
Кто развратил суровых римлян и придумал им оргии?

Эти хитрые греки
В историческом сознании очень прочно отпечатался миф: «римские
оргии!». Рим считают чуть ли не колыбелью разврата. Особенно
подробности римской безнравственности укрепили ранние христианские
авторы, сравнивающие добродетель первых святых с нравами тогдашней
эпохи. Но I век нашей эры — это уже относительно поздний период
римской истории, Империя. А римляне развратниками были далеко не
всегда.
Ранняя история Рима прямо противоположна тому, что мы привыкли
представлять. Взять период VIII-II века до н.э., от момента
основания и до глобальных завоеваний, Рим представлял собой суровое
патриархальное общество. Муж мог убить жену, если уличил или
заподозрил ее в измене, а государство никак его не карало. Отец
точно также мог продать в рабство или убить дочь, если считал ее
поведение в обществе аморальным. Общество строилось по принципам
мужчин — постоянная война, дисциплина, идеализм, поэтому не было
времени для чувственных удовольствий.
А вот разврат как раз в Риме начинается со II века, когда
римляне проникают в Грецию — другую колыбель античной цивилизации.
Покорив те земли, суровые завоеватели столкнулись с другой
культурой — философами, театралами, эстетами. Культура греков
оказалась даже чем-то похожей на римлян — стремление к
бесконечности. Поэтому именно греки осуществили в Риме «сексуальную
революцию». Грубо говоря, они научили завоевателей быть более
чувственными. Греки часто являлись в Риме учителями, риторами,
философами, обучали молодых аристократов и членов благородных
семей, советниками при дворе и сенате — отсюда и влияние.
Ювенал выступал главным противником падения нравов Рима
Любопытно, что римляне далеко не сразу сдались греческому
влиянию. Борьба двух начал продолжалась очень долго. Цезарь и
Октавиан, стремясь к диктатуре, провозглашали борьбу в обществе за
«нравственный идеал». Что, впрочем, не мешало им самим практиковать
гедонический стиль жизни — но осмысленно. В I веке, когда Рим уже
вроде окончательно смирился с преобразованиями, творил известнейший
классик античности, поэт Ювенал, автор народных произведений, певец
масс. Он выражал многие мысли простых людей, которые можно передать
современным языком так: «Всюду греки! Никуда от них не деться!
Носатые черноволосые хитрецы! Какие у них профессии? Риторы,
режисеры, писцы, философы?! Никто из них на земле не работает,
воевать не хочет! Вскоре уже даже в туалет в Риме зайти будет
нельзя, чтобы там не увидеть носатого грека!». Смешно, но Ювенал
изображал греков примерно также, как современные националисты
представляют «масонов» и «евреев».
Есть версия, что многие художники Средневековья изображали средневековье унылым именно потому, что в культурной памяти народа сущестовала ностальгия по беззаботным временам римской свободы
Зато римляне конечно очень постарались в другом — перенести греческую распущенность в завоеванные провинции: африканцам, галлам, придунайским народам. Римляне легко вовлекли остальной народ в античные процессы. В дальнейшем, когда вандалы — германцы, завоевали Африку, они с любопытством обнаружили, что местное провинциальное население в нравах необузданности гораздо сильнее, чем столичный Рим. Вскоре вандалы и сами увлеклись пьянством и развратом, пока их всех не сокрушили армии с Востока.
Впрочем, сексуальная революция — как обычно, несет и сексуальную
контрреволюцию. Уже в IV-V веке Рим, принявший христианство,
начинает вводить очень жесткие нормы морали. А в Византии буквально
через сто лет император Юстиниан приравнивает гомосексуализм к
преступлению, за которое следует казнь. История вернулась на свои
круги, но — как мы знаем — не навсегда.
|
</> |
