Кроваво-красные кхмеры

Шестьдесят восьмой год двадцатого века вошёл в нашу историю не только громкими протестами в странах Запада и социалистического лагеря, которые, несомненно, потрясли по-своему, мир, но и одним, на первый взгляд, весьма незначительным событием, но весьма интересным и позже очень раскрученным с разных сторон.
В 1968 году, в Камбодже оформилось неофициальное
движение «Красные кхмеры», которое изначально состояло
преимущественно из кхмеров (камбоджийцев), обучавшихся во Франции и
там перенявших элементы различных левых идеологий. Затем их ряды
стали пополняться в основном подростками 12-15 лет из крестьянских
семей, лишившимися родителей и ненавидевшими горожан как
«пособников американцев».
Их идеология, с одной стороны, включала абстрактные идеи социальной
справедливости и всеобщего равноправия, с другой - мощное неприятие
научного прогресса и всего современного. Они всерьёз считали, что
спасением страны будет избавление от зла иноземной цивилизации и
своеобразный «возврат к корням».
В относительно стабильной обстановке, такая сомнительная
группировка имела бы мало шансов для прихода к власти, но в
Камбодже тех лет накопилось весьма много факторов, облегчающих
приход «красных кхмеров» к власти. Упомянем лишь основные.
Кхмерский народ долгое время обладал неприятием, с одной стороны к
соседям – Вьетнаму и Тайланду, из-за постоянных войн с ними, а с
другой стороны, к западным странам, превратившим Камбоджу в белку,
крутящуюся ради различных западных магнатов. «Красные кхмеры»
активно использовали это неприятие для пропаганды своих идей.
В то же время, король Камбоджи Нородом Сианук, поставил
целью создать дружеские отношения с Советским Союзом и получать от
него финансовую помощь. Камбоджа тех лет представляла государство,
где доминируют капиталистические отношения при большом
государственном секторе и частично национализированном
предпринимательстве. Данный тип экономического уклада он выдавал
как сугубо социалистический, что не могло не импонировать
тогдашнему руководству Советского Союза. Также, чтобы у СССР не
возникло сомнений в дружеских намерениях короля, Сианук разрешил
вьетнамским войскам свободное передвижение на территории
Камбоджи.
Это, разумеется, вызвало ответную реакцию США и очень скоро,
американские B-52 буквально разбомбили каждый километр страны, что
породило мощнейшее народное возмущение. Для сравнения - количество
бомб, во время операции «Меню», было сопоставимо с количеством
бомб, сброшенных на Германию за всю Вторую Мировую.
В 1970 году, власть захватила вооружённая проамериканская
группировка во главе с генералом Лон Нолом. Их действия,
ориентированные на поддержку США и создание видимости
демократизации, невольно способствовали увеличению народной
поддержки их противников – движению «красных кхмеров», которые
успешно брали рубеж за рубежом. В те годы, «красные кхмеры»
отличались особой примитивной агрессивной закрытой структурой и
являлись одной из самых непрозрачных организаций в мире. Даже
внешность первых лиц движения была долгое время строгой тайной, за
нарушение которой ждала неминуемая смерть. Это в свою очередь
негативно сказалось впоследствии.
Итогом этой войны стал «великий день 17 апреля» -
встреченный ликованием народных масс вход кхмерских войск в
Пномпень в 1975 году. Но продолжилось оно недолго. Улыбки
соотечественников сменились негодованием, когда прозвучал звук
сирен и было выдвинуто жёсткое требование переселиться в т.н.
«сельскохозяйственные коммуны».
Последующая жизнь была тяжёлой. Многие не перенесли долгой и
голодной дороги в джунгли, тем, кому повезло добраться, пришлось
обживаться там. В организованных «коммунах», была введена военная
организационная структура, людей посылали расчищать джунгли,
возделывать рис, строить дамбы, рыть каналы. Из-за отсутствия
оборудования все работы выполнялись вручную. Многие люди, не
приспособленные к жизни в джунглях, попросту умирали от тяжёлой
работы. Бывшие врачи, химики, журналисты, инженеры были
вынуждены работать не по специальности, с трудом привыкать к новым
условиям.
