Кто ты, Коровьев-Фагот?
picturehistory — 13.07.2020 Это был "…прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный… пиджачок… гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая"; "…усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брюки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки". Как и откуда появился персонаж романа «Мастер и Маргарита» Коровьева-Фагота, старшего над всеми демонами, черта и рыцаря, первого помощника Воланда?Фамилия и образ Коровьева сконструирован Булгаковым по образцу фамилий и персонажей разных произведений.
В эпилоге "Мастера и Маргариты" среди задержанных по сходству фамилий с Коровьевым названы "четыре Коровкина".
В повести "Село Степанчиково и его обитатели" (1859) Достоевского Ф.М., фигурирует некто Коровкин.
Костюм его, состоящий из изношенных и поврежденных предметов туалета, когда-то составлявших вполне приличную
одежду, чем-то напоминает костюм спутника Воланда. "Это был невысокий, но плотный господин, лет сорока, с темными волосами и с проседью, выстриженный под гребенку, с багровым круглым лицом, с маленькими, налитыми кровью глазами,
в высоком волосяном галстухе, в пуху и в сене и сильно лопнувшем под мышкой сюртуке, в pantaloon impossible (невозможных брюках (фр .).) и при фуражке, засаленной до невероятности, которую он держал на отлете.
Этот господин был совершенно пьян". Герой "Мастера и Маргариты" напоминает кошмар "в брюках в крупную клетку"
из сна Алексея Турбина в "Белой гвардии". Этот кошмар, связан с образом либерала-западника Карамзинова из романа Достоевского "Бесы" (1871–1872). Булгаковский Коровьев — это также материализовавшийся черт из разговора Ивана Карамазова с нечистым в романе "Братья Карамазовы" (1879–1880).
Между Коровкиным и Коровьевым есть наряду со многими чертами сходства одно принципиальное различие.
Если герой Достоевского — действительно горький пьяница и мелкий плут, способный обмануть игрой в ученость лишь
крайне простодушного дядю рассказчика, то Коровьев — это возникший из знойного московского воздуха черт
(небывалая для мая жара в момент его появления — один из традиционных признаков приближения нечистой силы). Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и др. Лишь в последнем полете Коровьев, как и статский советник
Теляев из повести "Упырь" (1841) Толстого А.К., оказавшийся рыцарем Амвросием и вампиром, становится тем,
кто он есть на самом деле, мрачным демоном, рыцарем Фаготом, не хуже своего господина знающим цену людским
слабостям и добродетелям.
В последнем полете прежний фигляр преображается в мрачного темно-фиолетового рыцаря с никогда не улыбающимся лицом. Этот рыцарь "когда-то неудачно пошутил… его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал". Прототипом рыцаря Фагота послужил, по всей вероятности, бакалавр Сансон Карраско, один из основных персонажей булгаковской инсценировки романа "Дон Кихот" (1605–1615) Мигеля де Сервантеса. Сансон Карраско, стремясь заставить Дон Кихота вернуться домой,
к родне, принимает затеянную им игру, выдает себя за рыцаря Белой Луны, побеждает рыцаря Печального Образа в поединке и вынуждает поверженного дать обещание вернуться к семье. Однако Дон Кихот, возвратившись домой, не может пережить крушения своей фантазии, ставшей для него самой жизнью, и умирает. Сансон Карраско, рыцарь Белой Луны, делается невольным виновником гибели рыцаря Печального Образа. Не исключено, что именно рыцарь Белой Луны наказан Воландом столетиями вынужденного шутовства за трагическую шутку над рыцарем Печального Образа, закончившуюся гибелью благородного идальго.
У Коровьева-Фагота в его рыцарской ипостаси есть еще один, демонологический прототип. В книге М. А. Орлова
"История сношений человека с дьяволом» (1904), из которой сохранились многочисленные выписки в булгаковском архиве, приведена история двух рыцарей. Один из них, испанский дворянин , влюбленный в монахиню, по дороге
на свидание с ней должен был пройти через монастырскую церковь. В ярко освещенной церкви рыцарь видит отпевание покойника, и дворянину называют имя умершего — его собственное. В ответ рыцарь смеется, указав, что монахи ошибаются
и что он, слава Богу, жив и здоров. Однако, охваченный внезапным страхом, выбегает из церкви. Его догоняют две громадные черные собаки и загрызают насмерть. Другой рыцарь, Фалькенштейн, однажды усомнился в могуществе и самом существовании демонов и со своими сомнениями обратился к некоему монаху Филиппу. Тот начертал шпагой волшебный круг
и заклинаниями вызвал черта — громадного и ужасного черного дьявола, появившегося с шумом и грохотом. Рыцарь не вышел за пределы волшебного круга и остался жив и невредим, «только все его лицо побледнело и оставалось таким до конца жизни".
