Кто "одет как артист" в фильме "Место встречи изменить нельзя" (1979)

топ 100 блогов selyanka123.07.2024 Кто одет как артист в фильме Место встречи изменить нельзя (1979) _900 x600.jpg

Фраза "одет как артист" часто звучит в советских фильмах о послевоенном времени применительно к представителям "гангстерского стиля" - криминальным элементам или просто неблагонадежным гражданам.

Насколько точно удалось художнику по костюмам Наталье Акимовой ухватить дух времени и стилистику криминального мира?
Давайте полюбуемся этой стилистикой и вспомним ее истоки.
 
На мужской стиль  "советского нуара" того времени  повлияли и довоенные традиции, и трофейные журналы, и фильмы, тоже трофейные. Но в значительной степени также и советские артисты, открытки с изображениями которых широко продавались, а концерты с их участием пользовались огромным успехом.

Кто одет как артист в фильме Место встречи изменить нельзя (1979) 2 Untitled.png

Примерно так как слева выглядели солидные и добротные вещи на картинках из трофейных журналов, в большинстве эти журналы были довоенными.
В центре и справа Вадим Козин - популярный исполнитель и один из законодателей стиля ранних сороковых. Говорят, покрой его костюмов и пальто копировали лучшие московские портные. Фасоны ближе к довоенным - для середины сороковых узкий пиджак, форма плеча и ширина брюк выглядят несколько опоздавшими.
             
Но именно в такой добротной, но "опоздавшей" манере одевается канонический персонаж - вор в законе Ручечник в исполнении Евгения Евстигнеева.
                 
Кто одет как артист в фильме Место встречи изменить нельзя (1979) 1 scale_1200 (2).jpg
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" - вор Ручечник как образчик "гангстерского" стиля. Действие фильма происходит в августе-ноябре 1945 года в Москве
Что же входило в джентельменский набор "одетого как артист" гражданина?

Cамый узнаваемый предмет "артистического" гардероба - шляпа cтетсон (американская шляпа, как ее иногда называли). Это самый настоящий герой нуара, а не просто атрибут. Любима не только киношниками, но и художниками, и фотографами. Шляпа с широкой тульей не просто маркер - она настоящая героиня нуара! Стетсон мало иметь - его надо уметь эффектно носить. За этой наукой тоже отправимся к звездам эстрады прошлого.

Кто одет как артист в фильме Место встречи изменить нельзя (1979) 8 Untitled.png
   
Непременное шелковое кашне - атрибут городского шика еще с довоенных тридцатых - такой есть у Ручечникa. "Шикарные шкары" - труднодоступная, и потому дорогая кожаная обувь.

Кто одет как артист в фильме Место встречи изменить нельзя (1979) 1 maxresdefault.jpg
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
                       
Кашне, запонки, костюм-тройка, наручные часы за время войны окончательно вытеснившие часы с цепочкой (их еще носят на кожанных ремнях - дань летному стилю и личной скромности военного времени, металические и особенно золотые браслеты - фишка цеховиков появятся позже), пальто из дорогой тонкой "заграничной" ткани, возможно даже верблюжьей шерсти либо кашемира.
Ручечник  выглядит не просто как артист - он выглядит уже как настоящий иностранец. Но для него это издержки профессии, а не мечта о другом мире, как для грядущих стиляг.

Кто одет как артист в фильме Место встречи изменить нельзя (1979) nizhegorodec-ukral-zhene-shubu-v-kafe-potomu-chto-u-nee-tam-ukrali-kurtku.jpg
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
                           
Английский костюм - как правило, шитый на заказ. Рубашки тоже часто шили на заказ, хотя пристегивающиеся воротнички, модные до войны, уже уходят в прошлое.

Кто одет как артист в фильме Место встречи изменить нельзя (1979) 4 Untitled.png
Леонид Утесов в "английском костюме" - еще один "законодатель мод" СССР, к тому же прекрасно умевший носить шляпу стентон
                 
Именно такого типа костюм "дядя Ешту", тоже вор-в-законе, одалживает Давиду Гоцману на свидание в сериале "Ликвидация" (действие происходит в 1946 году в Одессе) - прямиком из гардероба артиста Утесова! Еще одного законодателя до- и послевоенного стиля.

