КУПАЛЬНЫЙ КОСТЮМ №1
cambria_1919 — 19.07.2021Да, это именно тот костюм, в котором на картинке детишки.
Тот, в котором мама родила.
Или – иными словами – тот минималистичный наряд, каким Создатель снабдил первых людей.
Потому что до того слишком замаялся с дизайном одёжек для разных павлинов, леопардов и зебр.
Именно в этом костюме люди аж до позапрошлого века купались в разнообразных водоёмах.
Они и подумать не могли, что нужно для этого что-то надеть на себя дополнительно.
Даже галантный XVIII век, который славился причудливыми и обильными нарядами, ничего нового в этом роде не изобрёл.
Так что дамам приходилось таиться у пруда и, раздевшись в уютном шатре, топать в воду нагишом.
Господа где-то в другом месте делали то же самое; но, возможно, подглядывали тут же в кустах?
Впрочем, уже здесь фигурирует купальный костюм №2 – длинная рубашка:
Надо сказать, что знатные дамы не слишком баловали себя купаниями, предпочитая комфортную ванну.
Так было до поры, когда медицина открыла целебное действие воздушных ванн и купаний.
И даже холодных купаний!
Которые, по мнению врачей, замечательно действовали на нервы.
А любимый девиз докторов той поры вообще был «Все болезни от нервов!»
Так что купаться стали не только для удовольствия, но и пользы ради.
На собственном пруду в имении или на спокойной реке строили купальни.
Кто был в Ясной Поляне, помнит тамошнюю купальню, плетёную из лозы.
А вот как выглядит купальня на картине Бориса Кустодиева.
Под государственным флагом!
Чем там занимаются, хорошо видно:
Эти сооружения сегодня нам кажутся странными.
Почему бы просто будочку-раздевалку не сделать?
Но нравы тогда были строги, одежды сложны, ножки господ нежны.
В уединённой купальне раздевались (или переодевались) сами или с помощью слуг - и по специальной лесенке чинно спускались в волны.
Морские курорты росли, как грибы.
Толпы отдыхающих наполняли их.
Конечно, не все курортники – несмотря на советы докторов – отваживались погрузиться в воду.
Многие, не снимая шляп с вуалями (а кто и перчаток), нежились в тени:
Они просто дышали бризом, сидя или лёжа на песочке прямо в платье или городском костюме (почему-то стелить покрывала не было принято):
Другие, как это семейство, засучив штаны и подоткнув юбки, бродили босиком по кромке прибоя.
И тоже получали некоторое удовольствие:
Существовали в медицинских целях отдельные мужские и женские пляжи
Они были с высокими заборами и крытыми верандами, где можно было, совершенно или частично обнажившись, принять воздушные и солнечные ванны.
Вот так:
Разумеется, любители подглядывать в щели за прекрасными дамами водились и тогда (старинная немецкая открытка):
Некоторые курортницы пытались даже слегка позагорать – как героиня рассказа Бунина «Солнечный удар», которая отдыхала в Анапе.
Разумеется, лицо надо было прятать под зонтиком: крестьянский загар на физиономии не приветствовался.
Аристократки были «белее, чем лилия».
Недаром барышня из «Барышни-крестьянки» Пушкина смогла выдать себя за поселянку только потому, что от природы была смугла.
Однако в начале ХХ века лёгкий загар уже не был таким моветоном; ведь в моде было всё цыганское и испанское.
К тому же пудрились так обильно, что желанная лилейность легко достигалась.
Дама на курорте (художник отечественный, Н. К. Бодаревский – может, и курорт это Одесса?):
Однако массовость курортного отдыха таки вынудила мужчин и женщин пребывать на пляже вместе и вперемешку.
Потому появились специальные купальные костюмы (про них как-нибудь потом).
Но обилия белья и платья никто не отменял.
Так что процветали купальни и купальные кабинки, где люди раздевались вдали от посторонних глаз и откуда по привычной лесенке спускались в воду:
А искупавшись, снимали с себя купальник, вытирались насухо - и снова надевали корсет, сорочку, платье, чулки, шляпу с вуалью и пр.
Такая вот морока.
В повести Чехова «Дуэль» описано купание дамы в курортном городке на берегу Чёрного моря:
«Надежда Фёдоровна шла утром купаться, а за нею с кувшином, медным тазом, с простынями и губкой шла её кухарка Ольга».
Камеристки у героини нет, так что сойдёт и кухарка, которая поможет смыть с хозяйки солёную воду и разобраться с туалетом.
Курорт так себе, не массовый:
«На берегу была только одна купальня для дам, мужчины же купались под открытым небом».
В купальне по сюжету уже раздевались знакомые героини, дама и её 15-летняя дочь. Раздевалка-то общая.
Приступила к раздеванию и Надежда Фёдоровна:
«Ольга быстро сбросила с себя платье и сорочку (кухарка простая баба и одета не в сто одёжек – С.) и стала раздевать свою барыню.
- Сегодня погода не такая жаркая, как вчера, не правда ли? – сказала Надежда Фёдоровна, пожимаясь от грубых прикосновений голой кухарки».
То есть кухарка тоже будет купаться, но в купальном костюме №1.
«В открытую дверь, выходившую наружу на море, было видно, как кто-то плыл в ста шагах от купальни».
