Крючки Достоевского

топ 100 блогов pactole30.09.2019

Хочу поделиться очень интересным диалогом. Это отрывок из романа Достоевского «Бесы». 

Блог Эволюции поменял мое восприятие художественных произведений, иными словами, я стала по-другому читать. Я за это очень благодарна, потому что читаю всю жизнь и сама филолог, а тут буквально новый взгляд на литературу, гораздо шире. Весной, после теста про хищников, решила вот этим самым новым взглядом посмотреть на «Бесов». Это моя любимая книга, поэтому чаще, чем раз в несколько лет, я себе не разрешаю ее читать.

Диалог ведут два героя: Николай Ставрогин и Федька Каторжный. Сейчас немного расскажу о каждом.

Николай Всеволодович Ставрогин — главный герой романа. Сын богатой помещицы, он ни в чем не знал отказа. Уехал учиться в Петербург, участвовал в дуэлях, кутил, ничего не боялся. Не гнушался даже такими «шалостями», как укусить за ухо градоначальника, вследствие чего прослыл на время помешанным. Однако — дворянин, идеального воспитания, с состоянием. Ставрогина подозревают в самом страшном, по мнению Достоевского, грехе: растлении и доведении до самоубийства ребенка, девочки Матреши. Этот герой как бы проверяет Бога на прочность: а это простишь?!

Как сейчас сказали бы, ради хайпа, в свое время он женился на блаженной хромой Марье Тимофеевне. Ее брат, пьяница капитан Лебядкин, шантажировал Ставрогина оглаской брака, при этом жил на те деньги, на которые Ставрогин содержал Марью Тимофеевну.

Федька Каторжный — бывший крепостной, был проигран в карты, отправлен в рекруты, потом попал на каторгу. И теперь вернулся в родной город, наводить страх на всю округу. Интересный герой, Достоевский не просто так дает ему свое имя и нарекает «каторжным».

Федьке провокатор Петр Верховенский (Петр Степанович) дал понять, что Ставрогин захочет убить Марью Тимофеевну и брата ее, Лебядкина, чтобы жениться на другой, и хорошо заплатит Федьке, если тот возьмется помочь.

Вот сам диалог:

«Он прошел всю Богоявленскую улицу; наконец пошло под гору, ноги ехали в грязи, и вдруг открылось широкое, туманное, как бы пустое пространство - река. Дома обратились в лачужки, улица пропала во множестве беспорядочных закоулков. Николай Всеволодович долго пробирался около заборов, не отдаляясь от берега, но твердо находя свою дорогу и даже вряд ли много о ней думая. Он занят был совсем другим и с удивлением осмотрелся, когда вдруг, очнувшись от глубокого раздумья, увидал себя чуть не на средине нашего длинного, мокрого плашкотного моста. Ни души кругом, так что странно показалось ему, когда внезапно, почти под самым локтем у него, раздался вежливо-фамильярный, довольно, впрочем, приятный голос, с тем услащенно-скандированным акцентом, которым щеголяют у нас слишком цивилизованные мещане или молодые кудрявые приказчики из Гостиного ряда.   

- Не позволите ли, милостивый господин, зонтиком вашим заодно позаимствоваться?   

В самом деле, какая-то фигура пролезла, или хотела показать только вид, что пролезла, под его зонтик. Бродяга шел с ним рядом, почти "чувствуя его локтем", — как выражаются солдатики. Убавив шагу, Николай Всеволодович принагнулся рассмотреть, насколько это возможно было в темноте: человек росту невысокого и вроде как бы загулявшего мещанинишки; одет не тепло и неприглядно; на лохматой, курчавой голове торчал суконный мокрый картуз с полуоторванным козырьком. Казалось, это был сильный брюнет, сухощавый и смуглый; глаза были большие, непременно черные, с сильным блеском и с желтым отливом, как у цыган; это и в темноте угадывалось. Лет, должно быть, сорока, и не пьян.  

 - Ты меня знаешь? - спросил Николай Всеволодович.   

- Господин Ставрогин, Николай Всеволодович; мне вас на станции, едва лишь машина остановилась, в запрошлое воскресенье показывали. Окромя того, что прежде были наслышаны.   

- От Петра Степановича? Ты... ты Федька Каторжный?  