Кто одет как артист в фильме Место встречи изменить нельзя (1979) 11 scale_1200 (15).jpg
Кадр из сериала "Ликвидация"


В сериале "Ликвидация" художник по костюмам Алексей Камышов обошелся без шляп – во многих эпизодах их заменили другие аутентичные головные уборы послевоенного времени - кепка и тюбетейка.  Но Давид  Гоцман —  подполковник милиции и начальник отдела по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска, поэтому его облик "одет как артист" не законченный. Революционная пролетарская кепка, расстегнутая рубашка без галстука и полное отсуствие необходимых аксессуаров не вписываются в образ.

Кто одет как артист в фильме Место встречи изменить нельзя (1979) 0 scale_1200 (3).jpg
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кстати, Шарапов тоже пришел в ресторан в костюме весьма похожего покроя - видимо трофейном, но уже с более модными, широченными брюками.
                     
Следующий герой артистического гардероба, непременный в наших широтах - пальто. Тоже шитое на заказ, из тяжелой добротной материи, например, габардина, часто еще и с ватной подбивкой.
     
Кто одет как артист в фильме Место встречи изменить нельзя (1979) 6 scale_1200 (6).jpg
Актер Владимир Белокуров (Чкалов) в комедийном фильме-концерте конца шестидесятых "Похищение" играет почтенного и знаменитого ... артиста - в добротной, хотя и устаревшей одежде 40-50-х - громоздкое пальто с подкладными деталями из ватина, с меховым воротником и шляпе стетсоне.
     
Этот громоздкий гибрид рыцарского доспеха и уютного гробика достался в "Место встречи изменить нельзя", например, Горбатому.
 
Кто одет как артист в фильме Место встречи изменить нельзя (1979) 2 scale_1200 (2).jpg
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Кто одет как артист в фильме Место встречи изменить нельзя (1979) 1 i.jpg
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Огорчительно, что в 70-80-х прошлого века шляпы очень изменились, в моду вошли узкие поля, надвинуть шляпу достаточно глубоко из-за другого формата тульи стало сложно. Из-за этого шляпы семидесятых в антураже 40-х выглядят залихватски сдвинутыми куда-то на затылок.

Но даже несмотря на такую досадную мелочь с посадкой шляпы работа художника по костюмам Натальи Акимовой и художника постановщика Валентина Гидулянова в многосерийном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя" выглядит очень бережной и тщательной.

Отсюда



Запись отложенная


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Захар Прилепин записался в ополчение ДНР. Будет воевать с ВСУ. Кто-то сравнивает Прилепина с Байроном, который пошел воевать за свободу Греции...... Безотносительно к тому, Байрон он или нет, я не могу понять другое. Правовой статус Прилепина. В современном цивилизованном мире ...
Почему я ввязываюсь в мой новый проект "Три+два", я уже рассказал в первой части "Макетные ткани", осталось ответить на вопрос "Зачем?" Романтику в сторону. Мотивы в стиле "Красота спасет мир, помочь каждому человеку на нашей планете выразить свою индивидуальность и прочее бла-бла" ...
Все очень потешаются, но смысл-то запрета вполне разумный (другое дело, что он почти неэффективен): основной принцип секретности среди чиновников высокого уровня - каждый должен знать свой кусок картины. Знание смежных кусков из Викиликс может ...
Загадочные и необъяснимые явления наблюдаются на одной из соседних дач. С ее владельцами мы не так, чтобы уж очень. Но здороваемся, конечно, при встречах. - Здравствуйте, здравствуйте! Как ваши дела? Что-то сынишку вашего давно не видать... - ...
Этот пост содержит и практическую информацию, и просто дорожные впечатления: новый вокзал в Москве, относительно новая Ласточку в Иваново и новый отечественный поезд (рельсовый автобус), продолжающий "птичью" серию. Хочу показать, что 412 километров от Москвы до Кинешмы можно ...