ЛАквила - часть 4. Сан-Бернардино


Если вы пойдете от автостанции в центр не кружным, но пологим, а прямым, но очень крутым путем, то вы увидите базилику Сан-Бернардино на вершине длинной лестницы. Насчет крутости пути я вас предупредил: через пару дней жизни в горах вы такие подъемы будем "брать" не запыхавшись, а вот без тренировки такое восхождение даётся с трудом!
Из центра же Сан-Бернардино достижим по прямой широкой улице)))

Сан-Бернардино не просто стоит на вершине холма, он сам является одной из признанных вершин абруццского Ренессанса. Но теперь по порядку.
И канонизация св. Бернардина, и строительство базилики случились так быстро, потому что были живы и активны два его сподвижника - Иоанн Капестранский и Иаков Маркийский, тоже будущие святые. СМР начались в 1454 году, но землетрясение 1461 года прервало работы, они возобновились в 1464 и завершились в 1472 году, когда мощи святого Бернардина были перенесены в церковь. Работами руководили непосредственно Иаков Маркийский (Иоанн Капестранский к тому моменту уже умер после победы христиан над турками под Белградом, в той битве Иоанн участвовал лично) и наш старый знакомый Сильвестро д'Аквила, чьи работы мы еще неоднократно будем встречать в Абруццо. В 1488-1489 годах базилику увенчал самый большой в Абруццо на тот момент купол. В течение 1525-1542 годов поэтапно был воздвигнут нынешний фасад по проекту еще одного нашего старого знакомого - Кола дель Аматриче (мы его работы видели в Асколи Пичено).
А в 1703 году все это великолепие рухнуло - точнее, стены устояли, а купол и своды обрушились. В 1707 - 1730 годах под руководством трех сменявших друг друга архитекторов (Джован Баттиста Контини, Филиппо Бариджони, Себастьяно Чиприани) церковь была отстроена заново уже в стиле барокко. В 2009 году случилось последнее (надеюсь!) землетрясение, кампанила рухнула на апсиду и повредила средокрестие с куполом. В 2015 году храм был вновь открыт для богослужений, а в 2017 году сюда вернулись мощи св. Бернардина.
Очень надеюсь, что на этом многострадальная история Сан-Бернардино закончилась. А вы говорите: Рим - вечный город...Да, ЛАквила ему сто очков вперед даст.
Фасад XVI века от Кола дель Аматриче очень хвалят. В нём гармонично сочетаются горизонтальные (три яруса) и вертикальные (ряды колонн, причем в первом ярусе они коринфские, во втором ионические, в третьем дорические) мотивы, что богословы (богослов - хороший человек в отличие от бог ослов - плохой человек) толкуют как призыв к единению с Богом (вертикаль) и друг с другом (горизонталь).

Это личная эмблема св. Бернардина - имя Христа Спасителя во славе.


В люнете Богородицу умоляют святые Франциск и Бернардин, а также просто ктитор - Джироламо да Норча (т.е. из Норчи - родины св Бенедикта; увы, этот город тоже разрушен землетрясением, но в 2016 году). Автор - то ли сам Сильвестро д'Аквила, то ли его ученики.
Базилика была построена для того, чтобы вмещать массу паломников, поэтому такой широкий главный неф. По изначальному замыслу мавзолей св Бернардина должен был находиться в средокрестии, но затем его перенесли в боковую капеллу - по счастью, а то в эпоху Конрреформации могли его и снести.

Взгляните на плафон (авторы XVIII века - Фернандо Моска, Джироламо Сенатьемпо)




А теперь пойдем по правой стороне, заглядывая в капеллы.
Во второй из них (Олива Ветусти) алтарный образ выполнен Андреа делла Роббиа:


Воскресение со свв Бенедиктом и Схоластикой (слева), Франциском и Кларой (справа)

Коронация БМ
Далее будут фрагменты пределлы:




В следующей капелле (Нотар Нанни) находится деревянная статуя БМ работы Сильвестро д'Аквила, но тут случилась промашка: я в полумраке не стал ее снимать, понадеявшись на Вики, а тамошние фотографы, видимо, понадеялись на меня), так что фотографии не будет...
Затем у нас капелла св Бернардина с его мавзолеем (будет отдельный рассказ). В правой ветви трансепта алтарь не то чтобы примечательный, а просто огромный.

И далее в бывшей ризнице сохранились фрески XV века, правда, очень фрагментарно.



В пресвитерии (сам он XVIII века и малоинтересен) слева сохранился мавзолей Марии Перейра Кампонески и ее маленькой дочери Беатриче работы Сильвестро д'Аквила (1488)




Ну и алтарь в левой ветви трансепта - для симметрии с правой частью.

Капеллы по левой стороне базилики даже сайт церкви считает неинтересными, так что не будет тратить драгоценное время и вернемся к мавзолею св Бернардина...
|
</> |