- Крестили Федором Федоровичем; доселе природную родительницу нашу имеем в здешних краях-с, старушку божию, к земле растет, за нас ежедневно день и нощь бога молит, чтобы таким образом своего старушечьего времени даром на печи не терять.   

- Ты беглый с каторги?   

- Переменил участь. Сдал книги и колокола и церковные дела, потому я был решен вдоль по каторге-с, так оченно долго уж сроку приходилось дожидаться.   

- Что здесь делаешь?   

- Да вот день да ночь - сутки прочь. Дяденька тоже наш на прошлой неделе в остроге здешнем по фальшивым деньгам скончались, так я, по нем поминки справляя, два десятка камней собакам раскидал, — вот только и дела нашего было пока. Окромя того, Петр Степанович паспортом по всей Расее, чтобы примерно купеческим, облагонадеживают, так тоже вот ожидаю их милости. Потому, говорят, папаша тебя в клубе аглицком в карты тогда проиграл; так я, говорят, несправедливым сие бесчеловечие нахожу. Вы бы мне, сударь, согреться, на чаек, три целковых соблаговолили?   

- Значит, ты меня здесь стерег; я этого не люблю. По чьему приказанию?   

- Чтобы по приказанию, то этого не было-с ничьего, а я единственно человеколюбие ваше знамши, всему свету известное. Наши доходишки, сами знаете, либо сена клок, либо вилы в бок. Я вон в пятницу натрескался пирога, как Мартын мыла, да с тех пор день не ел, другой погодил, а на третий опять не ел. Воды в реке сколько хошь, в брюхе карасей развел... Так вот не будет ли вашей милости от щедрот; а у меня тут как раз неподалеку кума поджидает, только к ней без рублей не являйся.   

- Тебе что же Петр Степанович от меня обещал?   

- Они не то чтобы пообещали-с, а говорили на словах-с, что могу, пожалуй, вашей милости пригодиться, если полоса такая, примерно, выйдет, но в чем, собственно, того не объяснили, чтобы в точности, потому Петр Степанович меня, примером, в терпении казацком испытывают и доверенности ко мне никакой не питают.   

- Почему же?   

- Петр Степаныч - астролом и все божий планиды узнал, а и он критике подвержен. Я пред вами, сударь, как пред Истинным, потому об вас многим наслышаны. Петр Степанович - одно, а вы, сударь, пожалуй что и другое. У того коли сказано про человека: подлец, так уж кроме подлеца он про него ничего и не ведает. Али сказано - дурак, так уж кроме дурака у него тому человеку и звания нет. А я, может, по вторникам да по средам только дурак, а в четверг и умнее его. Вот он знает теперь про меня, что я оченно паспортом скучаю, — потому в Расее никак нельзя без документа, — так уж и думает, что он мою душу заполонил. Петру Степановичу, я вам скажу, сударь, оченно легко жить на свете, потому он человека сам представит себе да с таким и живет. Окромя того больно скуп. Они в том мнении, что я помимо их не посмею вас беспокоить, а я пред вами, сударь, как пред Истинным, — вот уже четвертую ночь вашей милости на сем мосту поджидаю, в том предмете, что и кроме них могу тихими стопами свой собственный путь найти. Лучше, думаю, я уж сапогу поклонюсь, а не лаптю.   

- А кто тебе сказал, что я ночью по мосту пойду?   

- А уж это, признаться, стороной вышло, больше по глупости капитана Лебядкина, потому они никак чтоб удержать в себе не умеют... Так три-то целковых с вашей милости, примером, за три дня и три ночи, за скуку придутся. А что одежи промокло, так мы уж, из обиды одной, молчим.   

- Мне налево, тебе направо; мост кончен. Слушай, Федор, я люблю, чтобы мое слово понимали раз навсегда: не дам тебе ни копейки, вперед мне ни на мосту и нигде не встречайся, нужды в тебе не имею и не буду иметь, а если ты не послушаешься - свяжу и в полицию. Марш!   

- Эхма, за компанию по крайности набросьте, веселее было идти-с.   

- Пошел!   

- Да вы дорогу-то здешнюю знаете ли-с? Ведь тут такие проулки пойдут... я бы мог руководствовать, потому здешний город - это всё равно, что черт в корзине нес, да растрес.   

