Лагерь Марабу в Финляндии
a-shen — 17.08.2024 Организаторы (Кузнецов, Кадиева и другие) позвали меня провести занятия для участников подростковой смены (общая тема смены была сформулирована как "правда и ложь") по чему-то логическому или математическому (изначальный заказ содержал слова "многозначная логика", но реально мы договорились о чём-то типа "простейшие примеры математических рассуждений" - в расписании это было под названием "Докажи!"). Это происходило в Финляндии, на озере в Карелии (недалеко от Сортавалы, но с другой стороны границы). Всего было чуть меньше двух недель, моих занятий там было примерно 7 дней (в большинстве случаев около 30 участников делились на две группы и занятия были в разное время). Параллельно там была "детская смена" (граница, как я понял, примерно 14 лет). Я с удовольствием согласился в порядке отпуска (там не жарко! - тем более что они любезно купили мне билет и предоставили место для жилья и еду, а Арман Туганбаев их рекомендовал).Место.
Занятия были в сотрудничестве с финским учебным центром (который когда-то обучал новых иммигрантов финскому языку и т.п., и в учебное время там занятия - летом он почти свободен, и Марабу с ними договорились). Там есть несколько корпусов со спальнями на 2-3 человек, и много учебных аудиторий (с белыми досками и компьютерными проекторами). Находится центр на острове (помимо него там ещё небольшие гостиницы и другие жители) среди чистейшего озера. Ближайшая станция (одноколейной неэлектрифицированной) железной дороги километрах в четырёх, есть автобусы (видимо, до Лаппенранта), так что при желании можно приехать и уехать самим (но, конечно, был трансфер в аэропорт). Но, скажем, супермаркета в пешей доступности нет. Там есть столовая типа буфета - шведского стола, там совсем немного сотрудников, но удивительным образом они без всякого напряга и очередей кормили человек 100-150 школьников разных возрастов (и неплохо кормили): завтрак, обед, полдник, ужин, поздний ужин...
Организация.
В каждой из смен ("детской" и "подростковой") были "вожатые" и "преподаватели" - от последних ожидалось проведение занятий и всё (у старших школьников в день было три полуторачасовых занятия), а вожатые огранизовывали всю оставшуюся жизнь, так что свободного времени у школьников (а потому и у вожатых) почти не было. Вожатыми в основном были разные молодые учителя (по большей части гуманитарных предметов). Безопасная среда запрещала купание в озере (к счастью, было не жарко), и вообще выход за территорию лагеря (никак не огороженную) и даже пребывание там (и тем более на мостках над озером) без взрослых. По правилам в каждую комнату (спальню) могли заходить только те, кто там живут - видимо, во избежание. Был врач, и школьникам было велено при малейшем недомогании к нему идти, что они и делали (и даже один раз меня разбудили, когда врач не откликался - чтобы я постучал настойчивее). И врачу надо было сдать все лекарства (и предупредить о болезнях). Школьники относились к этому с пониманием (и даже, говорят, жаловались - уж не знаю, всерьёз ли - что их оставили на пирсе без присмотра).
Вожатые.
Вообще работа вожатых произвела на меня большое впечатление - видно, что они действительно интересуются делами и переживаниями школьников (по-человечески, не только профессионально), и школьники к ним тоже хорошо относятся. Вожатые устраивали всякие игры, и школьники охотно в них участвовали - и понимание вожатых, как можно привлечь и удержать внимание школьников, очень важно (и именно его отсутствие у меня - и отчасти у других преподавателей - затрудняло занятия)
Занятия
Было несколько курсов - с условными названиям "Искусство застольной беседы", "Мозг", "Маркетинг" и т.п. (мои занятия шли под названием "Докажи"!), каждый состоял из 3-7 занятий, в большинстве случаев школьники делились на две группы. Моя начальная идея - разбирать со школьниками у доски разные поучительные математические рассуждения в ходе совместного решения задач - совершенно провалилась. Оказалось, что при общей доброжелательности школьники почти не в состоянии сосредоточиться и разумно следить за ходом обсуждения - очень скоро они отвлекаются на игру в карты, плетение фенечек, разговоры и т.п. Хорошо ещё, что у школьников забрали телефоны в самом начале (и выдавали их на час вечером). Охотно (порой чересчур) высказывая свои соображения, особенно по вопросам, где достаточно мнения, они совершенно не слушают других и общее обсуждение невозможно. Было бы правильнее (как, собственно, и было в младших группах) давать какие-то задачи - но для этого нужно было больше преподавателей (в конце ко мне присоедился Даня Кузнецов, но в начале я был один). Ну или что-то такое говорить, не требующее активного понимания, в духе популярных лекций с красивыми картинками.
Школьники
В основном это русскоязычные школьники из разных западных стран, более или менее говорящие (и хуже пишущие и читающие) по-русски; одним из правил лагеря было разговаривать по-русски (потому что русский был более или менее общим языком, там были школьники из разных стран, хотя большинство говорило и по-английски). Отбора (почти) не было, и выбора курсов тоже, так что все они были вынуждены слушать все предусмотренные курсы. Что-то математическое они слышали, но разные разное, и всё это было в жанре "как удовлетворить учителя", и "что принято отвечать на такие вопросы". (Но и в этом жанре тоже было немного - скажем, они почти все слышали формулировку теоремы Пифагора, но никто не видел её доказательства.) Я немного был на других курсах - и меня удивила готовность школьников высказывать свои мнения, не пытаясь уточнить смысл вопросов (скажем, при обсуждении вопроса о том, хорошо ли лгать, никто не заметил разницы между ложностью утверждения в смысле истинностного значения и ложностью высказывания в смысле обмана). Ну и (см. выше) краткость attention span и склонность отвлекаться и мешать (при этом не в жанре срыва урока, что я бы понял, а в жанре доброжелательной детской непосредственности). Может быть, уроки, на которых надо просто тихо сидеть долгое время, пусть ничего осмысленного не делая, были бы для них в своё время полезны... Но в принципе они при других обстоятельствах и в других условиях могли бы чему-то научиться - скажем, один из школьников заметил, что число путей из угла в данную клетку подчиняется правилу бинома Ньютона (при этом он раньше такого не видел, как он мне сказал). На этом же занятии мне удалось уговорить (при помощи Толстого, Булгакова и других) Анну Наринскую выступить в качестве контрольного слушателя и изучить бином Ньютона - так что мои усилия не пропали зря.
---
Вообще, вокруг этого лагеря сложилось очень приятное и доброжелательное community, многие школьники приезжают несколько раз, а потом даже приезжают в качестве вожатых (сам лагерь в разных вариантах существует уже долго), и действительно какие-то математические занятия были бы тоже уместны, если бы они были лучше организованы более подходящими преподавателями, чем я. По крайней мере так считают организаторы, и они просили меня расспросить, не взялся ли бы кто-нибудь грамотный и с опытом не только в преподавании математики, но и в привлечении и поддержании внимания (раз уж такая аудитория) в этом им посодействовать. Может быть, кто-то из дочитавших до этого места может быть таким человеком?
|
</> |