Кто сказал Falcon Heavy?
smoliarm — 15.04.2021(Photo: John Kraus)
SpaceX подписала новый пусковой контракт на Falcon Heavy – с компанией Astrobotic.
В рамках этого контракта Falcon Heavy отправит к Луне лэндер Астроботика – Griffin.
А Griffin в свою очередь, высадит в полярном регионе Луны ровер НАСА – VIPER (Volatiles Investigating Polar Exploration Rover).
Эта миссия – часть программы НАСА под названием CLPS (Commercial Lunar Payload Services).
НАСА понравилось, как получились две предыдущие коммерческие программы – коммерческая доставка грузов на МКС (COTS) и коммерческая доставка астронавтов (CCP). И в 2018 году она обявила новую – лунную – программу для коммерсантов: «мы заказываем доставку на Луну наших научных приборов – а вы этот рейс осуществляете – от начала до конца. То есть – от старта на космодроме – до посадки на Луне (или вывода на лунную орбиту)»
Программа получила жаргонное название «clips» – «скрепки». Но продвигается довольно энергично, желающих сделать коммерцию на доставке приборов/грузов на Луну набралось немало. НАСА уже распределила миллиарда полтора в виде контрактов.
Но про clips и миллиарды немого позже, а сначала –
Falcon Heavy: пусковые контракты и опционы
Customer | Payload |
Launch date (notional) |
Target Orbit |
Contract total, millions |
Type |
USSF | USSF-44 (2 satellites) | NET Jul 2021 | GEO | $110~130 | firm |
USSF | USSF-52 | NET Oct 2021 | GTO | $130 | firm |
USSF | USSF-67, LDPE-3 | NET Q3 2022 | n/d | $316 | firm |
NASA | Psyche, Janus A/B | Aug 19-26, 2022 | HCO | $108.4 | firm |
NASA | PPE+HALO (Lunar Gateway) | NET May 2024 | TLI | $331.8 | firm |
Astrobotic | Griffin lander & VIPER rover | late 2023 | TLI | n/d | firm |
ViaSat | ViaSat-3 | NET Q1 2022 | GEO | n/d | firm |
Inmarsat | Inmarsat GX6B | TBD 2022 | GTO | n/d | option |
Intelsat | Galaxy (31-34) / TBD | mid-late 2022 | GTO | n/d | option |
Миссии, где Falcon Heavy один из претендентов, но контракт ещё не подписан | |||||
NASA | Europa Clipper (Orbiter) | Oct-Nov 2024 | HCO | n/a | not yet |
NASA | Dragon XL, Gateway resupply | TBD 2024-26 | TLI | n/a | not yet |
NASA | Nancy G Roman ST | NET Oct 2026 | HCO | n/a | not yet |
Если мы просуммируем кнтрактные цены только для твердых контрактов (первые семь строк),
подставив вместо «n/d» 90 млн (дешевле Falcon Heavy не продают),
то получится 1.2 миллиарда – на период в три года (2021-2024).
Или – по 0.4 миллиарда в год.
Следует признать, что бизнес-кейс у Falcon Heavy получился неплохой.
Мягко говоря :)
А теперь – про CLPS, Луну и лунные миллионы. В общем –
Кратко, суть программы CLPS:
НАСА предлагает частным фирмам разработать способ доставки грузов НАСА на поверхность Луны или окололунную орбиту. НАСА платит за доставку своих приборов/роверов/лунников – на место назначения – и не заморачивается вовсе со всякими ракетами, кик-стэйджами, трансфёр-блоками и прочими «лунар-орбит-инсершн». Она покупает сервис, а сама занимается наукой.
А контракторы НАСА – они наоборот: наукой не занимаются, их дело извозное. И поэтому на рекорды им наплевать, и на технологические прорывы – тоже, им только баксы подавай. Презренные. Но побольше.
Так вот, к концу позапрошлого года, после нескольких «четвертьфиналов» и пары полуфиналов – НАСА опубликовала список финалистов. А точнее – тех, кто получил официальный статус «контрактора по программе CLPS»:
Astrobotic Technology (Pittsburgh, PA), Deep Space Systems (Littleton, CO), Draper Laboratory (Cambridge, MA), Firefly Aerospace (Cedar Park, TX), Intuitive Machines (Houston, TX), Lockheed Martin Space (Littleton, CO), Masten Space Systems (Mojave, CA), Moon Express (Cape Canaveral, FL), OrbitBeyond (Edison, NJ), Blue Origin (Kent, WA), Ceres Robotics (Palo Alto, CA), Sierra Nevada Corporation (Louisville, CO), SpaceX (Hawthorne, CA), Tyvak Nano-Satellite Systems (Irvine, CA).
Четыре компании из этого списка уже получили контракты от НАСА, причем две компании получили по два контракта:
Contractor | Lander, mission name | Launch Date* | Launch Vehicle | Award |
Astrobotic Technology | Peregrine, Mission One | NET Q4 2021 | Vulcan Centaur, ULA | $79.5 M |
Intuitive Machines | Nova-C, IM-1 | NET Oct 2021 | Falcon 9, SpaceX | $77.0 M |
Masten Space | XL-1, Masten Mission One | NET Dec 2022 | Falcon 9, SpaceX | $75.9 M |
Intuitive Machines | Nova-C, IM-2 | NET Dec 2022 | Falcon 9, SpaceX | $47.0 M |
Firefly Aerospace | Blue Ghost | mid 2023 | TBA** | $93.3 M |
Astrobotic Technology | Griffin, VIPER | NET Nov 2023 | Falcon Heavy, SpaceX | $199.5 M |
** аббревиатура TBA (To Be Announced) означает просто, что информации – для публики – пока нет.
Кому интересны детали и подробности, рекомендую
Wiki: Commercial Lunar Payload Services
NASA: CLPS Overview, as of February 2020
А здесь я отмечу лишь две детали.
Первая:
Всего по контрактам CLPS NASA уже распределила более 500 миллионов. Это серьёзный кусок, большие деньги. И это ещё одно свидетельство серьёзности лунных планов НАСА – уже за рамками программы CLPS, но в рамках её соседки – Artemis. Да, НАСА и партнёры всерьёз намерены вернуться на Луну.
Вторая :
Бóльшая часть этих денег – окажется в конечном счёте – в кошельке компании SpaceX.
Причём возможно – с изрядной добавкой :)
Поскольку по крайней мере 4 рейса будут сделаны Фалконами.
А это 280 миллионов – как минимум.
Так что у SpaceX есть повод для...
А у нас - есть повод послушать джазовую версию - одной гениальной песенки.
Которую моя старшая дочь (в возрасте четырёх лет) называла "Лунной песенкой".
Почему - выяснить не удалось :)
|
</> |