Кто слышит Горбачева? (о возможной роли первого президента СССР в предстоящих выборах)

Коммерсант-FM, эфир 18.08.11:
Когда говорит Горбачев, те, кто его слышит, по моим наблюдениям, делятся на три группы. Одна – это и те, кто за минувшие двадцать лет не стали счастливее, а то и просто упали за черту бедности, и те, чье эго тоскует по мощи великой державы. В большинстве это люди (я их не осуждаю, просто констатирую), склонные в своих неудачах обвинять кого угодно – власть, жену, евреев, грузин, соседа - но только не самих себя. Эти люди Горбачева ненавидят.
И поэтому, если он сегодня критикует Путина, эта группа скорее испытает подобие теплых чувств к премьеру. Даже если в обычной жизни они от Путина не в восторге. Хороший же отзыв Горбачева о Прохорове для них – безусловно, антиреклама «Правому делу». Сколько таких людей в стране, точно никто не считал. Это прежде всего жители провинции старше 50. Тот самый электорат, на который рассчитывает Путин со своими фронтом и «едром». Так что в этом смысле боюсь, Михаил Сергеевич нынешними заявлениями сыграл на руку той самой власти, которую призывает менять.
Вторая группа – это люди, искренне благодарные Горбачеву. Те, кто считает, что именно он помог им обрести политические и экономические свободы, дал возможности для самореализации. Они состоялись еще в 90-е, став экономической и творческой элитой крупных городов. Очень многие из них «притормозили» в своем развитии благодаря приходу посредственностей путинского призыва. Кто-то уехал из страны. Кто-то ушел в оппозицию (публичную или тихую, «домашнюю», не суть). Сколько таких – тоже никто не знает. Но их точно меньше, чем товарищей из первой группы.
Именно на этот пласт сейчас рассчитывает активно обновляемое Прохоровым «Правое дело». Так что для них слова Горбачева о Прохорове и критика Путина – словно сигнал поддержать новых «правых». Они, конечно, прекрасно понимают, как сей проект появился. Однако видят в его ключевых игроках нечто подобное выросшим из той же КПСС «диссидентам» в системе типа Яковлева, Примакова, Ельцина, самого Горбачева. Поэтому, если однажды первый президент СССР вдруг призовет поддержать Прохорова, в его партию на самом деле может влиться много свежей и даже горячей крови.
И, наконец, третья группа тех, кто краем уха слышал Горбачева в середине августа - это циники, которым глубоко по барабану все рассуждения о демократии, лишь бы режим был такой, при котором можно более менее комфортно воровать. Эти ребята голосовать вообще не будут, либо проголосуют так, как им укажет Кремль.
Так или иначе, как и 20 лет назад, так и сейчас, судьбу страны решает не народ, не, собственно страна, а так называемые элиты в столице. А потому позиция 80-летнего Михаила Горбачева, как бы это ни казалось удивительным, может сыграть свою, безусловно, не главную, но заметную роль.
Напоследок – вопрос, имеющий прямое отношение к теме перемен. Вы помните, только честно, кто такие Дмитрий Комар (ь), Илья Кричевский, Владимир Усов?