Курганская Александровская женская гимназия
humus — 13.06.202331 августа 1903 г. при большом стечении народа и приглашенных гостей состоялось торжественное открытие Александровской женской гимназии. Присутствующий на открытии гимназии попечитель Западно-Сибирского учебного округа Лаврентьев Л.И. в своей речи высказал пожелание, чтобы «…девушки выходили из стен этого учебного заведения с полным знанием того курса, который будет проходиться. Но этого недостаточно, необходимо нечто большее: необходимо, чтобы кончившие здесь курс молодые девицы выходили безупречно-нравственные, возвышенные, благородно-чистые сердцем и умом... Чтобы они укрепили и волю, направили ее к добру, ко всему высокому и прекрасному, чтобы развитые умом и чувством они были бы закалены от всех зловредных и тлетворных веяний, которых немало в настоящем веке».
Причиной открытия новой гимназии стало то, что действовавшая до того в течение 30 лет Курганская Александровская женская прогимназия более не отвечала требованиям времени. С начала ХХ в. наметилась тенденция постоянного увеличения количества учениц по причине роста города. Кроме того у прогимназии был и существенный недостаток учебной программы - до 1902 г. в ней действовало всего четыре класса и для завершения обучения девушкам приходилось уезжать из Кургана. Встал вопрос о преобразовании прогимназии в гимназию. Приказ о реорганизации был подписан 1 июля 1903 г.
После открытия в 1908 г. восьмого класса выпускницы Курганской Александровской женской гимназии стали получать звание учительницы, и многие из них стали преподавателями или наставницами в своем же учебном заведении.
17 августа 1905 года на педагогическом совете женской Александровской гимназии было зачитано распоряжение министра народного просвещения о запрещении учителям участвовать в Обществах, не разрешенных правительством.
18 октября 1905 года забастовали учащиеся Курганского городского училища.
В этот же день курганский исправник Иконников телеграфировал тобольскому губернатору: «Сейчас забастовали ученики городского училища. Гимназистки готовят петицию. Сходка забастовщиков собирается на железной дороге».
20 октября состоялась сходка девушек-гимназисток в здании Александровской женской гимназии. Участвовали 30 учениц. Была подготовлена петиция из 16 пунктов и подана в Попечительский совет гимназии.
Из протокола экстренного заседания Попечительского и Педагогического советов: «Забастовки отразились на внутренней жизни гимназии. Получено сообщение, что на собрании рабочих решено с 18 октября закрыть занятия во всех учебных заведениях Кургана, уведомить об этом попечителей округа, на дверях гимназии вывесить объявление».
15 октября на второй перемене ученицы Курганской женской гимназии увидели войска, расположенные по соседству для противодействия железнодорожным забастовкам, что сильно напугало учениц. Было устроено несколько истерик.
19 и 20 октября в женскую гимназию явилось очень мало учениц, но было принято решение не отменять занятия. Неожиданно в класс ворвалась ученица 8 класса Дёмина и возбужденно закричала: «Господа! Соберитесь сейчас же на сходку!»
Учитель Флеммер, считая такое поведение слишком дерзким, прекратил занятия и, проходя в учительскую, вызвал Дёмину и объяснил ей всю бестактность ее поведения, сказав при этом, что при таком поведении учителю лучше отказаться от занятий.
Одноклассницы Дёминой попросили ее извиниться перед учителем, на что она дерзко ответила: «Я в жизни ни перед кем не извинялась!».
Утром 20 октября небольшая группа учениц обратилась к начальнице гимназии с просьбой разрешить им сходку в здании гимназии. Волкова, посоветовавшись с учителями, сходку разрешила. На сходке, длившейся 3 часа, присутствовали около 30 учениц старших классов, начиная с 4-го. Ученицы составляли петицию. Около 6 часов вечера петиция была передана председателю педагогического совета Григорьеву.
Из протокола: «В учительской собрались несколько членов педсовета, чтобы узнать содержание петиции. Присутствовали также ученицы, некоторые вели себя в высшей степени дерзко, держали себя вызывающе, требовали удовлетворить пункты и отвечали на слова преподавателей насмешками и хихиканьем. Получалось впечатление, что ученицы являлись обвинителями и судьями своих наставников».
Так как не было времени рассмотреть все пункты петиции, а их было 16, собрание проходило в неудобной обстановке, некоторые пункты нужно было обсудить на педсовете, некоторые ученицы, ввиду позднего времени, стремились отправиться домой, председатель предложил назначить время для рассмотрения всей петиции на завтра, 21 октября.
Утром 21 октября педсовет рассмотрел все пункты петиции. Было высказано пожелание воздействовать на учениц путем убеждения, показать несостоятельность некоторых требований, предложить изменить редакцию некоторых пунктов, не ясно выраженных.
