Куда девались полчища китаистов?

Проблема китаистики в том, что пяти лет недостаточно, а полный цикл обучения занимает лет десять. Вдобавок, нужны деньги. Возьмем классику. Учим студента, потом посылаем лет на пять в Китай. Так жили до революции - пять лет человек оттачивал язык, ходил по базарам, заходил в посольство, закупал на деньги от властей и покровителей книги, переводил, ходил по местным бабам. Появлялись специалисты, например, академик Алексеев. Потом такую роскошь ликвидировала советская власть.
Пришла перестройка, многие поехали в Китай, получили практику разговорного языка. Многие устроились на частных фирмах и поняли, что так жить лучше. Кто остался в науке без удостоверения офицера ФСБ, тот окончательно стал обслугой дуболомов. При этом проблема общих знаний сохранилась. Здесь работает очень простой закон - нужна отдача, никто не будет кормить лет десять, чтобы созрел и начал выдавать продукт. Отсюда процветание демагогов вроде Малявина. Уехал на Тайвань, женился на китаянке, устроился преподавать, короче, помахал системе ручкой и был прав.
Я-то вообще не профессионал, я просто удовлетворял свои потребности в познании. Посмотрим, куда повело. История, увлекался ещё до института. После института наравне с историей ощутил потребность в расширении знаний по филологии. Куда вы без литературы, культуры и прочего? Культуру, кстати, творят живые люди. История помогает понять, сколько вздора пишут люди с филологическим образованием. Например, Бахтин занимался откровенной демагогией. Я его читал в придачу к материалам по китайским праздникам ещё в институте. Про Гумилева писал в ЖЖ, поскольку читал Бичурина ещё в 12 лет, то понял, насколько его конструкции не обеспечены историческими источниками. Он читал Бичурина и делал огромные конструкции на основании пары строк. Сами же строки никак не поддерживали огромные конструкции.
История и филология спокойно привели меня к социологии. Моё отношение к социологам весьма скептическое, поскольку поведение человека зависит от его культуры и исторического прошлого. Более того, только история позволяет проверить, работают ли законы социологии или тот или иной закон является иллюзией, вызванной раскладом событий и культуры в наше время. У нас же штампуют социологов как приспособления для управления обществом. Даешь рекомендации, как выжать все соки из рабочего коллектива! Между тем, в ведении истории находится объяснение, например, явления, почему в прошлом дедовщина работала, а ныне привела в тупик.
После тридцати интерес к истории привел к интересу не только к филологии и социологии, занялся самообразованием в психологии. Социология и психология очень взаимосвязаны, причем социология важнее для историка и просто для понимания мира. У нас же психология часто оторвана от социологии, поэтому плодит психология самоуверенных дамочек и тупых фрейдистов. Экономика для меня всегда была дополнительным развлечением, но пишут слишком много бредятины.
Я перечислил достаточно, чтобы вздрогнуть. За пять лет выучить невозможно. Но мы имеем хороший понижающий тренд - школы Конфуция. Вчера в очередной раз смотрел видео на китайском. Всё мило - полная картина реальной борьбы потенциальных и реальных жен с матерями мужчин. Проблема маменьких сыночков. Серьезная проблема, но надо сперва пройти хоть какой курс по социологии и психологии. Иначе остается только слушать и путаться. Китаянки сами не понимают, о чем говорят. Для практической работы на фирме такие вещи особо не важны, если сотрудница вашей фирмы запуталась в отношениях с мужем, то пускай сама разбирается. Смешно, но нужны специалисты со знанием торговой, технической и политической лексикой. Этого школы Конфуция не дают. Смотрел объявления - знающим специфичесую лексику для конкретной работы предлагают в два раза выше зарплату, чем выпускникам школ Конфуция. В реальной жизни все изыски культурного языка можно освоить во время живого общения с китайцами в нужных, а не в избыточных размерах. Школы Конфуция это обучение приятных для китайских мужей домохозяек и приятных для китайских жен мужей, способных поболтать о жизни, быте, эмоциях. Мы раньше болтали хуже, но везли из Китая книги с торговой лексикой. Зато могли чуток доучиться и легко сказать - смотри договор, условия ФОБ. Или - присланные товары не соответствуют образцу, приложенному к договору.
Теперь имеем ещё одну проблему. В условиях глобализации невозможно понять Китай без понимания мира. Тут смотрите СМИ, ученые талмуды политологов и понимайте, что язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли. В тупик зашла система управления обществом через гуманитарные науки. Между учеными распределяются отдельные области человееской жизни для исследования в расчете, что где-то наверху обладают способностями из кусочков синтезировать истинную картину проблемы, самому же ученому это не нужно. Получается ситуация в стиле - слепые щупают слона, а где-то наверху с умным видом показывают, что там всё видят и понимают лучше специалиста. А кто видит? Видят, якобы, разные Белковские.
|
</> |