- Эй, свяжу! - грозно обернулся Николай Всеволодович.   

- Рассудите, может быть, сударь; сироту долго ли изобидеть.   

- Нет, ты, видно, уверен в себе!   

- Я, сударь, в вас уверен, а не то чтоб оченно в себе.   

- Не нужен ты мне совсем, я сказал!   

- Да вы-то мне нужны, сударь, вот что-с. Подожду вас на обратном пути, так уж и быть.   

- Честное слово даю: коли встречу - свяжу.   

- Так я уж и кушачок приготовлю-с. Счастливого пути, сударь, всё под зонтиком сироту обогрели, на одном этом по гроб жизни благодарны будем.   

Он отстал. Николай Всеволодович дошел до места озабоченный. Этот с неба упавший человек совершенно был убежден в своей для него необходимости и слишком нагло спешил заявить об этом. Вообще с ним не церемонились. Но могло быть и то, что бродяга не всё лгал и напрашивался на службу в самом деле только от себя, и именно потихоньку от Петра Степановича; а уж это было всего любопытнее. 

(...)

Он опомнился лишь на мосту, как раз на самом том месте, где давеча ему встретился Федька; тот же самый Федька ждал его тут и теперь и, завидев его, снял фуражку, весело оскалил зубы и тотчас же начал о чем-то бойко и весело растабарывать. Николай Всеволодович сначала прошел не останавливаясь, некоторое время даже совсем и не слушал опять увязавшегося за ним бродягу. Его вдруг поразила мысль, что он совершенно забыл про него, и забыл именно в то время, когда сам ежеминутно повторял про себя: "Нож, нож". Он схватил бродягу за шиворот и, со всею накопившеюся злобой, из всей силы ударил его об мост. Одно мгновение тот думал было бороться, но, почти тотчас же догадавшись, что он пред своим противником, напавшим к тому же нечаянно, — нечто вроде соломинки, затих и примолк, даже нисколько не сопротивляясь. Стоя на коленях, придавленный к земле, с вывернутыми на спину локтями, хитрый бродяга спокойно ожидал развязки, совершенно, кажется, не веря в опасность.   Он не ошибся. Николай Всеволодович уже снял было с себя, левою рукой, теплый шарф, чтобы скрутить своему пленнику руки, но вдруг почему-то бросил его и оттолкнул от себя. Тот мигом вскочил на ноги, обернулся, и короткий широкий сапожный нож, мгновенно откуда-то взявшийся, блеснул в его руке.   

- Долой нож, спрячь, спрячь сейчас! - приказал с нетерпеливым жестом Николай Всеволодович, и нож исчез так же мгновенно, как появился.   Николай Всеволодович опять молча и не оборачиваясь пошел своею дорогой; но упрямый негодяй все-таки не отстал от него, правда теперь уже не растабарывая и даже почтительно наблюдая дистанцию на целый шаг позади. Оба прошли таким образом мост и вышли на берег, на этот раз повернув налево, тоже в длинный и глухой переулок, но которым короче было пройти в центр города, чем давешним путем по Богоявленской улице.   

- Правда, говорят, ты церковь где-то здесь в уезде на днях обокрал? - спросил вдруг Николай Всеволодович.   

- Я, то есть собственно, помолиться спервоначалу зашел-с, — степенно и учтиво, как будто ничего и не произошло, отвечал бродяга; даже не то что степенно, а почти с достоинством. Давешней "дружеской" фамильярности не было и в помине. Видно было человека делового и серьезного, правда напрасно обиженного, но умеющего забывать и обиды.   - Да как завел меня туда господь, — продолжал он, — эх, благодать небесная, думаю! По сиротству моему произошло это дело, так как в нашей судьбе совсем нельзя без вспомоществования. И вот, верьте богу, сударь, себе в убыток, наказал господь за грехи: за махальницу, да за хлопотницу, да за дьяконов чересседельник всего только двенадцать рублев приобрел. Николая Угодника подбородник, чистый серебряный, задаром пошел: симилеровый, говорят.   

- Сторожа зарезал?   

- То есть мы вместе и прибирали-с с тем сторожем, да уж потом, под утро, у речки, у нас взаимный спор вышел, кому мешок нести. Согрешил, облегчил его маненечко.   

