Крсноозерная Кряковка.

топ 100 блогов mikul_a02.02.2022

Есть на железнодорожной ветке, которая идет от станции Новокондрашевская до станции Лантратовка, а затем пересекает границу с Россией и попадает на российскую станцию Валуйки, одна интересная и загадочная станция. Называется она Красноозеровка.

Крсноозерная Кряковка.

Станция, как станция, подобных станций много везде. Как видно на фотографии, окна этой станции взяты в решетки. На это есть своя причина. Мимо этой станции проходит главный путь и есть еще два боковых пути, как обычно на таких мелких станциях. 

Крсноозерная Кряковка.

Есть на ней автоматические стрелочные переводы, есть входные и выходные семафоры и есть дежурный по станции. Боковые пути достаточно протяженные. Не меньше километра. На этих боковых путях могут поместится длинные составы.

Все это хорошо видно на спутниковом снимке.

Крсноозерная Кряковка.

Но на эти боковые пути очень давно не заходили составы. Движение сейчас по это ветке очень низкое. 

Два раза в сутки мимо станции проходит пригородный пассажирский поезд до Лантратовки.  Он там делает непродолжительную остановку. 

Крсноозерная Кряковка.

Обычно на этой ветке остановки представлены вот такими неказистыми будочками — павильонами, которых достаточно для того что бы обслуживать не очень большой поток пассажиров. Но на самой Красноозеровке построен вполне себе, хоть и небольшой, но настоящий вокзал.

В сезон мимо Красноозеровки могут проходить вагоны с зерном. Основной грузопоток представлен вагонами с углем, которые идут на Луганскую ТЭС из России. И все.

Станция эта расположена в черте села Райогородка. В сторону юга от Райгородки идет село Геевка, затем Передельск, а затем и город энергетиков, Счастье. На север от Красноозеровки, в десяти километрах, находится небольшой городок, райцентр, Новый  Айдар, чуть в стороне село Дмитровка. Все эти населенные пункты периодически мелькали и мелькают в военных сводках, может кто то и слышал о них. 

Но сама станция Красноозеровка, несколько странная. В Новом Айдаре есть своя железнодорожная станция и чуть побольше чем Красноозеровка. На боковые пути Красноозеровки уже очень давно не заходили никакие составы. Смысла в этой станции нет никакого, но тем не менее, станция эта живет вместе с дежурным по станции и боковые пути никто не разбирает.

Есть на этой станции еще одна странность. В конце станции, в северном направлении, боковые пути заканчиваются, но через полсотни метров опять начинается еще один боковой путь, которые заканчивается тупиком.

Крсноозерная Кряковка.

Одинарный боковой путь, который заканчивается тупиком, видно на спутниковом снимке.

Крсноозерная Кряковка.

Раньше от самого крайнего бокового пути, отходил еще один путь, в сторону. Его слева на фотографии немного видно. Но сейчас его нет, он разобран. Путь этот терялся в зарослях деревьев и со стороны станции не было видно, куда он шел. Но на спутниковом снимке видны его следы.

Крсноозерная Кряковка.

И шел этот путь в весьма интересное место. Сильно это место напоминает базу ГСМ. А еще на снимке видно вдоль  пути на этой базе высокую платформу, для разгрузки какой то тяжелой техники. А еще раньше, вдоль крайнего бокового пути самой станции шла еще одна разгрузочная платформа, длинная, почти на все протяжение этого пути. Я еще застал остатки этой платформы лет пятнадцать назад. Все это раньше на этой станции было востребовано, как и сама станция Красноозеровка.

Потому что на этой станции разгружались танки и другая бронетехника.

От села Райгородка в западном направлении идет асфальтированная дорога. Раньше она была еще ничего. Преодолимая. Какая она сейчас, я не знаю. Последний раз я по ней ездил то же пятнадцать лет назад.

Дорога это идет в другое село, которой стоит на берегу Донца и называется это село Трехизбенка. От Райгородки до  Трехизбенки чуть больше десяти километров.

Трехизбенка старое село. Основано под именем Трехизбянский городок в семнадцатом веке. Трехизбенка родина Кондратия Булавина. Предводителя восстания, названого его именем.

