Кто строил и кто ломал на Украине. Часть 5.
flackelf — 03.02.2017 Железные дороги.Памяти русского и советского Киева посвящается...
Решил перепостить и при этом сильно подредактировать свой очень старый и забытый пост о железной дороге, написанный аж в 2011 году.
При создании поста использовались фотографии с сайта "Паровоз com", информация из сети, ну и конечно много личных воспоминаний. А так как "железкой" я интересуюсь чуть ли не с раннего детства, то знаю по теме не так уж и мало, ну и помню конечно много, года с 1970-го примерно.
Итак 50-е годы 20 века. В Киев пришла электрификация, пока только в виде постоянного тока и это были только пригородные электрички, все магистральное грузовое и пассажирское движение оставалось пока под паровозами и частично тепловозами.
Это была уникальное время. Еще вокруг царство паровозов, но уже появилась контактная сеть для электричек. Скрестились две эпохи.
1. Первые советские магистральные тепловозы ТЭ2 на станции Киев-Пасс. (это фото конца 40-х)
2. Фото 1955 года. Обратите внимание на металлическую опору будущей контактной сети. Самих проводов еще пока нет.
Только что построили здание пригородного вокзала, которое имеет характерную башню с часами. Прошло только 10 лет после войны, а киевский вокзал уже не узнать.
3. Вот на этом фото уже отчетливо видны провода контактной сети. Киевский вкзал ище имеет довоенные конкорсы, которых было тогда два.
4. Ранние советские электрички СР в Киеве (постоянного тока), угловатые и некрасивые. Такие даже в 80-х годах еще ходили на Донецкой и Приднепровской дорогах..
5. 1957 год. Пуск электрички Киев - Бровары.
6. На этих 2-х фотках изображены трофейные электропоезда, первый из которых, это ничто иное как бывшие вагоны Берлинского метро, переделанные под электропоезд. Даже и такое было.
7.
8. Вы не представляете, ЧТО в те годы значила электрификация железной дороги и ввод первых регулярных пригородных электричек.Труднодоступные раннее районы Киевской области, становились в пределах очень быстрой досягаемости из столицы УССР. И никаких больше паровозов, старых допотопных вагонов, дыма и копоти.
Мне мама рассказывала как в еще в начале 50-х годов, (до электрификации) поездка из Киева в Боярку (27 километров) была целым делом, занимающим чуть ли не полдня.
Митинг в Фастове по поводу прибытия первого электропоезда из Киева. Сколько искренней радости у людей! Это же событие, из Киева пришла первая электричка. Эти люди еще отлично помнят войну а некоторые даже гражданскую, голод и разруху.
А тут жизнь так быстро преображается прямо на глазах.
9. Еще две более ранние фотографии. Это первые послевоенные годы, станция Киев-Пасс. Еще в строю дореволюционные паровозы.
Мужчина в ватнике стоит на платформе.
10. Станция Киев-Пасс. Первые послевоенные годы.
Переходный мостик через пути построенный еще до войны и снесенный относительно недавно - в 2000 году.
11. Середина 50-х годов. Уже нет семафоров и старых пассажирских вагонов, знакомых нам по фильмам о войне и революции. Вокзал заметно преобразился по сравнению с послевоенными годами.
12. Фото из депо Жмеринка, Юго-Западной дороги хоть и сделано в 70 годы, но именно вот эти тепловозы ТЭ3 и ТЭ7 (пассажирская версия ТЭ3) стали массово появляться на Украинских железных дорогах в конце 50-х, начале 60-х. Это был прорыв в другую эпоху. От паровозной топки к чистой и комфортной кабине машиниста.
И поступали эти машины сотнями. А от самой страшной войны прошло каких-то 15 лет.
60-е годы стали эпохой когда в Киев пришла электрификация переменным током, стандартом 25кв. Теперь стали электрифицировать магистральные линии и прежде всего линию Москва - Брянск - Киев - Казатин -Здолбунов - Львов. В Киеве появились магистральные пассажирские и грузовые электровозы. Во второй половине 60-х годов линия Москва - Киев была полностью переведена на электрическую тягу. Начали электрифицировать пригородные участки Киев -Тетерев и Киев - Яготин, грузовое и пассажирское (дальнего следования) движение на которых оставалось под тепловозами.
13. 1969 год. Станция Дарница, виден старый послевоенный вокзал, который был уничтожен примерно лет 15 назад.