Некоторые исследователи Демократической Кампучии [1]
говорят, что через несколько лет после создания относительно
устойчивого аграрного базиса, предпринимались шаги к
индустриализации, вновь стали вводить в обращение денежные знаки.
Однако, данные меры вряд ли были сколько-либо значительными, так
как особого отражения в каких-либо данных (за исключением
пропагандистских материалов ДК) не наблюдается.
В эти годы, антивьетнамские настроения были особенно сильны, как в
партии, так и в кхмерском народе. Поэтому, стали учащаться
прецеденты чисток этнических меньшинств на территории Кампучии
(преимущественно камбоджийских чамов и вьетов). Дело даже дошло до
вооружённых столкновений на территории Вьетнама[2], что
спровоцировало масштабный военный конфликт, закончившийся
поражением «красных кхмеров» и провозглашением провьетнамской
Народной Республики Кампучия.
Пришедшие к власти провьетнамские коммунисты начали курс на
индустриализацию и построение социалистического государства,
однако, идущий полным ходом процесс окончательного разложения
советской системы, спровоцировал резкое ограничения финансовой
помощи Вьетнаму и НРК со стороны СССР. Поэтому, процесс построения
социалистического государства закончился, едва начавшись. Одним из
самых серьёзных шагов по его сворачиванию, стала легализация в НРК
частного сектора экономики в 1986 году. Окончательное ослабление
Вьетнама уже не могло позволять держать НРК под контролем, и в
связи с этим, вьетнамские войска были полностью выведены из НРК в
1989 году.
Освободившуюся страну начали активно брать в свой оборот
проамериканские силы, и уже в1993 году были проведены
«демократические» выборы, с вполне ожидаемыми результатами. В
результате была возвращена монархия и был коронован тот самый
Нородом Сианук, который до этого обещал, что никогда больше не
займёт королевский престол. В стране началось построение
периферийного капитализма, который мы можем наблюдать и
сегодня.
Говоря о поражении «красных кхмеров», хочется сказать прежде всего
об отсутствии чётких взглядов в партии. Оно породило солянку из
анархо-коммуно-националистических предрассудков, что не позволило
вести адекватное управление страной. Верхушка ПКК после 17 апреля
банально не знала, что делать, и, в связи с этим, предпочла
действовать «по накатанной дорожке», превратив страну в один
большой партизанский кооператив, хотя воевать уже было не с кем.
Через несколько лет, видя плачевную ситуацию, они, возможно,
попытались выйти из кризиса, начав попытку индустриализации и
ввязывания в военные конфликты, однако поражение в военном
конфликте поставило на этом крест.
Почему история Кампучии до сих пор сохраняет
актуальность?
Используя радикальные меры «красных кхмеров», а также официальную
декларируемость коммунистическим взглядам, очень удобно переносить
недостатки и перегибы «кхмеров» на левые взгляды в целом, вдобавок
раздувая концепции «полей смерти», окончательно демонизируя всё
красное движение. С другой стороны, изредка находятся любители
«жёсткого и радикального», которые, наоборот, отстаивают
непогрешимость Пол Пота и его сторонников и предлагают нам
наступить на те же грабли сегодня.
Мы должны объективно подходить к «красным кхмерам», хотя это далеко
не всегда удаётся. Почти все исторические изыскания о них
составлены заинтересованными сторонами: либо это материалы
Тайланда, США, Вьетнама и СССР, либо это пропагандистские материалы
самой Демократической Кампучии. Очевидно, что истина лежит где-то
посередине, только остаётся открытым вопрос, ближе к чему эта
середина – к «полям смерти» или к «новому Ангкору»? Возможно, мы
никогда не найдём ответ на этот вопрос.
1. Самородний О. Пол Пот. Камбоджа – империя на костях? - М.:
Алгоритм, 2013. - 320 с.
2. См. Резня в Батюк, нападения на острова Фукуок и
Тхо-Чу
|
</> |