Культурные коды
el_murid — 15.02.2018 После истории с истреблением российских частников из ЧВК (которую, наконец, сквозь зубы стали признавать власти) реанимировался вопрос о легализации самих ЧВК и придании им законного статуса. Проще говоря - о принятии закона о подобной деятельности.Проблема здесь, видимо, в том, что в России совершенно иная традиция и культура взаимоотношений государства и организованных "лихих людей", чем на Западе, и создавать аналогичные западным структуры в столь непростой сфере - занятие не слишком умное.
Дело здесь вот в чем. В принципе, все страны и более того - цивилизации - сталивались и продолжают сталкиваться с проблемой десоциализированных и деклассированных членов своих обществ, которые вынуждены в борьбе за выживание заниматься узаконенной, но в то же время находящейся на тонкой грани, деятельностью.
Генезис европейских "частных военных" восходит к такому явлению, как каперство и наемничество. Каперы - пираты с патентом от одного из европейских монархов, наемники-ландскнехты - примерно то же самое, но на земле. Как говорил герой Мэтта Деймона в фильме "Великая стена": "Я сражался за Гарольда против данов, спас жизнь одному герцогу и служил ему, пока тот не умер. Воевал под флагами Испании против франков, потом за франков против болонцев, даже за папу Римского". Понятие "предательство" в такой ситуации попросту отсутствовало. И еще один отличительный момент европейских "частников" - они системно не имели своего дома. Это были вооруженные бродяги, чья жизнь была короткой и яркой. В Европе земли уже не было, был создан институт майората - то есть, неделимого наследства, когда умершему феодалу наследовал только один из его сыновей. Найти свой дом можно было только за пределами Европы, поэтому и решили проблему избыточного числа вооруженных "частников" через крестовые походы, когда целью их был не только грабеж, но и захват новой земли, где можно осесть. Из этой затеи в итоге ничего не вышло, но опасный фактор Европа таки утилизировала, заодно и обогатившись на грабеже.
В России схожая проблема решалась через создание казачества. По сути, исходные данные те же, что в Европе, однако решение принципиально иное. Казаки стали русским фронтиром, раздвигающим границы государства. При этом, несмотря на всю свою лихость и откровенный разбойничий налетный принцип экономической деятельности, они оставались государевыми людьми и никогда не были "частниками" в чистом виде. Сейчас, конечно, это все выродилось в полную карикатуру и карнавал, но сути это не меняет: в России никогда не было вооруженных бродяг "по найму", таковые если и были, то автоматически считались разбойниками с беспощадным их искоренением. Казак - это всегда укоренённый на земле человек, несущий воинскую повинность одному-единственному нанимателю - государству в лице монарха. Переход под кого-либо другого был исключен и назывался изменой. Даже в наиболее европеизированном запорожском казачестве, в котором существовали и элементы европейской культуры, смена нанимателя была делом весьма экстраординарным.
Такая специфика сформировала разные культурные коды общения между государством и "частным военным сословием". В России оно становилось частью государственных институтов, другой вопрос, как такой инструмент использовался. В Европе "частник" оставался именно частником, не имеющим никаких, кроме сугубо текущих контрактных, обязанностей перед нанимателем.
У сказанного есть и оборотная сторона: в Европе государство также не имело никаких, кроме сугубо контрактных, обязательств перед наемником. Он не был подданным ничьей короны, да и не стремился к этому. В России частные военные были государевыми подданными, и на них распространялись все права и обязанности государства перед ними. Защита в том числе.
Создать в современной России правовое поле по западному образцу можно. То есть, всё, как голосит штатная пропагандистская мерзость, которая сейчас верещит: "Они сами пошли воевать, а потому государство не несет перед ними никакой ответственности". "Мы вас туда не посылали". С точки зрения западного человека - да, как раз такое отношение вполне нормально. Но абсолютно неприемлемо с точки зрения нашей культуры. Парадокс, но самые омерзительные высказывания в адрес погибших частников сейчас можно услышать как раз от тех, кто заходится показной ненавистью в сторону Запада. Вы, ребята, определитесь: если вы считаете Запад нашим врагом, то не ведите себя, как он.
Поэтому закон, если он создаст правовую основу под деятельность ЧВК в западном, сугубо профсоюзном, варианте - у нас он работать не будет. Точнее, будет, но иначе, чем задумывалось. Западные ЧВК - это в первую очередь вненациональные корпорации, а уже во вторую - инструмент государства. Интерес нанимателя может не совпадать, а может и противоречить государственному. И это в порядке вещей - на Западе это работает.
В России создание корпораций (в том числе и военных) опасно. Опасно тем, что создаст еще один элемент нестабильности государства, которое неспособно (в том числе и в силу отсутствия традиций, культуры и исторического опыта) руководить и контролировать корпорации. Достаточно взглянуть на Газпром, который втянул страну в две войны - в интересах России они или как? Решение проблемы ЧВК "по-западному" может создать дополнительный фактор падения устойчивости страны.
|
</> |