Куда Страсбург запихать

топ 100 блогов novayagazeta30.05.2021 Полномочия представительства РФ перед ЕСПЧ передаются Генпрокуратуре, а СПЧ не поддержал идею о создании внутреннего «суда по правам человека».


Куда Страсбург запихать

26 мая были опубликованы два документа: указ президента об освобождении Михаила Гальперина от должности Уполномоченного РФ при ЕСПЧ и заключение постоянной комиссии СПЧ по гражданскому участию в развитии судебной системы, касающееся предложения о создании в России суда по правам человека. Хотя одновременная публикация этих документов — простое совпадение, их объединяет одна проблема, которой для РФ стали решения, принимаемые не в ее пользу Европейским судом по правам человека.

О том, что президент согласился с предложением Генпрокуратуры передать ей полномочия по коммуникации с ЕСПЧ вместо Минюста, было известно еще два месяца назад (см. на сайте «Новой» за 23 марта). Указ об отставке Гальперина, по-видимому, означает первый шаг в реализации этой «рокировочки», но из него понятно, что либо сам Гальперин не захотел надеть погоны прокурора, несмотря на прибавку в зарплате, либо, наоборот, это его кто-то там не захотел, и на должность представителя РФ при ЕСПЧ (довольно соблазнительную, с поездками в Страсбург вместо постылых российских зон) будет назначен скорее всего кто-то «из своих».

Куда Страсбург запихать

Бывший Уполномоченный РФ при ЕСПЧ Михаил Гальперин. Фото: РИА Новости

Тогда же, в марте, бывший судья в ЕСПЧ от РФ Анатолий Ковлер прокомментировал нам это в том смысле, что работа с ЕСПЧ включает много разных нюансов, и жаль опытную команду Минюста, хотя какая-то часть этой команды может переоденется в прокурорские мундиры. А с точки зрения Совета Европы с ЕСПЧ всегда коммуницирует государство как «правительство», а какое конкретно ведомство готовит и осуществляет коммуникацию — внутреннее дело каждой страны.

Генпрокуратура, конечно, традиционно более суровое и «военизированное» ведомство, нежели Минюст, но зато и реальных полномочий у него больше, и это позволяет на предварительных стадиях коммуникации до рассмотрения жалоб в ЕСПЧ легче договариваться с судами и другими попавшими в жалобу учреждениями. Было бы желание, но чаще всего его-то как раз и нет, тем более когда ставкой в переговорах оказывается «политика».

Обратимся теперь ко второму документу — заключению комиссии СПЧ, которое подробно обсуждалось на ее заседании, а в окончательном виде его подготовил ее председатель — тот же Анатолий Ковлер. Идея создания российского суда по правам человека прозвучала на встрече президента с СПЧ 10 декабря прошлого года, и высказал ее сам Владимир Путин — в ответ на выступление бывшего следователя-«важняка» прокуратуры СССР Евгения Мысловского, а затем Верховному суду РФ совместно с Минюстом было поручено до 1 июня рассмотреть вопрос о целесообразности такого суда и представить предложения.

О предложениях ВС РФ и Минюста пока официально ничего не известно, но в СПЧ эта идея не встретила понимания.

В заключении, опубликованном на сайте совета, говорится, что создание специализированного суда по правам человека не вписывается в существующую судебную систему и потребовало бы внесения соответствующих изменений в главу 7 Конституции. Кроме того, это могло бы создать для граждан РФ дополнительные препятствия для обращения в ЕСПЧ и неизбежно увеличило бы сроки такого обращения — считают члены СПЧ. А не в этом ли был и замысел? — прочитывается как бы «между строк».

Куда Страсбург запихать

Здание Европейского суда по правам человека. Фото: РИА Новости

Мысловский на заседании подтвердил, что его идея состояла совсем в другом: в том, чтобы как-то (а как?) заставить российские суды и органы прокуратуры, собственно говоря, исполнять свои обязанности, в том числе не отфутболивая жалобы граждан, как в последнее время, а отвечая на них по существу. Можно было бы говорить и о восстановлении личного приема граждан руководителями судебной системы, о повышении эффективности механизмов контроля и надзора в сфере правосудия, о создании института специальных прокуроров по расследованию «резонансных» и уже запутавшихся в судебной системе дел, и прежде всего — по мысли Мысловского — о расширении полномочий по законному в них вмешательству со стороны Уполномоченного по правам человека в РФ и о наделении сходными правами уполномоченных в регионах.

На самом деле, если бы суды просто применяли Конституцию как акт прямого действия, о чем прямо говорится в ее статье 15, многие из поднимаемых вопросов были бы решены, да и вообще мы все жили бы в другой стране. Но что на это скажут Верховный суд и Минюст? Ждем, как они исполнят поручение президента, по установленным им срокам ждать осталось не больше двух недель.

Леонид Никитинский, обозреватель, член СПЧ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Прокуроры поедут воевать Европу

Чем обернется передача представительства России в ЕСПЧ от Министерства юстиции Генеральной прокуратуре

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Деколонизация Африки разрушила сложившуюся в колониальную эпоху структуру общества, при которой белые управляли и командовали, а чернокожие работали и подчинялись. Читать дальше... ...
Взято здесь . Это не фейк. Такие и примерно такие листовки агитаторы Правого сектора, "Батькивщины" и УДАРА раздают на улицах городов Юга и Востока, призывая зачищать  "русских шпионов" и добровольно записываться в армии, чтобы воевать с "вечным врагом". Тексты ...
Нездоровая доля эксгибиоционизма пополам с нарцисизмом это же ничего ...
по 10 ЖЖЖ http://antony-w.livejournal.com/132122.html СК любой 20 репостов отписаться тут в комментах. в связи с малой отзычиваюстью - закрываю тему... со всеми кто репостнул расплачусь сегодня после обеда... ...