Куда уходят деньги
muph — 16.03.2015
Не берусь судить о всех, но лично я уже явственно ощущаю финансовый
кризис в масштабах свой семьи. Мало того, что подорожало буквально
всё и на основной работе сложилась крайне нестабильная ситуация,
поддавшись всеобщей истерии под Новый Год, я раскидал все
мало-мальские накопления, приобретя спальный гарнитур, мебель в
рабочий кабинет, большой монитор, смартфон жене и так далее. Кроме
того, неслабо пошатнули мой бюджет разнообразные новогодние гулянки
и подарки. К тому же, даже мои постоянные клиенты, заказывающие у
меня фотосъемку интерьеров, не спешили выходить из
посленовогодней спячки, и к февралю я уже всерьез забеспокоился.
Тем не менее, в первых числах мы с Леной поехали покататься на
лыжах в Домбай, где окончательно уронили свой бюджет. Но именно в
Домбае я познакомился с человеком, который давно ведет домашнюю
бухгалтерию, неплохо себя чувствует в финансовом плане и при этом
совсем не похож на скрягу, считающего каждую копейку. И благодаря
ему, я понял, что спасти меня могут только учет и планирование
расходов. Именно это поможет понять, где и на чем можно
съэкономить, даст точную картину сколько мы с женой тратим на
необходимое и не очень, и, соответственно, поможет легче пережить
кризис.
Мой знакомец, не мудрствуя лукаво, вёл свою бухгалтерию в
экселевском файлике. Как он у него выглядит я не знаю, но точно
знаю, что я не силен в составлении формул и написании макросов для
Экселя. Поэтому я полез в гугл и наткнулся на целый легион платных
и бесплатных программ для учета домашних финансов. В итоге, методом
проб и ошибок, я остановился на Alzex Personal Finance Pro
5.8. Начиная с первого марта, каждый вечер я трачу несколько
минут на внесение ежедневных трат в программу и, как бы странно это
не звучало, этот процесс меня увлек и сегодня я хочу расказать вам
об этом.
По роду своей деятельности, я довольно плотно знаком с программами
бухгалтерского учета от 1С. Более того, одна база даже еще стоит у
меня на компьютере, поэтому проблем с пониманием логики работы
Alzex Personal Finance проблем у меня не возникло. Более
того, после дебрей 1С, эта софтина показалась мне очень простой и
интуитивно понятной. В основе программы для ведения домашней
бухгалтерии лежит идея разделения расходов и доходов на категории.
Это позволяет сразу, без необходимости изучать отчеты, видеть, куда
и в каких количествах тратятся деньги. Система категорий
древовидная и с неограниченной вложенностью. Так же предусмотрено
разделение по членам семьи, контрагентам и проектам, можно
придумать и свои персональные метки, так как мы привыкли делать это
к постам в ЖЖ.
Как видно на скриншоте ниже, я начал вести очень детальный учет,
фиксируя даже минимальные траты, разделяя по специальным категориям
и указывая названия. Автор программы Александр Широков (да-да, это
российская разработка), тем не менее, в своей статье "Как правильно вести домашнюю бухгалтерию",
рекомендует для начала не углубляться в детали, так как это может
быстро утомить пользователя. Он предлагает для начала использовать
несколько обширных категорий без лишней детализации. Я же,
наоборот, хочу видеть полную аналитику, т.к. просто расходы на
"Продукты" мне мало о чем скажут. Я хочу знать, сколько точно
уходит на детское питание, кошачий корм, тортики, мясо, алкоголь и
так далее. Если же в будущем такой подробный учет меня утомит или
просто попустит кризис (хе-хе), то мелкие подкатегории можно будет
просто "слить" в родительскую без потери данных.
Итак, первое что нам нужно сделать после запуска программы, это
заполнить основные пункты меню Справочники. Их несколько больше, но
я перечислю основные: Валюты, Счета,
Категории, Члены семьи и Пользователи.
Программа поддерживает кучу валют, причем умеет самостоятельно
обновлять курсы с указанных серверов, но у меня пока только рубли,
поэтому я выбираю деревянные и перехожу к созданию счетов. Счета -
это основной способ разделения расходов и доходов в домашней
бухгалтерии. Самая простая классификация - это вклад в банке,
кредитка, наличные или «электронные» деньги типа кошелька в системе
WebMoney, Яндекс-деньги и т.п. Система счетов позволяет легко
контролировать все движения денежных средств, перебрасывать деньги
с одного на другой, а также видеть, где и сколько денег у вас
имеется в данный момент. Счета я объединил в группы "Нал" и
"Безнал". На скриншоте ниже видно, что программа предлагает ввести
начальный баланс для каждого счета. Для этого мы с Леной
пересчитали свои кошельки и запросили баланс на банковских картах.
Опционально, при заполнении справочника можно на свой вкус выбрать
иконки для визуализации каждого вида данных.
