Культурные паразиты

Что бы там ни говорили теоретики культуры, но «современное искусство» в части театральных и киношных проектов представляет собой примитивный паразитизм на чужих брендах. Никому в голову не придет дорисовывать Ван Гога. Или перерисовывать тициановских матрон на стандарты современных модных подиумов. Но вот переделывать авторов сценических произведений почему-то считается не только нормальным, но даже передовым занятием.
Если бы Дмитрий Черняков поставил в Большом театре оперу под названием «Колян и Маруська» (оно, безусловно, гораздо больше подходит сотворенному им арт-перформансу), а авторами музыки и слов были бы какие-нибудь Кудрейкин с Митрейкиным, спектаклем заинтересовались бы максимум полтора десятка человек – друзей режиссера и профессиональных критиков. Да и они вряд ли бы согласились оплачивать билеты на спектакль. Тем более по ценам Большого театра.
Тогда как на оперу, авторами которой якобы были Глинка и Пушкин, народ охотно покупал билеты. Хотя со сцены ему показывали совсем другой продукт – черняковский. Имеющий к нашим классикам очень отдаленное отношение. Обнаружив подлог, народ дружно покидал театр после первого действия. Но уже после того, как режиссер и театр его «обули» на вполне серьезные деньги. Потому что такая постановка – чистой воды жульничество, называемое контрафактным использованием чужого бренда – оперы Глинки и Пушкина.
Халтурщиков вроде Чернякова нельзя
преследовать за мошенничество только потому, что классические
бренды соответствующим образом не запатентованы. По причине смерти
их создателей. Но это вполне могла бы сделать власть. Разумеется,
если бы она не только болтала о «национальном достоянии», но и
реально что-то делала для его защиты. Потому что нет проблем
соответствующим образом доработать законодательство, чтобы
государство имело бы возможность запатентовать выдающиеся
отечественные произведения искусства – пьесы, оперы, балеты. Чтобы
зритель, придя на оперу «Анна Каренина» получал бы спектакль, по
форме и смыслу полностью соответствующий замыслу авторов. А не
контрафактную поделку паразита, прикрывающегося болтовней о
«современном искусстве».
|
</> |