рейтинг блогов

КС-1 Комета

топ 100 блогов fan_project08.09.2022
КС-1 Комета

Чтобы защитить побережье СССР от американских авианосцев, советское правительство 8 сентября 1947 г. поручило ОКБ-51 разработать авиационный самолёт-снаряд 14Х «Комета» с радиолокационной системой наведения. Но неудачи с проектами 10Х и 16Х (см. предыдущий выпуск), и недостатки немецкого прототипа ФАУ-1 заставили передать заказ ОКБ-155 Микояна и Гуревича. Те взяли за основу компоновку реактивного истребителя МиГ-9, но вскоре перешли на скоростную схему со стреловидным крылом по типу МиГ-15. На носителе Ту-4К поставили два держателя БД-КС, а локатор «Кобальт» заменили станцией наведения снаряда, получившей, как и вся система, название «Комета».

Обнаружив цель за 100–200 км, оператор брал её на автоматическое или ручное сопровождение и с расстояния 90–70 км пускал снаряд. Тот входил в луч РЛС «Комета» К-I носителя и начиналось наведение по методу трёх точек: антенны РЛС носителя, приёмника К-III снаряда и цель удерживались на прямой. При отклонении уровень сигнала в приёмнике К-III понижался и он давал команду возвращения на курс автопилоту. Затем включалась полуактивная радиолокационная головка самонаведения снаряда К-II, «ловившая» уже не прямой луч РЛС, а отражённый от цели. Когда до неё оставалось 20 км, система К-III отключалась, а головка переходила в режим захвата и вела снаряд по этому сигналу до встречи с бортом вражеского корабля. Наведение занимало 10–12 минут, за которые носитель сближался с целью на 40 км. Крылатая ракета КС-1 постепенно снижалась до 400 м, выходя из поля зрения локаторов противника. С турбореактивным двигателем РД-500 она развивала скорость 1150 км/ч и была очень трудной целью.

Для отработки наведения сделали летающие лаборатории на базе МиГ-9, Ли-2, Як-11 и По-2, а также пилотируемые самолёты-аналоги «К» с кабиной на месте БЧ и шасси для посадки. Первый пуск аналога с борта Ту-4К летом 1951 г. был неудачен, но дефекты удалось устранить и на Госиспытаниях в 1952–1953 гг. из 12 пусков успешны были 8. В первом из них шедший на дистанционном управлении крейсер «Красный Кавказ» был потоплен одной ракетой. Конечно, корабль был старый, но при переоборудовании в мишень его живучесть была повышена, и это произвело впечатление: бронебойная БЧ весом в тонну — это была сила! Систему Ту-4КС приняли на вооружение Авиации ВМФ в начале 1953 г., а её создателей наградили Сталинской премией. В носители переоборудовали около тридцати Ту-4, а выпуск снарядов КС-1 «Комета» развернули на заводе № 1 в Дубне в 1952 г. Они пошли на вооружение 124-го и 5-го полков авиации Черноморского флота, ставших первыми частями нашей ракетоносной авиации.

Госиспытания завершились в 1954 г. По их результатам система была доработана и получила название «Комета-М». Поначалу пуски проводились одиночно с дистанции 60–65 км — вероятность прямого попадания была 81 %. Но противник располагал средствами радиоэлектронных помех и реактивными перехватчиками.

В 1954 г. завершились испытания реактивного ракетоносца Ту-16КС. Система наведения «Комета» К-I с кабиной оператора была смонтирована в его бомбоотсеке, а под крылом установили два держателя БД-187 для снарядов КС-1. Казанский авиазавод построил сто Ту-16КС, из которых 59 имели систему дозаправки «крыло-крыло» и именовались Ту-16КС(ЗА).

Снаряды «Комета» тоже постоянно совершенствовались — улучшалось качество изготовления, повышалась надёжность. Дальность пуска довели до 140 км, обеспечили возможность последовательного пуска двух снарядов с одного носителя, групповую атаку цели колонной и с пересекающихся курсов. Новая аппаратура наведения давала вероятность прямого попадания более 80 % в простой и 60 % в сложной помеховой обстановке, то есть каждый носитель обязательно поражал цель.

Ракетоносцы Ту-16КС находились на вооружении черноморских 124-го и 5-го авиаполков, 574-го полка ВВС Северного флота, а также 568-го и 570-го полков Тихоокеанского флота. Они пока именовались морскими минно-торпедными, но уже были ракетоносными.

Новым оружием заинтересовалась и дальняя авиация, начав формирование двух полков, которые должны были получить вариант снаряда «Комета» с ядерной боевой частью. Но на вооружение поступила другая, более совершенная и универсальная ракета, под неё переоборудовали 65 самолётов Ту-16КС, а остальные передали Индонезии и Египту, которые тоже решили бороться с мировым империализмом.

Авиационно-ракетная система «Комета» служила недолго, но имела громадное значение, как не имевшая аналогов в мире. Это был чрезвычайно эффективный асимметричный ответ авианосцам НАТО.

Тактико-технические данные самолёта-снаряда КС-1 «Комета»

Система наведения: приёмник К-III, ПАРГСН К-II «Комета-М», автопилот АПК-5В, высотомер

Двигатель турбореактивный РД-500К, тяга 1500 кгс

БЧ бронебойная, 1015 кг

Дальность пуска 80–140 км

Скорость 1150 км/ч

Высота полёта 4000–400 м, пикирование на конечном участке

Высота пуска 2000–4000 м

Вероятность попадания 81 % (60 % в условиях помех)

Масса стартовая 2850 кг

Длина 8,29 м

Диаметр корпуса 1,12 м

Размах крыла 4,722 м

Площадь крыла 8,5 м2

Сергей Георгиевич Георгиев

«Отечественные крылатые ракеты», Историческая серия «Техника Молодежи»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда читаешь текущие новости РФ, начинаешь очень интересоваться жизнью и деятельностью нетаджи Чандра Боса - человека, который не просто предал колониальный Британский Радж, а нанес ему своей деятельностью (в конечном итоге) смертельный удар. ...
Моя кошечка не смогла разродиться ,проаперировали ,котята оказались мертвыми вчера она полностью отошла от наркоза ,материнский инстинкт оказался сильнее наркоза ,шока и т.д ходит ищет их ,плачет душа кровью у меня обливается :( Молоко у нее есть емли у кого то есть возможность ...
...
Сегодня, одержимый тщеславием, залез посмотреть, какие мои очерки самые популярные на Пикабу. Если первые два места вопросов не вызывают - там рассуждения на остросоциальные темы, то третьим местом этого рассказа я был очень удивлен. Девушку устроили в аптеку по знакомству. Фамилия ...
...