Стоит совсем новенькая на тот момент электричка ЭР9П и пассажирский поезд под тепловозом ТЭ10, который скоро отправится в сторону Гребенки. Такие ТЭ10 заходили в Киев с Южной железной дороги.
От катастрофической бомбардировки станции Дарница 9 апреля 1944 года, когда тут камня на камне осталось, прошло всего 25 лет. Как сейчас от развала СССР.
14. (фото середины 70-х годов)
Локомотивное депо Киев-Пасс одним из первым в СССР начало получать из Чехословакии в 1966 году (когда я только родился), роскошные и скоростные пассажирские электровозы красного цвета ЧС4. Ох и красавцами они всем казались в те годы!
15. Этот электровоз был действительно красив. Для меня ребенка, он был символом скорого поезда, несущегося быстро-быстро куда-нибудь на юг, в Крым или Сочи. Или же в столицу - в Москву. Юго-Западная дорога в 1966 - 72 годы получила более сотни таких новейших машин.
Это гораздо более позднее фото. 90-е годы.
Так вот эти машины после капитального ремонта в Запорожье (с заменой корпуса) водят составы до сих пор.
16. 1969 год, станция Фастов. С середины 60-х годов, по мере ввода в сторой новых электрифицированных участков, Юго Западная дорога стала получать новейшие Рижские электрички ЭР9П, которые по тем временам смотрелись очень даже современно и изящно.
На заднем плане в кадр попал прибывающий пассажирский поезд под чешским ЧС4.
17. Станция Пост-Волынский (Киев-Волынский). Начало 70-х
18. Моторовагонное депо Фастов. Тут уже много десятилетий "живут" все киевские электрички. Кто помнит эти симпатичные ЭРочки, этот неизменный атрибут дачных поездок 60-70 годов, с лавками из лакированных деревянных реек?
Эх ностальгия по счастливому советскому детству!
19. Современная карта оборота электричек этого депо. Основу всего этого закладывали в СССР, в те далекие 60-годы.
Позже, в конце 70-х, эти "кругломордые" ЭРочки начали передавать в дальнейшую эксплуатацию в провинциальные депо на территории РСФСР. В частности одна из этих двух электричек, что на фото ныне работает в Брянске (Московская дорога), а одна из бывших киевских ЭР9П стоит сейчас в Санкт-Петербургском музее жд транспорта. На Юго-Западной ЭР9П отработали чуть более 10 лет, после чего в МПС СССР решили быстро и полностью обновить весь парк киевских электропоездов. Неплохо однако жила при Союзе Юго-Западная дорога.
20. А тем временем Юго-Западная железная дорога начала получать новые Рижские электропоезда ЭР9М и уже к началу 80-х в Киеве были уже только такие с дермантиновыми сидениями и прямоугольной "мордой". Кстати мне по тем годам сидения из дермантина казались почему то более современыми.
Более сотни новеньких ЭР9М прибыло в мотовагонное депо Фастов. Частота движения электропоездов в те времена была очень высокой, особенно на Фастовском направлении. Поездов надо было много.
Их родной заводской покраской был зеленый цвет, именно такими я их и запомнил. В 90-е годы на Украине их стали массово перекрашивать в голубой цвет. В РФ и Беларусии они оставались ещё долго время зелеными, что вызывало во мне некоторую ностальгию по 80-м годам, когда я бывал в России лет 8 -12 назад.
21. Хотел бы вспомнить знаменитого начальника Юго-Западной дороги Петра Федоровича Кривоноса (1910-1980). Именно благодаря этому человеку киевская Юго Западная дорога, была одной из самых передовых во всем СССР и в числе первых получала самую новейшую жд технику.
Немного из 80-х
22. Ремонт путей на станции Киев-Пасс. Видно строящееся здание нынешнего Минтранса.
23. Фото 1983 года. Один из первых полученных из ЧССР новейших на тот момент электровозов ЧС8. И получала их в числе первых в Союзе тоже Юго Западная дорога.
24. Новенький ЧС8-022. Фото 1987 года. Станция Протасов Яр.
25. Тепловоз ТЭП60 на станции Киев-Пасс (фото 80-х годов). Именно такие водили пассажирские поезда на Харьковско - Полтавском направлении, вплоть до середины 90-х. Сейчас на Украине таких машин давно уже нет. Их резали на металлолом нещадно в 90-е годы. Резали машины, которым было всего по 12 лет!
