
Кто ты, ведьма Гелла?


В Ветхом Завете нет персонажа по имени Гелла, но в греческой мифологии Гелла –это дочь богини облаков Немфелы и царя города Орхомен Афимонта. Она бежала на златорунном баране вместе с братом Фриксом от мачехи Ино, которая собиралась принести их в жертву, в Колхиду, но утонула в море, а точнее в проливе Дарданеллы, соединяющими Эгейское и Черное моря.
В 1977 году английская исследовательница творчества Булгакова Л. Милн установила, что Булгаков позаимствовал имя Гелла из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: в статье «Чародейство» упоминается дьяволица с таким именем. На Лесбосе именем Геллы называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.

Утопленница Гелл, дочь Немфелы, – мифологический персонаж нижнего, загробного мира: поэтому у Воландовой Геллы также нагота, зеленые глаза, русалочьи глаза, рыжие волосы и что Булгаков несколько раз подчеркивает -"багровый шрам" на ее шее. Это продолжает тему "отрубленной – приставленной" головы. В "Вальпургиевой ночи" Фауста привлекает «образ девы бледной и прелестной», в которой ему чудится Гретхен.

"Какою негою, мучением каким
Сияет этот взор! Расстаться трудно с ним!
Как странно под ее головкою прекрасной
На шее полоса змеится нитью красной,
Не шире, чем бывает острый нож!
Очарование Фауста рассеивает Мефистофель:
Давно все это знаю я: ну что ж?
Под мышку голову берет она порою,
С тех пор как ей срубил ее Персей."

Медуза Горгона – еще один персонаж древнегреческой мифологии. Греческая "утопленница" Гелла, нисейские нимфы, Медуза Горгона – все прототипы булгаковской демоницы имеют корни в античной мифологии и являются персонажами подземного мира.
Кроме того, Гелла имеет и германский прототип. В немецкой транскрипции так звучит имя хозяйки подземного мира германо-скандинавских мифов – Хель (Hella). У Хель тело наполовину синее.
Получается, что Гелла – олицетворение стихийных сил природы от самых "невинных" (нимф) до грозной владычицы подземного царства, включая жуткий персонаж, способный убить взглядом.

Скромное поведение Геллы в Москве в роли служанки Воланда обманчиво: она – обладательница могучих магических чар. В роли Низы эта дьяволица заманивает в западню Иуду, ведет его к смерти. В Москве она готовит Маргариту к переходу из мира живых к мертвым, обливая ее дымящейся кровью. В ее власти сделать человека вампиром, как это произошло
с Варенухой, потерявшим сознание от ее сияющих глаз. Ее руки "холодны ледяным холодом", они способны удлиняться, словно резиновые. Гелла не летит вместе со свитой Воланда, увлекающей мастера и его подругу, потому что ее путь – не в воздушные сферы черных духов, а вниз, в глубь земли. Кроме того, крик петуха заставляет удалиться Геллу и ее подручного Варенуху, что полностью соответствует широко распространенной в дохристианской традиции многих народов ассоциации петуха с солнцем - он своим пением возвещает приход рассвета с востока и тогда вся нечисть, в том числе и ожившие мертвецы-вампиры, удаляются на запад, под покровительство дьявола.

Но рыжая и зеленоглазая девица по имени Гелла - обычная ведьма из тех, что прибывают на шабаш верхом на метле. Ее имя упоминается в некоторых легендах в связи с горой Брокен, считавшейся местом обитания ведьм о которых Булгаков напоминает устами Воланда:
"... я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в 1571 году в Брокенских горах, на Чертовой кафедре..."

В тексте 1933 года на шабаше присутствовали и дети, а шабашные игрища были запечатлены куда подробнее и сексуальнее: "…На подушках, раскинувшись, лежал голый кудрявый мальчик, а на нем сидела верхом, нежилась ведьма с болтающимися в ушах серьгами и забавлялась тем, что наклонив семисвечие, капала мальчику стеарином на живот. Тот вскрикивал и щипал ведьму, оба хохотали, как исступленные… Гроздья винограда появились перед Маргаритой на столике, и она расхохоталась – ножкой вазы служил золотой фаллос. Хохоча, Маргарита тронула его, и он ожил в ее руке. Заливаясь хохотом и отплевываясь, Маргарита отдернула руку. Тут подсели с двух сторон. Один мохнатый с горящими глазами прильнул к левому уху и зашептал обольстительные непристойности, другой – фрачник – привалился к правому боку и стал нежно обнимать за талию. Девчонка уселась на корточки перед Маргаритой, начала целовать ее колени.

– Ах, весело! Ах, весело! – кричала Маргарита. – И все забудешь. Молчите, болван! – говорила она тому, который шептал, и зажимала ему горячий рот, но в то же время сама подставляла ухо".
В дальнейшем, уступая внутренней цензуре, Булгаков сделал сцену бала гораздо целомудреннее (столь откровенное описание тогда, в 30-е годы, уже не имело возможности проникнуть в печать). В окончательном тексте романа мальчик, забавляющийся с ведьмой, был заменен котом Бегемотом, играющим с Геллой.

Образ Геллы пересекается с романом Мейринка "Голем" (1915) где рыжая Розина танцует голой в ресторане "У Лойзичека", в котором собирались литераторы-декаденты. На ней во время танца остаются только шляпка и фрак, являющиеся униформой официанток данного заведения. В "Мастере и Маргарите" рыжая ведьма-вампир Гелла предстает перед буфетчиком Театра Варьете Соковым в наколке и кружевном фартуке официантки, надетом на голое тело. Атмосфера ресторана "У Лойзичека" очень напоминает атмосферу ресторана Дома Грибоедова.

В последних главах редакции, считающейся окончательной, Геллы нет. Правда в одной из ранних редакций романа Булгаков включал ее в сцену полета: "Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего больше не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела как ночь, улетавшая в ночь".
Публикатор черновых рукописей "Мастера и Маргариты" В. Лосев сообщает, что вдова писателя полагала, будто Булгаков при перепечатке рукописи в 1938 г. попросту "забыл" о Гелле. Но ведь Гелла прибыла в Москву, в свите Воланда в ипостаси ведьмы, отчего ей и не грех неведомо куда сгинуть.

В окончательной редакции романа Гелла вдруг появляется в сцене после бала Воланда в «квартире номер пятьдесят»:
"И не успел Николай Иванович опомниться, как голая Гелла уже сидела за машинкой, а кот диктовал ей:
– Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства… поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши "боров". Подпись – Бегемот".
То, что под диктовку Бегемота печатала Гелла, в действительности, дословно, печаталось в июне 1938 года на квартире Булгакова. Не может быть, чтобы Булгаков забыл о Гелле, никак не мог забыть. Если бы он отпустил ее с Воландом, то кто тогда бы заканчивал перепечатку романа?

|
</> |