А рядом с Трехизбенкой стоит еще одно село. Называется оно Кряковка. Интересное название. Вообще, Кряковка и Трехизбенка, это фактически одно целое. Между ними нет никакого разрыва. Местные так и считают. Считают Кряковку частью Трехизбенки. В западном направлени улицы Трехизбенки выстраиваются в одну линию. И линия эта тянется одной улицей Кряковки на несколько километров.

Примерно на первой трети этой улицы — Кряковки есть ответвление дороги. Если пойти по этой дороге, сначала попадаешь в небольшой лес, потом этот лес расступается и перед твоими глазами возникает странная картина.

Крсноозерная Кряковка.

Перед глазами внезапно возникает пустая пятиэтажка, которая смотрит на тебя пустыми глазницами окон.

Крсноозерная Кряковка.

А когда ты проходишь еще дальше, то так же внезапно перед тобой встают вполне себе жилые пятиэтажки вместе с признаками жизни здесь. Пройдя еще дальше , увидишь полуразрушенный магазин, почти без стекол. Но на остатке витрины вдруг читаешь очень узнаваемую надпись.

Крсноозерная Кряковка.

Военторг.

Это остатки военного городка. Достаточно крупного. Раньше в этом городке стоял танковый полк. 66 — й танковый полк. Который входил в самую заслуженную советскую 254 стрелковую дивизию. 

254-я стрелковая Черкасская ордена Ленина Краснознамённая, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого дивизия, воинское соединение РККА в Великой Отечественной войне. Одна из самых прославленных дивизий Красной Армии — одна из семи дивизий, награждённых пятью орденами и имеющих почётное наименование, из этих дивизий занимает первое место по числу Героев Советского Союза и шестое место среди всех соединений РККА

После войны в ноябре 1945 года переформирована в 27-ю Черкасскую механизированную дивизию. Соединение, дислоцированное в городе Дрогобыч, входило в состав 38-й армии ПрикВО. В 1957 г. дивизия была переформирована в 27-ю мотострелковую Черкасскую дивизию.

В период 23-25 октября 1956 года 27 мотострелковая Черкасская дивизия была введена в Венгрию, принимала участие в подавлении венгерского восстания 1956 года. В 1968 году части дивизии в составе оперативной группы «Балатон» принимали участие в чехословацких событиях (Операция «Дунай»).

В 1965 г. соединению был возвращён номер периода Великой Отечественной войны и 254-я мотострелковая дивизия являлась соединением Южной группы войск. В мае 1991 года дивизия была окончательно выведена из Венгрии.

Так часть этой этой дивизии, 66 — й танковый полк, оказался в Кряковке. На момент его захода в Кряковку, он имел на вооружении: 

94 Т-64; 

19 БМП (12 БМП-2, 5 БМП-1, 2 БРМ-1К); 

18 - 2С1 "Гвоздика"; 

2 ПРП-3, 

1 ПУ-12; 

2 МТ-55А, 

1 МТУ-20

В то время, перед выводом 254 дивизии в Союз, она была на самом острие противостояния между Варшавским блоком и блоком НАТО. Считалась дивизией первого удара и была укомплектована в соответствии с ее предназначением. По полному штату и техникой и вооружением.

Дивизию эту вывели полностью в Донецкую и Луганскую область. Штаб дивизии расположился в городе Артемовск Донецкой области.

По окончании вывода из Венгрии в 1990 году:

Управление и штаб, Артёмовск

5-й гвардейский мотострелковый Волновахский Краснознамённый, ордена Суворова 2-й степени полк, Коммунарск (расформирован в 1992 г.)

78-й мотострелковый полк , Артёмовск

95-й (561-й) мотострелковый Ясский полк, Луганск

66-й танковый полк, Трёхизбенка

297-й самоходно-артиллерийский полк, Артёмовск

1215-й зенитный ракетный полк, Луганск

456-й отдельный противотанковый артиллерийский дивизион.

