Кто "одет как артист" в фильме "Место встречи изменить нельзя" (1979)
selyanka1 — 23.07.2024
Фраза "одет как артист" часто звучит в советских фильмах о
послевоенном времени применительно к представителям "гангстерского
стиля" - криминальным элементам или просто неблагонадежным
гражданам.
Насколько точно удалось художнику по костюмам Наталье
Акимовой ухватить дух времени и стилистику криминального
мира?
Давайте полюбуемся этой стилистикой и вспомним ее истоки.
На мужской стиль "советского нуара" того
времени повлияли и довоенные традиции, и трофейные журналы, и
фильмы, тоже трофейные. Но в значительной степени также и советские
артисты, открытки с изображениями которых широко продавались, а
концерты с их участием пользовались огромным успехом.
Примерно так как слева выглядели солидные и добротные вещи на
картинках из трофейных журналов, в большинстве эти журналы были
довоенными.
В центре и справа Вадим Козин - популярный исполнитель и один
из законодателей стиля ранних сороковых. Говорят, покрой его
костюмов и пальто копировали лучшие московские портные. Фасоны
ближе к довоенным - для середины сороковых узкий пиджак, форма
плеча и ширина брюк выглядят несколько опоздавшими.
Но именно в такой добротной, но "опоздавшей" манере одевается
канонический персонаж - вор в законе Ручечник в исполнении
Евгения Евстигнеева.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" -
вор Ручечник как образчик "гангстерского"
стиля. Действие фильма происходит в августе-ноябре 1945 года в
Москве
Что же входило в джентельменский набор "одетого как артист"
гражданина?
Cамый узнаваемый предмет "артистического" гардероба - шляпа
cтетсон (американская шляпа, как ее иногда называли). Это самый
настоящий герой нуара, а не просто атрибут. Любима не только
киношниками, но и художниками, и фотографами. Шляпа с широкой
тульей не просто маркер - она настоящая героиня нуара! Стетсон мало
иметь - его надо уметь эффектно носить. За этой наукой тоже
отправимся к звездам эстрады прошлого.
Непременное шелковое кашне - атрибут городского шика еще с
довоенных тридцатых - такой есть у Ручечникa. "Шикарные шкары"
- труднодоступная, и потому дорогая кожаная обувь.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кашне, запонки, костюм-тройка, наручные часы за время войны
окончательно вытеснившие часы с цепочкой (их еще носят на кожанных
ремнях - дань летному стилю и личной скромности военного времени,
металические и особенно золотые браслеты - фишка цеховиков появятся
позже), пальто из дорогой тонкой "заграничной" ткани, возможно даже
верблюжьей шерсти либо кашемира.
Ручечник выглядит не просто как артист - он
выглядит уже как настоящий иностранец. Но для него это издержки
профессии, а не мечта о другом мире, как для грядущих стиляг.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Английский костюм - как правило, шитый на заказ. Рубашки тоже
часто шили на заказ, хотя пристегивающиеся воротнички, модные до
войны, уже уходят в прошлое.
Леонид Утесов в "английском костюме" - еще один "законодатель
мод" СССР, к тому же прекрасно умевший носить шляпу стентон
Именно такого типа костюм "дядя Ешту", тоже вор-в-законе,
одалживает Давиду Гоцману на свидание в сериале "Ликвидация"
(действие происходит в 1946 году в Одессе) - прямиком из гардероба
артиста Утесова! Еще одного законодателя до- и послевоенного
стиля.
Кадр из сериала "Ликвидация"
В сериале "Ликвидация" художник по костюмам Алексей Камышов
обошелся без шляп – во многих эпизодах их заменили другие
аутентичные головные уборы послевоенного времени - кепка и
тюбетейка. Но Давид Гоцман — подполковник милиции
и начальник отдела по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного
розыска, поэтому его облик "одет как артист" не законченный.
Революционная пролетарская кепка, расстегнутая рубашка без
галстука и полное отсуствие необходимых аксессуаров не вписываются
в образ.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кстати, Шарапов тоже пришел в ресторан в костюме весьма
похожего покроя - видимо трофейном, но уже с более модными,
широченными брюками.
Следующий герой артистического гардероба, непременный в наших
широтах - пальто. Тоже шитое на заказ, из тяжелой добротной
материи, например, габардина, часто еще и с ватной подбивкой.
Актер Владимир Белокуров (Чкалов) в комедийном фильме-концерте
конца шестидесятых "Похищение" играет почтенного и знаменитого ...
артиста - в добротной, хотя и устаревшей одежде 40-50-х -
громоздкое пальто с подкладными деталями из ватина, с меховым
воротником и шляпе стетсоне.
Этот громоздкий гибрид рыцарского доспеха и уютного гробика
достался в "Место встречи изменить нельзя", например,
Горбатому.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Огорчительно, что в 70-80-х прошлого века шляпы очень
изменились, в моду вошли узкие поля, надвинуть шляпу достаточно
глубоко из-за другого формата тульи стало сложно. Из-за этого шляпы
семидесятых в антураже 40-х выглядят залихватски сдвинутыми куда-то
на затылок.
Но даже несмотря на такую досадную мелочь с посадкой шляпы
работа художника по костюмам Натальи Акимовой и художника
постановщика Валентина Гидулянова в многосерийном художественном
фильме "Место встречи изменить нельзя" выглядит очень бережной
и тщательной.
Запись отложенная