Идиллическая картина – никакого многолюдства (неужели это Сочи?)
Не то на европейских курортах.
Там царило настоящее пляжное столпотворение:
Самая консервативная публика восседала под тентами и зонтами, потея в глухой одежде:
Были в ходу и "пляжные корзины" - особые кресла, несколько защищающие самых чувствительных от солнца и ветра.
На этой картине дама в лиловой кофточке грустит именно в такой "корзине":
Эти
Подобные кресла-лапти долго были обязательны на пляже.
В таком именно – помните? - разместился и прикинувшийся солидным миллионером герой фильма «В джазе только девушки»:
Ещё один вариант пляжного кресла - более нам привычного, раскладного - на картинке Лейендекера.
Наслаждение жгучим солнцем при полном параде: в пиджаке, носках, туфлях, штанах с подтяжками и прочем.
Леди и джентльмен старой школы:
Но всё же многие отваживались и купаться.
Элегантные мокрые купальники сохнут на ветерке:
А это панорама пляжа не самого ласкового моря в бельгийском Остенде (именно там когда-то лечил нервы бедный Гоголь, заворачиваясь в мокрую простыню и содрогаясь от холода):
Нельзя не обратить внимания на множество будок, забивших пейзаж.
Это так называемые купальные машины.
Вот как много их было:
Они появились ещё в XVIII веке вместе с самой идеей массовых морских купаний.
Вот довольно ранее изображение этих сооружений (это конец 1820-х, так что дамы ещё не в специальных плавательных шароварах, а просто в рубашках; чтобы рубашки в воде не задирались неприлично, в подолы вшивали свинцовые грузики; так же поступали с очень лёгкими платьями, чтобы ветер не проказничал):
Купальные машины это не те раздевалки на пляже, которые мы все знаем.
Куда зашёл, переоделся, и тут же туда кто-то другой входит.
Нет, машина - это ваш приватный мир на колёсах.
Ваша личная купальня, вывозимая прямо в море.
Ведь стационарные купальни на море не поставишь – штормы и приливы быстренько приведут их в негодность.
Разумеется, это затея для состоятельных господ.
Которые не будут сами топать по рыхлому песку к кромке моря и тем более переодеваться на публике.
Их привезут:
Господа – семья, или группа подружек или друзей, или пловец-одиночка - загружаются в этот короб, и могучая лошадь (либо группа могучих бурлаков и бурлачек, как на картинке) потащит его.
Ввезёт в воду и развернёт дверцей к морю.
Затем лошадь и бурлаки удалятся, а вы там, внутри этого сооружения, с помощью горничной или лакея (многие мужчины могут и сами справиться) облачаетесь в купальный костюм.
Открываете дверь – и в море:
Арендованная вами (с номером!) машина может стоять прямо в волнах, вот как тут:
Может стоять на берегу, чтобы вы не рисковали в бурных водах, а просто валялись с песчаной жиже, как эти дамы (тут и лошадиная морда отлично видна):
Плавали тогда европейцы неважно.
Скорее барахтались.
За их безопасностью зорко следили спасатели и специальные служители-беньёры (слово можно перевести так: «купатели» - не банщики же; и не купальщики – они не купаются, они на работе).
Они помогали господам не растеряться в морской стихии.
Господа опасливо держались за канаты:
Стереоскопически зоркий глаз Владимира Набокова навеки запечатлел беньёров Биаррица 1909 года:
«Профессиональные беньёры, дюжие баски в чёрных купальных костюмах, помогали женщинам и детям преодолевать страх и прибой.
Беньёр ставил клиента спиной к накатывающей волне и держал его за ручку, пока вращающаяся громада, зеленея и пенясь, бурно обрушивалась сзади, либо сбив клиента с ног, либо вознеся его к морскому, разбитому солнцу, вместе с тюленем- спасителем».
На этом бережный уход за купающимися господами не заканчивался:
«После нескольких таких схваток со стихией глянцевитый беньёр вёл тебя, – отдувающего, влажно сопящего, дрожащего от холода, - на укатанную отливами полосу песка, где незабвенная старуха с седой щетиной на подбородке, мифическая мать всех этих океанских банщиков, быстро снимала с верёвки и накидывала на тебя ворсистый плащ с капюшоном».
Но и это ещё не всё!
Прислуга продолжает усердствовать:
«В пахнущей сосной купальной кабинке принимал тебя другой прислужник, горбун с лучистыми морщинками; он помогал выйти из набухшего водой, склизкого, отяжелевшего от прилипшего песка костюма и приносил таз с горячей водой для омовения ног».
Так вот зачем кухарка из повести Чехова тащила за госпожой на пляж таз!
До чего сейчас всё изменилось.
Во всяком случае, не водится столь нежных мальчиков (Набокову тогда, в Биаррице, было уже 10 лет).
Да ещё чтобы при них - и в таком обычном и упоительном деле, как купанье! - состояли дюжие баски, старухи с бородами и горбуны, которые окунали бы, раздевали (явно и одевали) и омывали.
И чтобы купальный костюм казался таким уж тяжёлым.
Но даже во времена юного Набокова были такие молодцы, как эти (у того же шикарного Лейендекера):
И такие мальчишки мне нравятся куда больше.
|
</> |