- Режь еще, обокради еще.   

- То же самое и Петр Степаныч, как есть в одно слово с вами, советуют-с, потому что они чрезвычайно скупой и жестокосердый насчет вспомоществования человек-с. Окромя того, что уже в творца небесного, нас из персти земной создавшего, ни на грош не веруют-с, а говорят, что всё одна природа устроила, даже до последнего будто бы зверя, они и не понимают, сверх того, что по нашей судьбе нам, чтобы без благодетельного вспомоществования, совершенно никак нельзя-с. Станешь ему толковать, смотрит как баран на воду, дивишься на него только. Вон, поверите ли-с, у капитана Лебядкина-с, где сейчас изволили посещать-с, когда еще они до вас проживали у Филиппова-с, так иной раз дверь всю ночь настежь не запертая стоит-с, сам спит пьян мертвецки, а деньги у него изо всех карманов на пол сыплются. Своими глазами наблюдать приходилось, потому по нашему обороту, чтобы без вспомоществования, этого никак нельзя-с...   

- Как своими глазами? Заходил, что ли, ночью?   

- Может, и заходил, только это никому неизвестно.   

- Что ж не зарезал?   

- Прикинув на счетах, остепенил себя-с. Потому, разузнамши доподлинно, что сотни полторы рублев всегда могу вынуть, как же мне пускаться на то, когда и все полторы тысячи могу вынуть, если только пообождав? Потому капитан Лебядкин (своими ушами слышал-с) всегда на вас оченно надеялись в пьяном виде-с, и нет здесь такого трактирного заведения, даже последнего кабака, где бы они не объявляли о том в сем самом виде-с. Так что, слышамши про то из многих уст, я тоже на ваше сиятельство всю мою надежду стал возлагать. Я, сударь, вам как отцу али родному брату, потому Петр Степаныч никогда того от меня не узнают и даже ни единая душа. Так три-то рублика, ваше сиятельство, соблаговолите аль нет-с? Развязали бы вы меня, сударь, чтоб я то есть знал правду истинную, потому нам, чтобы без вспомоществования, никак нельзя-с.   

Николай Всеволодович громко захохотал и, вынув из кармана портмоне, в котором было рублей до пятидесяти мелкими кредитками, выбросил ему одну бумажку из пачки, затем другую, третью, четвертую. Федька подхватывал на лету, кидался, бумажки сыпались в грязь, Федька ловил и прикрикивал: "Эх, эх!". Николай Всеволодович кинул в него, наконец, всею пачкой и, продолжая хохотать, пустился по переулку на этот раз уже один. Бродяга остался искать, ерзая на коленках в грязи, разлетевшиеся по ветру и потонувшие в лужах кредитки, и целый час еще можно было слышать в темноте его отрывистые вскрикивания: "Эх, эх!".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Шахта "Прогресс" в Донецкой области, затопленная в результате боевых действий, возобновила работу. Об этом сообщает пресс-служба "ДНР". "На предприятии "Шахта "Прогресс", которое входит в состав ГП "Торезантрацит", 11 декабря 2014 года была произведена откачка воды и возобновлена добыча у ...
Приветствую всех. Я занимаюсь сварочными и сборочными работами в Сан Диего уже несколько лет.  Ищу потенциальных и кинетических заказчиков на стальные двери, ворота и заборы. А так же на разные нестандартные металические конструкции, если будет такая необходимость.  Открыл мини ...
Официальные СМИ словно бы специально усугубляют раскол в обществе. Появляются целые подборки преступлений, которые связываются с околорелигиозными темами и естественно с главным врагом Стабильности - Пусси Райот. Последние два преступления ...
До момента предоставления официальных данных, подтверждающих утверждение " За время работы авиасалона, сотни украинских девушек успешно продали себя организаторам и участникам. " http://ukrainerussia.livejournal.com/1095720.html?thread=32963368#t32963368 считать ...
Доброго времени суток всем! У меня проблема в сексуальном плане, четко ее сформулировать никак не могу, но постараюсь описать все минимально сумбурно. Мне очень интересен взгляд со стороны. Мне 25, девушка, имею нежно любимую творческую профессию, живу одна. У меня, вероятно, какие-то ...