Кто учит детей
ibigdan — 22.10.2012Ко мне привели девятиклассника. Чудесный интеллигентный мальчишечка, мама — переводчик с английского. Вздохнула: у сына большие проблемы с русским языком. Нашла меня с помощью интернета и попросила заниматься с мальчиком.
Сначала я не очень поверила в его трудности. Они не просматривались с первого взгляда, да и школа, где учится Гоша — давно в Москве на слуху. Занимает неплохое место в рейтинге городских школ. Не в первой десятке, но славится исправно, а потому желающих там учиться — хоть отбавляй.
Только первое занятие полностью подтвердило заключение мамы.
Парнишка не мог отличить прилагательные от причастий, путался с вопросами к членам предложения и плохо представлял, что такое грамматическая основа. Заодно забыл, что сложные предложения в русском языке бывают разные.
Позже позвонила мама — узнать, как прошло занятие, и в ответ на мое удивление поделилась любопытной информацией.
Дети, сказала мама, проводят в этой школе время впустую, до трех ничего не делают, а только потом начинают заниматься по-настоящему. С репетиторами. Отсюда и рейтинг школы. Его создают частные преподаватели.
Большинство родителей обращаются к репетиторам в начале средней школы, когда четко понимают, что занятия в школе — бесполезны.
У Гоши частные учителя по математике, физике, химии и английскому. Теперь прибавится русский, а мама ищет еще преподавателя информатики, говорит, что в школе она нулевая.
Может, перейти в другую?
У мамы есть резонные возражения. Во-первых, дети привыкли, а во-вторых, где гарантия, что там будет иначе?
В экстернаты принимают с десятого класса, да и далеко не все ребятишки способны к самоорганизации, что непреложно для обучения в экстернате.
Тогда какой вариант?
Не перейти ли просто всей страной, массово, на домашнее обучение? Ноу-хау. Когда-то в России было именно так. Хотя многие потом все же поступали в гимназии, однако учили там иначе, чем в нынешних.
Похоже, что сегодня ходить в школу и впрямь бесполезно. И реформа образования уже произошла сама собой — чего вы еще ждете?
Реформировали его отчаявшиеся родители, которые нашли выход — частные педагоги.
В прошлом году другая мама, дочка которой учится в другой школе, жаловалась мне на преподавание. Точнее, на его отсутствие. И еще одна… Но тогда я не очень обратила внимание на их жалобы. Сочла ситуацию нетипичной. Однако явление становится массовым.
Ну да, все правильно: все чаще стали приводить ко мне не абитуриентов, одиннадцатиклассников «на выданье», а детишек восьмых-девятых классов. Даже двенадцатилетние дети появились, чего раньше никогда не наблюдалось.
И стремительно увеличивается количество репетиторских фирм: без конца получаю письма и эсэмески с просьбами зарегистрироваться на молодом портале.
«Мы — новая фирма, — сообщают мне, — но мы быстро завоюем популярность».
И завоевывают. Потому что с каждым днем растет и количество желающих заниматься с репетиторами. По всем предметам.
Недавно одной маме я нашла по ее просьбе историка, другой — математика. Иностранные языки вообще нарасхват.
Однако далеко не у всех хватит денег на домашнее обучение детей. Для многих семей это не выход. И насчет перехода всей страны… Нереально. Значит, опять тупик?
Любопытно, а в чем тогда роль Министерства образования? Каковы его функции при таком раскладе? Или оно даже не в курсе происходящего?