15-й отдельный разведывательный батальон, Трёхизбенка, г. Артёмовск

421-й отдельный инженерно-сапёрный батальон, Трёхизбенка

673-й отдельный батальон связи

1120-й отдельный батальон материального обеспечения 

72-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон

271-й отдельный медико-санитарный батальон

Там где указана Трехизбенка, это как раз не Трехизбенка, а Кряковка.

И как только эта дивизия оказалась на Украине, Украина начала эту дивизию кромсать. В большей степени из за ее заслуг в прошлом.  Начиная со средины девяностых, части этой дивизии начали расформировывать, уплотнять, делая из полноценных частей кадрированые. Из Луганска ее почти всю, вместе с техникой, передислоцировали в Артемовск. Технику с расформировываемых частей свозили на, печально известную по 2014 году, базу запаса в Артемовске.

Большинство техники этой дивизии за время украинской независимости испарилось в неизвестность. А судя по вооружению и технике 66 полка, в этой дивизии много чего было.

Военный городок  в Кряковке оказался на грани существования.

На момент расформирования в его состав входили, кроме танкового полка, еще и разведбат, артдивизион, ракетный дивизион, саперный батальон. В целом гарнизон насчитывал полторы тысячи солдат и офицеров, 400 офицерских семей. Функционировала развитая социальная сфера: 4 гостиницы для военнослужащих, 3 пятиэтажных и один двухэтажный дома, две столовые, три магазина, комбинат бытового обслуживания. В октябре 2000 года гарнизон был окончательно расформирован. Те, кто мог продолжать службу, выехали. Остались 20 семей, которым ехать было некуда. Половина их поселилась на первом этаже двухэтажки, половина живет в сарайчиках, преобразовав их на частные «фазенды». Ведь работать негде.

Крсноозерная Кряковка.

Кстати, исчез гарнизон и с карт. Названия у него тоже нет. На почте условно он называется «Кряковка-1» — рядом расположено село Кряковка, и на его почтовое отделение поступают письма для «районных фантомов». А в паспортах у них стоит прописка: «поселок 40 лет Октября Славяносербского района».

Крсноозерная Кряковка.

В 2002 году на смену ГКП «Луганскоблэнерго» пришло «Луганское энергетическое объединение». Новое предприятие сразу начало ожесточенную борьбу с должниками. К ним попал и военный городок. В течение года ежемесячно отрезали свет. А для обитателей городка это было катастрофой: не будет электричества — не будет воды, отопления, не будет на чем готовить еду. Газа в гарнизоне не было, все готовили на электроплитках. Поэтому конфликты с энергетиками согласовывали сами. Только потом опомнилось Минобороны и спешно погасило долги. Казалось бы, все наладилось. Но здесь пришли «металлисты». И начался новый кошмар. «Линию жизни» городка обрывали несколько раз в месяц, снимали целые пролеты. Пришлось установить порядок дежурства «на лампочке». Исчез свет — дежурный бил тревогу. Всем миром бросались искать грабителей. А потом за свои средства закупали провода, сами же и ремонтировали. Отстояли. В квартирах свет есть. А вот об уличном освещении давно забыли. После десяти не осмеливаются выходить на улицу. Темно, вокруг лес... Хотя он не является препятствием для тех же «металлистов», которые нашли для себя более выгодное занятие — вырезают металл с гарнизонных сооружений и замурованных пятиэтажек.

Кстати, воды нет именно потому, что на одной линии с домом — водокачка, которую «ЛЕО» отключило за неуплату долгов. За это время ни сельсовет, ни районное руководство ни разу не вспомнили об «аборигенах» и не привезли в городок ни одной цистерны воды. Своего колодца тоже нет. Военные решают проблему как могут: одним воду знакомые завозят с Трехизбенки, другие сами ездят в село, чтобы помыться и набрать несколько баллонов, третьи договариваются с водителями маршруток...

Нет в городке и телефона. Когда два года назад умирала мать командира разведбатальона подполковника Яковенко, не могли вызвать даже «скорую». С хлебом тоже проблемы. Своей пекарни в Трехизбенке нет, а поставщики сказали, что 10 буханок трижды в неделю за 9 километров возить не будут. Медик Ева Левченко, вдова военного врача, договорилась с частными производителями с Зимогорья. Они возят хлеб за полсотни километров...

