Кубрик говорит нам о том, что заставляет «тикать» «Заводной апельсин» (Б.
dm_bondarenko — 26.07.2019 В честь дня рождения Стэнли Кубрика (#KubrickDay) позвольте мне поделиться с Вами эксклюзивом - переводом статьи 1972 года, в которой Стэнли Кубрик рассуждает о недавно снятом им "Заводном апельсине"!Бернард Вайнтрауб, статья была опубликована 3 января 1972 года в New York Times. Первоисточник: http://www.archiviokubrick.it/english/words/interviews/1972clockworktick.html. Перевод выполнен самостоятельно. Фотографии взяты из Интернета.
Стэнли Кубрик вырос на углу 196-й улицы и Гранд Конкорс в Бронксе, часто прогуливал уроки в средней школе имени Уильяма Говарда Тафта, но дважды в неделю охотно ходил на двойные сеансы в Loew's Paradise and R.K.O. Fordham.
«Большинство просмотренных мной в детстве голливудских фильмов были весьма плохими», - вспоминает 43-летний режиссер. «Еще до того, как я начал понимать проблемы кинопроизводства, я начал думать, что могу сделать фильм не хуже того, что я видел. Я также позволял себе дерзость думать то, что могу делать фильмы намного лучше».
Немного критиков и зрителей готовы опровергнуть эти слова Стэнли Кубрика. Сняв «Тропы славы», «Лолиту», «Доктор Стрейнджлав», «Космическую одиссею» и «Заводной апельсин», господин Кубрик возвел себя в Пантеон величайших режиссеров. В частности, на прошлой неделе Общество кинокритиков Нью-Йорка назвало «Заводной апельсин» лучшим фильмом года, а господин Кубрик стал лауреатом премии в номинации «Лучший режиссер» по версии данного общества.
Господин Кубрик теперь живет в просторном доме в Борхэмвуде, расположенном примерно в 30 минутах езды от Лондона, со своей третьей женой, художницей Кристиной, тремя дочерями, семью котами и тремя золотистыми ретриверами. Дом, окруженный кирпичной стеной, также включает офис режиссера и монтажную.
«Здесь очень приятно, мирно и цивилизованно», - господин Кубрик говорит нам. «Можно сказать, что Лондон – это Нью-Йорк в 1910 году. Мне нужно жить там, где я снимаю, и сложилось так, что большую часть последних 10 лет я провел в Лондоне».
Господину Кубрику немного затруднительно обсуждать свою работу и карьеру. Его окрашенные нью-йоркским акцентом слова вежливы и искренни, но сам режиссер остается напряженным и немного отстраненным.
В ресторане, расположенном недалеко от его дома, он сидит в тяжелой ветровке, за 15 минут съедает обед, а затем медленно снимает куртку. Он потихоньку расслабляется и обсуждает «Заводной апельсин» - экранизацию жесткого одноименного романа Энтони Берджесса.
«Эту книгу мне подсунул Терри Саузерн во время съемок «Космической одиссеи»», - вспоминает режиссер. «А я просто отложил ее в сторону и забыл о ней на полтора года. Затем, я все-таки взял ее и прочитал, и «Заводной апельсин» меня поразил».
Беспощадное видение
«Меня увлекли все составляющие «Заводного апельсина»: сюжет, идеи, персонажи и, конечно, язык. И не нужно забывать, что эта история вполне поддается переносу на экран».
Сам по себе, фильм «Заводной апельсин» - беспощадное видение ближайшего будущего. Молодежные банды насилую, убивают, калечат и грабят. Жители живут в «зазеркальной поп-культуре», которая безвкусна, холодна и грязна. Политики и полиция безжалостны, а главный герой фильма Алекс (Малкольм Макдауэлл) преобразован из районного пахана в идеального гражданина учеными, а потом «добрые» силы возвращают Алексу его прежнюю личность.