26. Фото 90-х годов. Станция Караваевы Дачи до реконструкции. Помню старые кассы на пригорочке у первого пути, с него всегда шли электрички только на Тетерев и пивные автоматы около них. Тот еще был гадючник.
Хотел бы пару слов сказать и о грузовых электровозах. На сегодняшний день в Киеве все грузовое движение осуществляется под 2-х секционными электровозами ВЛ80К и ВЛ80Т производства Новочеркасского завода. Все до единого советские, выпуска 60 - 80-х годов.
В начале 80-х годов с Юго-Западной дороги были переданы в другие места более старые и менее мощные ВЛ60 и все грузовое движение переведено под ВЛ80. Вот эти машины, за исключением ВЛ80Т поступили на Юго-Западную уже БУшные, с Северо-Кавказской и Юго-Восточной дороги. Базируются они все на депо Казатин и по сей день.
27. Очень редкое фото. ВЛ60К с составом в Киеве на станции Караваевы Дачи. Скоро они из Киева полностью исчезнут и бесследно растворятся на других дорогах Союза. Примерно начало 80-х годов.
28. Тут все написано ещё по русски. На электровозе ВЛ80К есть символика железных дорог СССР.
Примерно середина 80-х годов.
29. ВЛ80К-520 на станции Святошино. Этим машинам в среднем уже за 45-48 лет и они составляют большинство грузовых электровозов на Юго-Западной дороге.
Вот так стали писать на советских электровозах уже при "незалежной украине".
30. ВЛ80Т младше ВЛ80К лет на 10-15, но внешне они мало чем отличаются.
ВЛ80Т-1458 на станции Нежин. 2011 год.
Немного исторического материала из более ранних периодов истории Юго-Западной железной дороги.
31.
Управление Юго-Западной дороги в 1899 году.
32. То же самое роскошное здание в 2013 году. Расположено оно в самом центре Киева, за Оперным театром.
33. Бюст С.Ю. Витте на здании управления дороги. Сергей Юльевич очень много сделал для развития Российских железных дорог и в частности Юго-Западной, начальником которой он был в 1886 - 88 г.
34. И знаменитому советскому её начальнику, в 1953-80 годы, П.Ф.Кривоносу.
Именно в его бытность дорога приобрела те основные черты, которые не сильно изменились и до сих пор.
35. Юго-Западная дорога 118 лет назад.
В те годы она охватывала лишь правобережные губернии нынешней Украины (тогда Малороссии).
А вот так я писал о Юго-Западной дороге в 2013 году, до государственного переворота и развязанной бандеровцами гражданской войны:
"Наша Юго Западная железная дорога, охватывающая бывшую Малоросию а также Волынь с Подольем, одна из немногих на пространстве исторической России, которая сохранила свое первоначальное название. В 2010 году ей исполнилось 140 лет.
Несмотря на 21 годовщину развала единой страны - СССР, украинские власти до сих пор не переименовали эту железную дорогу, равно как и Южную, ибо обе они названы согласно своему географическому положению по отношению к Москве. А именно Москва в 19 веке, при массовом строительстве железных дорог, была сделана главным жд узлом Российской империи.
Вместе с названием дороги, до сих пор сохраняется километровое исчисление, которое на важнейших магистралях по прежнему идёт от Москвы. Поменять всю эту исторически сложившуюся структуру железной дороги не так то просто, как может показаться человеку со стороны. Таким образом можно с полным основанием говорить, что Юго-Западная дорога как и все железные дороги Украины по прежнему включены в живой организм дорог экс СССР, исторической России, Русской империи, пространства 1520 (русская ширина колеи), называйте как хотите. Для железных дорог Союз по сути и не распадался."
Почти все железные дороги (кроме Галиции и Закарпатья) на территории современной Украины были построены Российской империей и Советским Союзом. В период "незалежности" проводили лишь их электрификацию и то при наиболее вменяемых президентах - Кучме и Януковиче.
Украинские националисты никогда не строили железные дороги и вообще не интересовались этой тематикой. Этих кровожадных маньяков интересует только вечная война с русскими и Москвой.
Они даже День железнодорожника на Украине продавили не как в остальной России (а в России осталось как при СССР), а назначили днем дату, когда первый поезд появился в Австро-Венгерской Галиции. Не издевательство ли над историей?