотливо. Сгиб стволов наверху очень естественнен и при этом создает петли для крепления цепочки.
Здесь статуя практически такая же, тоже вырезана из слоновой кости, стоит в обрамлении из васильков. Эмаль в три синих оттенка чуть оттенена золотом. Стебли образуют вертикали, перечеркивающие лодкообразную форму внешнего контура.. И опять безупречное сочетание выверенной геометричности, отсутствия хаоса - и совершенно вольных, живых, реалистичных форм цветов
В этом сочетании, мне кажется, главная прелесть Лалика. Ведь обычно мы видим либо реалистичные изображения, либо стилизованные, узорные - а он лихо смешивает оба варианта и они нисколько не борятся друг с другом, так мастерски объединены в дизайне.
Потом еще расскажу. Это маленький кусочек того, что я себе насохраняла с пинтереста.
|
</> |