Кто нагнетает конфликтность в российском обществе?

Большая часть нынешних скандалов инспирирована властью — вольно или невольно. Даже когда никто специально не нарывается, достаточно того, что неприятных, а то и вовсе омерзительных, историй уже никто не боится: ну отвалится еще один кусок этой растрескавшейся репутации, побурлит интернет, пусть даже кто-то выйдет на улицу… Проваливающие работу «на вверенном участке» продолжают сидеть на своих местах, исполнять не свои обязанности, портя кровь себе и людям.
Теперь кровь начинают проливать — и тоже без видимых последствий для ответственных лиц и органов. После Бирюлева многие задумались: надо было ждать убийства и погрома, чтобы разобраться с базой, про которую было известно всё и давно?
Однако с точки зрения системы в нагнетании конфликтности есть
своя логика.
Все идет «плохо, но как надо». Спокойная, мирная жизнь
заканчивается, нарастает ком проблем, и людей лучше заранее
привести в тонус, чтобы они вошли в полосу повышенной заведенности
постепенно, а не сразу. И чтобы взгляд на проблемы был
рассредоточенным, расфокусированным, а не собирался, скажем, на
пенсиях, зарплатах, рабочих местах и масштабах присвоения уже вроде
бы и не вполне народного достояния.
Важна также множественность конфликтных фронтов: надо, чтобы
люди заранее кого-то другого ненавидели, отрабатывали на нем свои
проблемы и комплексы, рассевали энергетику протеста. Тут
национальный вопрос — идеальная субстанция. Но эта же
проблема — одна из самых сложных для понимания. Уже видно,
что она начинает делить людей не только по национальному признаку,
но и по версиям «решения» национального вопроса. Более того, она
может раскалывать и прежде монолитные группы.
Вчера идейное противостояние было проще. Для одних нормально —
срываться на инородцах и верить в меры, применяемые к целым
этническим группам, а также приписывать этим группам сплошные,
повальные качества, негативные или просто зверские. Другие — с не
меньшим ригоризмом настаивают на том, что хамство и преступность не
имеют национальности, и любое упоминание «пятого пункта»
воспринимают в штыки. Здесь проверочный вопрос: почему не
устраивают сходы и погромы, когда русские убивают русских?
Конечно, убийство лишь срывает клапан и выпускает наружу давно
копившееся раздражение, для многих на грани ненависти. Тем более
если это убийство, по нашим меркам, немотивированное, «горячее», в
чем тоже легко увидеть выброс известного темперамента. Русские
убивают не в горном экстазе, а скорее по пьяни и сдуру, что нам
как-то более понятно, а потому не так осуждаемо. И наконец, когда
мы режем своих — это наше дело, а вот «понаехавшим» таких
полномочий никто не делегировал.
Если мыслить честно, голову буквально переклинивает: по-своему
правы и те, и другие. Правы, считающие, что убийца — это именно и
только убийца, а не выходец с Кавказа или из Средней Азии. Но правы
и те, кто иногда усматривает здесь и национальную, этническую
окраску, не вполне разделяя «либеральное ханжество».
В самом деле, когда люди от идеологии переходят к коррекции
поведения, им не зря объясняют, что для лиц, воспитанных в
определенной культуре, прямой взгляд в глаза часто означает не
обычное внимание, а вызов или вхождение в контакт, после чего не
ответить — значит оскорбить.
Можно, конечно, «успокоиться» на том, что здесь эти тонкости никого
не интересуют; что любому приезжему подобает вести себя сообразно
нормам места пребывания, а не исхода. Однако эти люди уже здесь;
натурализация у всех разная.
Когда обобщенный либерал настаивает на том, что преступник — это именно и только преступник, он обычно не отрицает этнического в преступлении, а отрицает лишь генерализацию, ложное обобщение и соответствующие программы ответных практик. Либерал мыслит индивидуумами, категорией, как сказал бы Борис Чичерин, «лица»: приписывать всем членам группы свойства и поступки, пусть даже характерные для многих, — такое же преступление, как преследовать невиновных «по аналогии». Это как репрессировать целые народы или расстреливать за компанию, например по родству или соседству.
Это надо понимать всем националистам, империалистам и
прочим любителям репрессивного «катка» и мнимого превосходства.
Сегодня вы хотите массовых санкций для инородцев, а завтра — вас же
начнут хватать на улице за длину волос, покрой штанов и вялость
ликования.
Когда начинают с «чужих» — всегда кончают своими.
Нужно разделить понимание этнической окраски преступлений — и недопустимость присутствия таких мотивов в санкциях, оперативных и политических программах.
В первом случае этническое учитывать надо — во втором делать этого категорически нельзя.
Проблема тут вовсе не в силе наших чувств, а в слабости
государства. Проблему этнического снимает неотвратимость наказания.
Если 90% зулусов в РФ — преступники, то пусть эти 90% и сидят, не
мешая жить остальным, хорошим зулусам тоже. Когда же хотят
разобраться именно с группой как таковой, это значит, что так хотят
коряво доработать то, чего не дорабатывает власть в рамках своей
компетенции и легальных отношений.
Крыша переводит стрелку на крышуемых. Власти это выгодно: снимаются
обвинения в бездействии, а «легкие» решения потом легко
оборачиваются против своих же недовольных. Так отобрали выборы
губернаторов, поскольку они якобы впускали во власть воров в
законе. И люди вняли правительству, открыто признавшему, что у него
авторитеты толпами гуляют на свободе, а у органов нет данных, чтобы
их хотя бы снять с выборов. На производстве это называется «премия
за брак».
|
</> |