КУПеЛЬ

«… игра в бисер должна стать своеобразным спасением от упадка духа – состояния, в которое неумолимо, по его мнению, скатывается Европа, охваченная материальным стяжательством и прагматизмом. В “Письме к обывателю” (1915) писатель недвусмысленно высказывается о мессианском пути людей искусства, необходимости противостоять обывательщине: “Лучшее, прекраснейшее, желаннейшее в мире можно оплатить лишь собственной душой, его нельзя купить, как никогда нельзя купить любви, а тот, чья душа нечиста, неспособна к добру, неспособна по крайней мере верить в добро – для того и самое лучшее, самое благородное уже лишено чистоты, - более того, он обречён навеки довольствоваться уменьшенным, испорченным, омраченным образом мира, который создала его собственная мысль себе же на муку и на убожество”».
Какие, однако, нелепицы изрекали порою люди, получавшие за отказ от покупок немалые деньги – гонорарами и премиями. Недалёк день, когда их вообще перестанут понимать.
Покупать.
Последнее вернее.
***
Знатоки дела припомнят «подвиг» персонажа именем Кнехт, как выражение (квинтэссенцию) «бремени обречонности», положенный в основание (под крылечко, по-русски) сирамова храма; припомнят автора как начальника грянувшего постмодерна с его фрактализациями, и проч.
Я и соглашусь, и прихмыкну: Марина Цветаева покончила собою вне тех пределов, в которых имела место бытования проблематика «Игры в бисер» (1943 г., первое издание – Цюрих).
Путь коллективного суицида «в квадриллион километров» был открыт даже не Иваном-Карамазовым-Фёдором-Достоевским, много раньше.
Сдаётся мне, что «квадриллион» этот близок к иссякновению.
Впереди – купель. Безотказная.
Репетэ:
… О, черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора – пора – пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть
Вниз – по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.
(1939 г.)
|
</> |