"Batman Returns" (1992)
dm_bondarenko — 30.06.2019В детстве моим любимым супергероем был Бэтмен и, разумеется, у меня были кассеты с фильмами про Бэтмена. Я очень любил части, снятые Тимом Бертоном, а «Бэтмен и Робин», несмотря на наличие в него моего идола Арнольда Шварценеггера, не вызывал у меня положительных эмоций. В 2008 году все пели похвальные оды «Темному рыцарю», но я скажу крамолу – тогда он мне не очень понравился (разумеется, за исключением Хита Леджера), потому что «Темный рыцарь» показался мне немного затянутым (надо пересмотреть).
Периодически меня тянет пересмотреть любимые в прошлом фильмы, включая «Бэтмена». Пересмотры не вызвали разочарования и в честь 30-летнего юбилея «Бэтмена» я решил снова пересмотреть обе части, снятые Тимом Бертоном. Поначалу я хотел написать отзыв на первую часть, но у меня нашлось больше слов про «Бэтмен возвращается». Как же Тиму Бертону удалось превзойти самого себя и снять фильм про супергероев, близкий к шедевру? Какие же элементы обеспечили это? Давайте порассуждаем…
В 1989 году у Тима Бертона были связаны руки и тот Готэм был, в целом, похож на обычный американский мегаполис. В 1992 году Тим Бертон получил творческую свободу и подарил зрителю Готэм – шизоидный город вечной ночи, в сравнении с которым старый Нью-Йорк – французская деревня из детской сказки.
Как в Лас-Вегасе или в китайском парке аттракционов, в Готэме намешаны все архитектурные стили и близко друг к другу стоят абсолютно несовместимые здания. В этом городе никогда не видно солнца и его жители поражены вирусом депрессии и разобщенности, поэтому они становятся легкой добычей для различных преступников. Каждый день в Готэме появляются новые монстры, терроризирующие жителей и их единственной надеждой является молчаливый и мрачный защитник – Бэтмен.
Кроме того, в первом «Бэтмене» Тим Бертон еще следовал классической схеме комиксовых злодеев, но во второй части он принес свое видение в природу зла. «Комиксовые» злодеи – брошенный родителями Человек-пингвин и перенесшая клиническую смерть Женщина-кошка, - являются жертвами, ставшими фриками из-за чужой жестокости. Человек-пингвин полностью растворился в своей фриковской натуре и превратился в безжалостного монстра; Женщина-кошка пытается сохранить свою человечность, и она хочет только покарать злодеев.
Как в Нью-Йорке 1930х годов, боссом готэмской Tammany Hall является Макс Шрек – подонок «по зову сердца». Он озабочен только властью и деньгами, и Макс Шрек способен купить практически кого угодно и что угодно. Вместо автомата или гаджета, Макс Шрек вооружен чековой книжкой и языком, но эти средства способны нанести намного больший ущерб жителям. Сможет ли Бэтмен сделать что-то против человека, носящего не фриковский костюм, а сделанный на заказ смокинг.
И вообще, зачем Бэтмен продолжает эту бесплотную борьбу с ветряными мельницами? Эта борьба отбирает у него близких людей, а победа над злодеем приносит лишь кратковременную передышку. Не лучше ли все бросить и оставить неблагодарных жителей Готэма на произвол судьбу? Нет, Бэтмен не может отказаться от борьбы, потому что это его наркотик, и он душевно искалечен, как и его противники. Просто его недуг сублимируется в более «общественно приемлемом» ключе.
«Бэтмен возвращается» - стильная, умная и тонкая история про бесконечную борьбу душевно искалеченных людей в холодном и негостеприимном городе. Практически никакой иной экранизации комикса не удалось достичь такого же сочетания драматизма и зрелищности, как в «Бэтмене возвращается». Этот фильм не устарел и через 27 лет, чего не скажешь об иных фильмах о супергероях. Браво, маэстро Тим Бертон и очень жаль, что Вам не дали снять еще один фильм про Бэтмена.
|
</> |