
Культура как ошибка


Навеяно прочтением свежего РБК
Первый заместитель министра промышленности и торговли России
Василий Осьмаков призвал «не
жестить» при решении вопроса с ростом цен на
металлопродукцию и древесно-стружечные плиты. Об этом он заявил на
Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), его слова
приводит ТАСС.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60b776ea9a7947a6b73296e7?from=from_main_5
При прочтении выделенного курсивом абзаца испытал гамму неприятных ощущений. Не нравится мне это, разве можно так говорить взрослому человеку? Эстетически неприятны все эти «нахлобучили», «жестить» и прочие простые объяснения сложных социальных явлений. Кроме эстетики, я не жду от спикеров адекватности. Широко распространено мнение, что мы говорим то, что думаем, но мозг устроен наоборот: мы думаем так, как говорим. И если премьер импортированную инфляцию объясняет «жадностью бизнеса», то тут одно из двух: или он считает дураками тех, кому это говорит, или сам искренне верит в то, что говорит.
Я понимаю, откуда это идёт. Прекрасное описание механизма дал в своё время Станислав Лем в своём эссе «Культура как ошибка». Клоппер цитирует известный пример Уистли: допустим, говорит английский автор, что в каком-то стаде павианов некий старый павиан, вожак стада, по чистой случайности начинает поедать птиц, как правило, с левой стороны.
Допустим, у него был искалечен палец правой руки, и, поднося птичку к зубам, он старался держать добычу левым боком кверху. Молодые павианы, перенимая повадки вожака, чье поведение является для них образцом, начинают ему подражать, и вот вскоре, то есть через одно поколение, все павианы этого стада начинают поедать пойманных птиц с левой стороны. С точки зрения адаптации это поведение бессмысленно, ибо павианы с одинаковой для себя пользой могут приниматься за добычу с любой стороны, тем не менее в этой группе зафиксирован именно такой стереотип поведения. Что же он собой представляет? Он представляет собой зародыш культуры (протокультуру) как поведения, бессмысленного для адаптации.
«Он вышел родом из народа» — Лиговка, тяжелое детство. Хотя, возможно, это консультанты придумали, для того, чтобы создать «образ». Или ещё что. Тем не менее в этой группе зафиксирован именно такой стереотип поведения.
Здесь не будет морали.
В городе МаоЦзеДуне (бывшей Одессе), на проспекте МаоЦзеДуна (бывшей Дерибасовской) сидят два китайца (бывшие евреи). Один из них говорит другому:
— Хаим, скажи, ну когда это кончится. Я так устал щуриться...