"Frances" (1982)
dm_bondarenko — 25.05.2019Я испытываю сентиментальную слабость к старым фильмам, в особенности к довоенным и ранним послевоенным американским фильмам. Но я ничего не слышал про Фрэнсис Фармер, пока не прочитал о ней в статье pol_ned. Заинтригованный описанием фильма и тем, что Милен Готье стала Милен Фармер именно в честь этой актрисы, я решил посмотреть «Фрэнсис» с Джессикой Лэнг. Оправдал ли этот фильм моих ожиданий?
1. Я люблю то, что мне запрещают
Америка 1930х годов, включая даже крупные города вроде Сиэтла, оставалась очень консервативной и патриархальной страной. В той Америке все хорошие американцы ходили в церковь, постились и слушали проповеди о безбожных коммунистах и о единственном верном пути – американском пути. Женщины в той Америке могли быть только образцовыми домохозяйками и в большинстве голливудских фильмов женщины были либо пустоголовыми цыпочками, либо образцовыми матерями и женами.
Фрэнсис Фармер явно не видит свое будущее за плитой. Еще в 16 лет в ней проявляется бунтарский дух, и она направляет на конкурс сочинение под заголовком «Бог умирает». Несмотря на обвинения в безбожности и симпатиях к коммунистам, Фрэнсис удается выиграть конкурс и получить первые роли в постановках пьес Чехова. Затем следует еще одна немыслимая вещь – поездка в Москву.
Она мечтает о бродвейских театрах, но попадает в Голливуд. Сможет ли она достичь своей мечты и стать Актрисой, а не светловолосой куклой?
2. У меня что-то вроде желания
До конца 1940х годов голливудские киностудии полностью монополизировали весь процесс кинопроизводства, включая сети кинотеатров, исключительно через которые распространялись голливудские фильмы. Голливудские продюсеры чувствовали себя могущественнее, чем руководители US Steel и General Electric. Например, по воспоминаниям британского продюсера Майкла Бэлкона, один из основателей MGM Луис Майер сказал ему следующее: «Я выдавлю тебя из бизнеса, даже если мне это обойдется в $100,000».
В этот Голливуд – Питтсбурге кинопромышленности, - прибыла молодая и амбициозная Фрэнсис Фармер. Она видит себя в образе драматической героини, но продюсерам нужны только ее ноги, грудь и лицо. Фрэнсис доходчиво указывают на ее место, являющее подобным месту рабочего на сталелитейном заводе, и она вынуждена подчиниться. Это делает ее кинозвездой; жители родного города, ранее называвшие ее безбожной потаскухой, аплодируют ей; Фрэнсис даже выходит замуж.
Все же она идет своей дорогой и сбегает в Нью-Йорк. Фрэнсис удается получить несколько ролей в театре и у нее даже появляется возможность сыграть в лучших лондонских театрах, но взбешенные продюсеры решают наказать строптивого рабочего конвейера. Фрэнсис быстро «перекрывают кислород» и она вынуждена униженной вернуться на «голливудский завод». Но почувствовав вкус настоящих ролей она более не может играть дур, и эта пустота пробуждает в ней худшие черты.
3. Раз: мама не права
Фрэнсис могла бы восстановить свои силы и вырваться из замкнутого круга, если бы имела поддержку дома, но у нее не было этой привилегии. В трактовке авторов фильма мама Фрэнсис – типичный родитель, вымещающий свои потаенные комплексы на детях. В то время, как у Фрэнсис что-то вроде желания провести свою жизнь в постели; у матери что-то вроде идеи-фикс[1], чтобы ее дочь стала снова кинозвездой.
По ходу фильма у зрителя будет возникать постоянный вопрос: кто же безумнее – официально сумасшедшая Фрэнсис Фармер или образцовый столп общества Лиллиан Фармер. Потому что кем надо быть, чтобы добровольно отправить свою дочь в психиатрическую больницу и постоянно подталкивать ее вернуться к прежней ненавистной женщине? Ведь психиатрическая больница, как и тюрьма, очень редко помогает, в особенности тем, кому там не место.
Победит ли Фрэнсис Фармер систему? Если бы это был голливудский фильм 1930х или боевик, то ответ был бы очевиден. Но в реальной жизни такое, к сожалению, происходит редко.
4. Прощай, Тристана
Фрэнсис Фармер родилась не в том месте и не в то время. Если бы она родилась во Франции в те же годы, она бы могла сниматься у Жана Ренуара, Жана Кокто и играть в лучших французских театрах. Если бы она попала в эпоху «Нового Голливуда», то она бы могла зарабатывать лавры в фильмах независимых режиссеров. Но она попала в эпоху студийного Голливуда и ее неспособность «стать винтиком» дорого ей обошлась. Хотя и Милен не дали бы петь, даже в США 1980х, песни про лесбийскую любовь и выпускать клипы с кучей двусмысленных образов.
«Фрэнсис» - история про постепенное уничтожение талантливой женщины. Конечно, я считаю, что режиссеру нужно было снимать это жестче (вроде «Камиллы Клодель 1915» Брюно Дюмона), но Джессика Лэнг отлично справилась со своей ролью. После просмотра даже захотелось посмотреть старые голливудские фильмы с Фрэнсис Фармер. Надеюсь, что вам тоже понравится этот фильм.
|
</> |