Далее заполняем Категории и Подкатегории. Не
стоит переживать, если что-то забудете. Все редактируется на любом
этапе. Более того, категории можно тупо перетаскивать мышкой, если
вдруг со временем вы решите как-то реорганизовать свою структуру
учета. Вот что пока получилось у меня. Зеленый плюсик - это
доходная категория, а красный минус, соответственно, расходная. На
скриншоте видно не всё, но дает общее представление. В справочник
Члены семьи я добавил себя и жену, в
Пользователях только я один, так как учетом финансов в
нашей семье занимаюсь только я, хотя программа позволяет разделять
доступ/права и совместно редактировать базу, используя облачный
сервис Dropbox. Кроме того, программа работает на любом
компе, если вы будет носить ее с собой на флешке, а так же можно
установить соответствующие приложения на смартфон. Всё это,
конечно, синхронизируется, но лично я по старинке делаю все записи
вечером за домашним компьютером. Мне так удобней. Кстати, обратите
внимание на "нижний слой" скриншота - в Alzex Personal
Finance есть вкладка и для учета долгов.
Итак, я прихожу домой и пока Лена собирает ужин, я запускаю
программу и пережу на вкладку Транзакции. По сути это
любое движение средств, будь то расход, доход или перевод денег со
счета на счет. Слева вы видите список счетов, Общак
выделен и в основном окне отображаются все транзакции по этом
счету. Естетвенно, разбитые по категориям, которые я уже создал. По
клику на треугольничек рядом с названием категории, "дерево"
разворачивается и вы видите детализацию: сумму, дату, члена семьи и
так далее. Как видно, поля Контрагент, Проект и
Метки я пока не заполняю. Точнее сказать,
Контрагентов я указываю только в категории
Гонорар, чтобы в будущем иметь возможность посмотреть
сколько я заработал с тем или иным клиентом за указанный
период.
Давайте посмотрим как зпполняется Транзакция.
Первоначально вам необходимо выбрать Категорию, Члена семьи и так
далее. Если некоторые атрибуты вам кажутся не важными, просто
игнорируйте их. Обязательно заполните поле Описание,
Сумма, Дата проставится автоматически и выберите
Счет списания. В данном случае это мой так называемый
Общак. Что примечательно: чем больше транзакций вы
сделаете, тем быстрее и проще вам будет заполнять их в дальнейшем.
Поясню. Стоит вам только ввести в поле Описание первую букву, как
программа сама, сродни яндексу и гуглу, выведет вам список
подсказок из числа введенных ранее. Таким образом, вы выбираете
максимально похожую (к примеру, вы снова заправили бензином своего
коня) и все поля заполняются автоматически. Вы правите сумму и
жмете Ок. Готово. Очень удобно и быстро.
Для чего мы затеяли весь этот сыр-бор с учетом? Правильно, для того
чтобы получить статистику и Alzex Personal Finance умеет
представлять её вам в самом лучшем и наглядном виде. Там такая куча
варинтов, что проще показать вам несколько вариантов. Вот,
например, диаграмма доходов в процентах.
С помощью настраиваемых фильтров можно выбрать необходимый уровень
детализации статистики. Вот, например, разбивка категории
Продукты.
Не нравится круговая диаграмма? Включите режим графиков.
Помимо общего обзора счета, категории или подкатегории, можно
посмотреть их даже в динамике. В общем, вариантов масса, только
включай голову, анализируй увиденное и пытайся сократить лишние
расходы.
Понимаю, что с 1С работали далеко не все, а мои скриншоты,
возможно, нагнали на вас панику. Не всё так страшно. К программе
прилагается невероятно детальный и понятный хэлп на русском языке.
Более того, при старте вы увидите чужую демонстрационную базу
абстрактной семьи, посмотрев внимательно которую вы сможете начать
работу со своей.
Еще немного скриншотов из Руководства пользователя.
Да, сам-то я кредиты не беру и вам не советую, но если уж взяли, то
в Alzex Personal Finance Pro есть инструменты и для
вас.
И последнее. Как многие из вас первым делом я хотел найти
взломанную версию программы. Однако, наткнувшись на несколько
отзывов в торрент-раздачах, в которых люди проклинали раздающего за
то, что после месяца ежедневной работы с программой теперь она не
запускается или регулярно вылетает, я решил не рисковать и купить
лицензию.
Подводя итог, хочется сказать следующее. Ведение учета домашних
расходов и доходов, как выяснилось, не такое уже и сложное дело и
требует буквально нескольких минут в день. При этом, даже после
двухнедельного ведения учета, уже вырисовывается довольно
неожиданная финансовая картина. Да, поскольку март подразумевает
обязательную долю затрат на подарки слабому полу, она несколько
искажена, но в следующем месяце, думаю, ситуация станет более
показательной, чтобы делать выводы и прогнозы по текущим финансовым
потокам.
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и mofolow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.
|
</> |