В петиции было требование: «Изменить чиновническое отношение преподавателей и установить дружеские отношения». Под «чиновническим отношением», как оказалось, ученицы имели в виду школьную дисциплину. Подписано было: ученицы старших классов. Совет предложил подписать петицию, заверив, что это не повлечет за собой никаких репрессий.
Председатель педсовета З. П. Хворостова напомнила ученицам о некоторых правилах поведения в гимназии. Рекомендовано было держать себя корректно и не оскорблять никого из членов собрания.
Из протокола собрания: «Учащаяся 8-го класса Дёмина ответила, что ученицы поставили свои требования обдуманно, изменять редакцию они не желают, тем более что они этого уже не вправе сделать, так как еще до начала беседы петиция была послана телеграфом попечителю Западно-Сибирского округа. Такое заявление произвело сильное впечатление не только на членов педсовета, но и вызвало недоумение и смущение учениц. Оказалось, что телеграмму послали только трое учениц-руководителей, не считая нужным сообщить об этом даже своим единомышленницам».
Все члены педсовета отказались после этого от дальнейшего участия в прениях, считая, что этим оказано полное недоверие педсовету и теперь остается только ждать решения попечителя.
Ученицы удалились, но подняли страшный шум в нижних этажах, так что председателю Е. Г. Григорьеву пришлось отправиться к ним и поставить им на вид их действия. Следствием этих воздействий была установлена тишина.
В итоге ученицы пригрозили педагогам следующими словами: «Если совет петиции не рассмотрит, то мы приведем сюда наших защитников. Они вас уже заставят!» Такой порядок действий показал совету, что исходным пунктом всех их действий нужно считать со стороны людей, которым нисколько не дороги ни интересы учениц, ни интересы гимназии. Ввиду этого, педсовет решил в дальнейшие сношения с ученицами не вступать и немедленно пригласить на экстренное заседание попечительный совет гимназии, куда входили отцы некоторых учениц, первые лица нашего города.
На общем совете все члены пришли к следующему заключению: «Несмотря на то, что ученицы старших классов считают себя якобы взрослыми и потому имеют право на самостоятельный образ действий. Они находятся в зависимости от родителей, дающих им средства к существованию и возможность учиться. Естественно, поэтому дети должны отдавать родителям отчет в своих деяниях и считаться с их мнением. Весьма возможно, что многие родители про деяния своих детей ничего не знают».
Ввиду изложенного соединенный совет постановил созвать родительское собрание и обсудить некоторые вопросы, от решения которых зависела не только дальнейшая судьба гимназисток, но и всей гимназии.
На объединенном собрании родителей, педагогического совета и попечительного совета присутствовали 165 человек. Председателем был избран купец А. П. Ванюков. На вопрос о подаче петиции Ванюков отметил, что в составлении петиции участвовали только 30 учениц, тогда как в старших классах обучаются 114.
Таким образом, получалось, что далеко не все ученицы поддерживали эти требования. Такие пункты, как «Неприкосновенность депутатов», «Уничтожение внеклассного надзора», «Свобода всевозможных ученических организаций», «Уничтожение отметок», «Убрать из уборной сторожиху, как шпиона», «Чтобы отметки не имели такого решающего значения», «Неприкосновенность корреспонденции», «Изгнать чиновническое отношение к ученицам, оставить дружеское», не были одобрены ни учителями, ни родителями, поэтому собрание решило их отклонить.
А пункты: «Разрешить ученицам старших классов преподавать в воскресных школах», «Льготный проезд ученицам по железной дороге», «Бесплатное обучение французскому языку и введение уроков музыки для всех желающих» собрание нашло весьма похвальным.
Итогом собрания было требование к родителям обратить самое пристальное внимание на поведение, послушание, личную жизнь и контакты взрослых учениц гимназии.
16 учениц, которые больше всех причинили хлопот и беспокойства и педагогам, и родителям, были закрыты в своих комнатах безо всяких развлечений, дорогих украшений, карманных денег, прогулок под луной «с защитниками» и прочих удовольствий, а некоторым пригрозили лишением наследства.
Подобные меры принесли свои результаты, и большинство учениц больше не участвовали в подобных мероприятиях.
источник
01. Женская Александровская прогимназия
02. Александровская женская гимназия
04. Начальница гимназии Мария Матвеевна Волкова
05. Преподавательский состав
Для пожертвований
Ну вот и настало время, когда приходится обращаться с подобной просьбой. Блог не коммерческий, а расходов по его содержанию становится всё больше. Если у кого-нибудь из вас появится желание облегчить финансовое бремя автору этих строк, то вы можете воспользоваться этими реквизитами. За помощь благодарю, за отказ не осуждаю.
Пейпал:
paypal.me/humus1965
-------
Банковский перевод по Израилю:
leumi 10
branch 879
587014/26
----------
международный перевод:
IBAN
IL850108790000058701426
Ниже есть кнопочка для российских пользователей
|
</> |