Кутузов и борьба с Наполеоном после смерти Кутузова
kosarex — 04.07.2021
Кутузов был прав, когда не хотел слишком торопить войска ради
уничтожения армии Наполеона. Другое дело, что Витгенштейн и Чичагов
подкачали. Могли перерезать дорогу войскам Наполеона, но струсили.
Витгенштейн совсем опозорился, когда столкнулся с французами в
нескольких десятках километров от Смоленской дороги. Выдержал атаки
французского отряда, а затем пять дней стоял, хотя обязан был
контратаковать или имитировать обход с целью окружения. Потом
французы, которых вполне можно было разбить, отошли сами.Но что получилось из-за спешки, которая увеличивала потери русских войск в армии Кутузова из-за голода и морозов? Получилось, что возникла нехватка сил для войны с французами весной и летом 1813 года. Пруссаки составили максимум одну треть союзных войск, Австро-Венгрия колебалась. Битва при Бауцене - русские - 65 тыс., пруссаки - 28 тыс. Пруссия явно не спешила бросать все силы на борьбу с Наполеоном, несмотря на патриотический подъем. Перед этим была битва при Лютцене. Такое же соотношение сил русских и пруссаков. Явно не хватало 50-100 тыс. солдат из погибших и ставших инвалидами в силу избыточной скорости преследования Наполеона. Зато у Наполеона солдат было в полтора раза больше в битве при Бауцене - 143 тыс. Выручало, что пушки морозов не боятся, удалось подтянуть из России и обзавестись в Пруссии намного большим количеством пушек, чем у Наполеона - 610 против 350. Вдобавок, у Наполеона было мало лошадей для восстановления кавалерии.
Союзникам повезло в том, что французы растеряли боевой дух, а у пруссаков он резко вырос, сражались не хуже русских. Победа Наполеона при Баутцене оказалась похуже победы при Бородино - потерял намного больше союзников, не смог нормально преследовать и добить, напротив, нес неправомерно большие потери, пытаясь опрокинуть заслоны, подвинул немного противника назад и сам запросил перемирия. Короче, сам был вынужден спровоцировать Австро-Венгрию к присоединению к антинаполеоновской коалиции. Однако, если бы Кутузов имел права побольше сберечь солдатских жизней, а Витгенштейн и Чичагов не подкачали бы в России, союзники имели бы больше сил. То есть, понимание мобилизационных возможностей русской армии, которая не могла легко набрать новые дивизии и быстро их перебросить по раззоренной войной местности, вполне оправдывает медлительность Кутузова - сегодня победим, а война завтра не кончится, нынешние враги и завтрашние потенциальные союзники не слишком надежны, коммуникации растянуты.
Если посмотреть с этой точки зрения на ситацию, то нелепы попытки обвинить Кутузова в потакании Наполеону, в желании оставить Наполеона во главе Франции и так далее. Собственно, от больших неприятностей союзное войско спас Барклай де Толли, но, если бы французский гарнизон в Торне (ныне Торунь, на берегу Вислы) имел бы более крепкие нервы и продержался бы ещё денька три, Барклай де Толли мог не успеть к битве и не прикрыть правый фланг. То есть, очень многое висело на волоске. У Барклая было всего 13 тыс. войска. Но без него войско союзников сократилось бы до 80 тыс. против 143. Вдобавок, у Барклая был великий опыт оборонительных боев против Наполеона. Рассчитывать на такое авось в стиле вдруг успеет Кутузов не мог. Он просто видел неизбежность грядущих боев и низкую мобилизационную способность русской армии в течении полугода после победы над французами в России.
|
|
</> |
Как выбрать лучшего интернет-провайдера для дома по качеству соединения в России
В городе осень.
О совете старейшины Как России получить своё?
Тыквы
Мик Джаггер
Рекордный авиамаршрут Сочи – остров Пасхи.
Татьянин Володя
Гениально: сборка генома ВИЧ из ридов коронавируса
Прошлогодние георгины Бульвар