Крсноозерная Кряковка.

12 декабря 2002 года Кабмин Украины выдал распоряжение о передаче бывших военных городков в собственность местной власти. За полгода решением Луганского областного совета городок перешел в коммунальную собственность Трехизбенского сельсовета. Обитатели надеялись, что их начнут отселять. Но зря...

— Сначала нам предложили жилье в г. Шахтерске Донецкой области, за счет благотворительного фонда. Мы согласились, — говорит частный предприниматель Галина Титова, хозяйка единственного в поселке магазинчика. — Поехали смотреть на то жилье и поняли, что попадем «с огня да в пламя»: нас собирались поселить в квартиры, которые покинули шахтеры в поисках работы. Потом в Кировоград хотели переселить, но только большие семьи. Обращались к народным депутатам, но нам ответили, что согласно закону мы сможем приватизировать наше жилье и, продав его, переехать. Даже наших пенсионеров, которые стояли в очереди вычеркнули со списков тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий, на этом основании.

Крсноозерная Кряковка.

Для поддержки городка в нормальном состоянии создано коммунальное предприятие «Байкал». На его создание были выделенны значительные средства, создано 20 штатных единиц. Военные возрадовались: похоже, будет работа. Но нет! Только на 4 должности взяли местных жителей. А потом одну сократили. «Мы стали заложниками государства. И как найти выход из заколдованного круга — пока что неизвестно», — вздыхает Галина Титова.

Статья эта была написана в 2005 году. Сейчас на месте этого городка и военных частей возле него ничего, пустыня.

Так печально закончилась славная история воинской части и военного городка возле села Кряковка. А начиналась его история в далеком 1944 году. В тот год рядом с Кряковкой был сформирован и расквартирован учебный полк, в котором велась подготовка экипажей танков Т 34. И с того времени ведет свою историю и военный полигон в том месте. Достаточно большой. На нем, до последнего своего существования, танковый полк вел боевые стрельбы на полную дистанцию огня танков.

И осталась одинокая и загадочная станция Красноозеровка со своими непонятными станционным путями. Об основном  предназначении которых, наверное, уже не знают и местные жители. 

После расформирования гарнизона в Кряковке, начали курочить и все, связанное с ним и на станции Красноозеровка. Разбомбили боковые платформы для выгрузки техники, разобрали путь, идущий во вспомогательную часть возле станции, да и там хорошо по всему прошлись. И поэтому, для пущей сохранности, само здание станции Красноозеровка одели в металлические решетки.

Давно я там был, может там и от самой станции ничего не осталось.

Это Украина, детка...

Часть материала с ресурса: https://day.kyiv.ua/ru/article/obshchestvo/fantomy-luganshchiny

Фото с ресурса Panoramio 

Авторы:

Brazhny

Kuznetsov.kot

dmitriy.chumachev




Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Случайно наткнулся у Станислава Садальского во френдленте. Автор -Налбандян Карен Эдуардович. http://zhurnal.lib.ru/n/nalbandjan_karen_eduardowich/ptsp2.shtml Это шедевральная вещь. Автор - умница. Первый вариант этого текста я написал в 2000-ом, 10 лет назад. Сейчас хочу ...
101-й выпуск журнальной серии "Автолегенды СССР" как специально сделан для тех, кто готов был завязать с этой серией - ну как не купить желанного и вполне удачного "головастика"? А там ещё и ЕрАЗ обещают следующим выпуском - было время, когда ...
...
Только лишь пятисотлетней "перемогой" литовцев над Россией Оршанская битва имела тактический успех для войска короля Сигизмунда, однако в стратегическом плане имела ограниченное значение. Главной цели похода — возвращения Смоленска, обеспечить не удалось. Как писал Герберштейн, кото ...
Забавно. Подавляющее большинство тех, кто пишет о том, что не надо идти на митинг завтра, как будто говорят о какой-то совершенно другой реальности. То есть набор аргументов - он совершенно не про то, из-за чего люди хотят идти. Просто тотальное ...