Культура гогеля-могеля: «Печать обрезания», «тайна крови» и «очистительная миква»
martinis09 — 03.07.2012Культура гогеля-могеля: «Печать обрезания», «тайна крови» и «очистительная миква»
Яков Брафман в «Книге кагала»[1] открывает завесу над многими аспектами еврейской культуры, в т.ч. изуверствами, веками скрытно творящимися в еврейских общинах. Кровавому ритуалу «обрезания» в талмуде отведен 121 псалм. Сам варварский обычай описан так: «На восьмой день утром... младенца обступают все могелим, готовые к операции: один с обоюдоострым ножом, другой с заостренными ногтями на больших пальцах, и третий, завершающий процедуру, со своим ртом. Первый из могелим творит предварительно молитву: «Слава тебе, Иегова, Боже наш, царь Вселенной, освятивший нас приказанием своим совершить обрезание» — и, срезав вмиг praeputium, уступает место другому оператору — перею. Этот хватает срезанное место и, разорвавши кожицу снизу члена своими заостренными ногтями[2], уступает свое место третьему оператору — мецицу, который устами высасывает кровь из раны... Если младенец крепкого телосложения и перенес эту пытку при пронзительных визгах и криках, то рану засыпают древесным порошком и поднимают младенца на руки на подушке…
Если операция удалась счастливо, т.е. если первый могел не захватил ножом слишком далеко, второй не разорвал ногтями слишком усердно и третий, высасывающий кровь из раны, не был заражен цингой, то исход ее обыкновенный: младенец приобрел название еврей на всю свою жизнь…»
("мецица" - ритуальное отсасывание крови из
обрезанного члена) Медицинская литература отмечает, что от
микробов, которые новорожденные получают из ротовой полости могела,
ежегодно заражаются и умирают сотнями. Кроме того, современной
наукой доказано, что «обрезание» оставляет у младенца глубокую
травму на всю жизнь. Ведет к повышенной возбудимости, ослабленной
психике, снижает устойчивость к
болезням.
Немного о легендах. Одна из них гласит, что в Могилеве лет двести лет у кантора Гогеля (служки синагоги) пропал голос, за он и был уволен. Гогель, которому нужно было кормить семью, стал пробовать всевозможные рецепты по восстановлению голоса. Однажды он разбил в кружку сырое яичко, взболтал, покрошил немножко хлеба и посолил. Эту смесь кантор стал принимать регулярно по утрам. Денег в семье осталось совсем мало, и кантор принимал лекарство в целях экономии вместо завтрака. И голос вернулся. Об рецепте «Гогеля из Могеля» узнала графиня Потоцкая. Пани Бронислава любила петь романсы, но голос у нее часто срывался. Графиня велела приготовить ей блюдо Гогеля. Отказавшись от хлеба и соли она добавила в яйцо пол-ложечки меда. Через какое-то время голос у пани улучшился, после чего графиня назвала бальзам «Гоголь-Могель»: «Причем тут Гогель? Всех гусаков в округе зовут «гоголь». Вот и будет называться бальзам «Гоголь-Моголь», запомните!»
Впрочем, есть более реальное, но более мрачное предположение о том, как «вылечили Потоцкую», чьи предки заигрывались с каббалой, вплоть до принятия иудаизма[3]. Во-первых, есть подозрение, что рецепт kugel-mogel (а именно так звучит название пойла на польском) изобрел вовсе не кантор, а могель Кугель/Гогель. Во-вторых, есть обоснованные подозрения, что в яйцо он добавлял совсем не «хлеб-соль». Во-третьих, мем о «субботнем сладком еврейском кушании кугель/гугель/гугл» давно запущен в виде интернет-поисковика Google. В-четвертых, сочувствую городу под названием «Могилев». Впрочем, последние два замечания сейчас для не столь существенны, поэтому вернемся к первым двум.
Так что же добавлял могель Кугель в яйцо с "терапевтической целью"?