«Конечно, история идет на нескольких уровнях – политическом, социологическом, философском и, что самое важное, на, так сказать, фантазийном психологически-символическом уровне», - говорит господин Кубрик.
«Алекс – герой, который с любой логически-рационализаторской точки зрения должен быть абсолютно несимпатичен зрителям и даже, возможно, отвратителен» - режиссер развивает свою мысль. «И все же, Алекс, как и Ричард III, начинает затягивать зрителя в свое мировоззрение и благодаря этому, эти два персонажа начинают нравиться зрителям, несмотря на все творимое ими зло. Этот эффект был достигнут благодаря отличному первоисточнику, который дает зрителю самые неожиданные интеллектуальные ассоциации и игры».
«Я думаю, что зрители в театре или кино находятся в состоянии, очень похожем на сон, и их сильные эмоции становятся частью контролируемого сна» - говорит режиссер. «Но важно отметить, что фильм действует на зрителя на подсознательном уровне и зрители реагирует на основные характеристики истории на подсознательном уровне, как и на сон».
Естественное состояние человека
«На этом уровне, Алекс символизирует человека в естественном состоянии, то есть каким должен быть человек, если общество не навяжет ему свои «цивилизационные» правила».
«Мы подсознательно реагируем на то, как Алекс свободно и легко грабит и убивает, и в целом «является собой», и поэтому моя с Энтони Берджессом история показывает настоящую природу человека, которая находит отклик у обычного зрителя».
Мировоззрение Кубрика-художника весьма пессимистично: «Одним из самых опасных заблуждений, оказавшим большое влияние на философскую и политическую мысль, является то, что человек по своей природе хорош, а общество оказывает на него дурное влияние» - говорит режиссер. «Жан-Жак Руссо переложил ответственность за первородный грех с человека на общество и мне кажется, что эта концепция внесла большой вклад в современные неверные основы моральной и политической философии».
Стэнли Кубрик – режиссер, одержимый работой, и поэтому он редко ходит на вечеринки и редко отправляется в отпуск (его последний отпуск был в 1961 году, когда он снял «Лолиту»). Поэтому сейчас он активно проверяет прокатные копии «Заводного апельсина», и в течение нескольких двух месяцев, пока фильм будет выпускаться по всему миру, режиссер планирует проверить около 50 прокатных копий.
«Лаборатории способны совершать ужасные ошибки», - говорит режиссер, который в 17 лет был фотографом для журнала KOOK. «Например, я недавно смотрел «Тропы славы» по телевизору и увидел рассинхронизацию между звуком и изображением. Проявочные машины могут сделать изображение слишком темным или слишком светлым или дать абсолютно иные цвета. Поэтому нужно постоянно следить за ними, чтобы не допускать подобных ошибок».
Предоставление верных идей
Обсуждая свою режиссерскую функцию, господин Кубрик сказал: «С точки зрения работы с актерами, работа режиссера больше работа на работу писателя, чем на работу маэстро Свенгали. Режиссер презюмирует, что он нанял талантливых актеров, ведь слишком поздно проводить уроки актерского мастерства на съемках. Поэтому основной работой режиссера является предоставление правильных идей для сцен, а также подбор верных слов и фраз для актеров».
«Режиссер должен всегда судить с эстетической точки зрения», - добавляет режиссер. «У режиссера всегда должен возникать вопрос: это правдоподобно, интересно, подходяще? Ведь на этот вопрос может ответить только режиссер».
Господин Кубрик говорит, что на него редко влияет позитивная или негативная критика. «Ни один критик еще не смог указать мне какие-либо новые направления для моей работы или указать на действующие ошибки или недостатки», - замечает режиссер.
Стэнли Кубрик говорит, что его следующий фильм будет про Наполеона Бонапарта, но он также надеется снять фильм в Нью-Йорке. «Я бы хотел запечатлеть свои некоторые визуальные впечатления от Бронкса и Манхэттена», - говорит Стэнли Кубрик. «Я очень люблю Нью-Йорк, по крайней мере, прежний Нью-Йорк».