В Коровьеве-Фаготе смешаны образы обоих рыцарей. Испанский рыцарь наказан за насмешку над предсказанием собственной смерти (за это же наказан и Михаил Александрович Берлиоз), а рыцарь Фалькенштейн — за сомнения в существовании демонов, причем лицо его навеки остается бледным, тогда как рыцарь Фагот обречен оставаться с всегда мрачным лицом.
В более раннем варианте сцены последнего полета первый помощник Воланда обретает черты рыцаря Печального Образа. "сорвал с носа пенсне и бросил его в лунное море. С головы слетела его кепка, исчез гнусный пиджачишко, дрянные брючонки. Луна лила бешеный свет, и теперь он заиграл на золотых застежках кафтана, на рукояти, на звездах шпор.
Не было никакого Коровьева, невдалеке от мастера скакал, колол звездами бока коня рыцарь в фиолетовом
(фиолетовый цвет в католической традиции — цвет траура). Все в нем было печально, и мастеру показалось даже, что перо с берета свешивается грустно".
Воланд и его товарищи подмастерья уподоблены в романе обладателям высших масонских степеней, для которых характерна страстная проповедь "борьбы со злом силою". Коровьев-Фагот похож на тех рыцарей черного и белого Орла, которые несколько модернизировали рыцарский костюм, надев короткие черные далматики (кафтаны) черного или белого цвета
и пояса с серебряной или золотой бахромой, а также черные шляпы, украшенные золотым солнцем (у Булгакова вместо шляпы — берет с орлиным пером). В окончательном тексте рыцарский наряд Фагота превратился в традиционные
рыцарские доспехи, как это и было в большинстве лож степени Кадош (или рыцарь чёрно-белого орла в масонской ложи), а прегрешение, за которое он понес наказанье, стало прямо связываться с темой света и тьмы.
Здесь в качестве символа печали, траура и смерти выбран не черный, принятый в ложе степени Кадош, а фиолетовый,
тоже традиционный в этом качестве для западного христианства. Поскольку рыцари белого и черного Орла именовали себя "сынами света" и "сынами солнца", каламбур насчет солнца и тьмы являлся для них вещью предосудительной и мог быть сочтен гордыней — одним из семи запретных для степени Кадош пороков. В наказание Коровьева-Фагота превратили в шута…
После того, как Коровьев "соткался из воздуха" на Патриарших прудах, Михаил Александрович Берлиоз в беседе с Иваном Бездомным упомянул "про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике". Вицлипуцли здесь ассоциируется с Коровьевым совсем не случайно. Это не только бог войны, которому ацтеки приносили человеческие жертвы, но и, согласно немецким легендам о докторе Фаусте, — дух ада и первый помощник сатаны.
В качестве первого помощника Воланда выступает в "Мастере и Маргарите" как раз Коровьев-Фагот.
Одно из имен главного помощника сатаны — Фагот восходит к названию музыкального инструмента фагота, изобретенного итальянским монахом Афранио. У Коровьева есть даже некоторое сходство с фаготом — длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться (для вида конечно) перед собеседником втрое.
Возможно, что Коровьев имел и реального прототипа среди знакомых Булгакова. Вторая жена писателя Л. Е. Белозерская
в книге мемуаров "О, мёд воспоминаний" упоминает слесаря-водопроводчика Агеича, любовника их домработницы Маруси
(в квартире на Б. Пироговской, 35а), которая впоследствии вышла за него замуж и, по утверждению мемуаристки, "много раз после прибегала она ко мне за утешением. Несколько раз прорывался к нам и пьяный Агеич. Алкоголь настраивал его
на божественное: во хмелю он вспоминал, что в юности пел в церковном хоре и начинал петь псалмы. Выпроводить его
в таком случае было очень трудно. "Богиня, вы только послушайте… — и начинал свои песнопения…"
По словам Л. Е. Белозерской, Агеич был "на все руки мастер". Сколрее всего отставной регент-водопроводчик повлиял
на коровьевскую ипостась первого помощника Воланда, который выдает себя за бывшего регента и предстает на Патриарших горьким пьяницей. Правда, вместо псалмов Коровьев разучивает с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии "Славное море священный Байкал…". Он, как и Агеич, — мастер на все руки, только по части устройства всяких гадостей…
Второе имя Коровьева — Фагот обозначает название музыкального инструмента, так что он может не только дирижировать,
но и аккомпанировать. Черт Коровьев, играющий пьяницу-регента, путает служащих Зрелищной комиссии, заставляя их в рабочее время отдаваться хоровому пению. Булгаков высмеял приверженность представителей советской власти всех
уровней именно к этому виду искусства еще в повести «Собачье сердце» (1925), а в письме сестре Наде 24 марта 1922 г. сообщал об обстановке в доме 10 по Б. Садовой, (ставшей впоследствии Нехорошей квартирой): "…Дом уже «жилищного рабочего кооператива" и во главе фирмы все та же теплая компания, от 4–7 по-прежнему заседания в комнате налево от ворот" (вероятно, сопровождавшиеся ненавистным писателю хоровым пением).
"Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж! Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно…"
"Кто ты, Кот-Бегемот?"
|
</> |