Кровавый новый год: Церемония нового огня, или связывание лет. Ритуалы ацтеков
55_77 — 17.01.2022Раз в 52 солнечных и 73 ритуальных года циклы ритуального (см. Тональпоуалли — ритуальный календарь ацтеков) и солнечного (см. Шиупоуалли — солнечный, светский календарь ацтеков) календарей ацтеков совпадали.
Церемония нового огня. Фрагмент кодекса Борджиа. Факсимиле из коллекции the British Museum.
Этот момент времени, после которого календари начнут отсчет заново, имел особое значение. Ацтеки верили, что эпоха пятого солнца закончится именно в конце одного из 52-летних циклов, а потому в последнюю ночь проводился ритуал обновления, который, в случае успеха, гарантировал существование мира на следующие 52 года.
Огонь и солнце
Ацтеки считали, что огонь является фундаментальным элементом мироздания: все вокруг содержит огненную частицу. Огонь был центром мира, как очаг был центром дома, а ритуальная жаровня/курильня — центром храма.
Бога огня Шиутекутли называли Тем, кто есть пуп земли, Богом середины и центра. Одно из других его имен звучало как Владыка года, ведь именно он как Старый бог следил за проведением церемонии нового огня, или связывания лет.
Маска Шиутекутли (по другой версии, Нанануацин). Ацтеки, миштеки, 1400-1521 гг. н.э. Коллекция The British Museum.
Связь огня и солнца прослеживается и в мифе о пятом солнце и луне. Тексистекатль и Нанауацин вошли в пламя костра для того, чтобы превратится в дневное и ночное светила.
Подготовка к церемонии
Ацтеки гасили все источники огня. Это касалось как ритуальных, так и домашних очагов. Все пламя должно было быть погашено.
Кроме того, в течение дня необходимо было тщательно убраться и избавиться от старых вещей. Индейцы выбрасывали посуду, одежду, камни для домашнего очага, ломали мебель. Изображения и скульптуры богов могли также выбросить в реку или озеру, либо тщательно очистить. Обновление мира индейцы начинали с обновления окружающих их предметов.
Считалось, что в предстоящую ночь особенно активны Цицимиме — монстры-скелеты, ассоциировавшиеся с затмением, ночной тьмой, звездами, а потому индейцы прятали женщин и детей, дабы демоны не нашли их.
Цицимиме. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca nazionale centrale di Firenze.
Проводились вспомогательные ритуалы, которые должны были способствовать благоприятному исходу основной церемонии.
С наступлением темноты все замирало. Индейцы залезали на крыши домов и, затаив дыхание, ждали того, что должно произойти.
Церемония нового огня
С заходом солнца жрецы в одеяниях, масках и головных уборах различных богов выдвигались в сторону Серро де ла Эстрелья — священной горы в восьми километрах от Теночтитлана. Колонна богов двигалась в полной тишине. Возглавлял процессию имперсонатор Кецалькоатля.
Жрецы несли связки тростника. Каждая из них состояла из 52 стеблей, символизируя связывание лет.
Символическая связка тростника. Ацтеки, 1507 г. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología, México.
Тем временем простые жители выходили из своих домов и также двигались в сторону горы. Жители отдаленных мест восходили на ближайшие к ним возвышенности, дабы иметь возможность увидеть возникновение нового огня на вершине Серро де ла Эстрелья.
Церемония начиналась не сразу. Жрецы ждали того момента, когда звездное скопление Плеяды будет точно в зените. Как только это происходило, верховный жрец в костюме Шиутекутли вырезал сердце из груди жертвы. В пустое отверстие в груди помещалось дощечка и палочки для добычи огня трением. Верховный жрец приступал к процессу розжига, а все вокруг следили, затаив дыхание: если пламя не появится, то конец света неизбежен, и всех людей поглотят монстры Цицимиме.
Трон Монтесумы II. Ацтеки, 1507 г. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología, México. Был создан в честь церемонии нового огня.
К счастью, пламя всегда разгоралось. С помощью этого нового огня разжигали огромный костер, дабы все вокруг могли увидеть, что церемония завершена, и люди могут спокойно жить следующие 52 года.
Увидев свет на горе, индейцы радовались, кричали, протыкали уши и плескали вытекающую кровь в сторону горы, как подношение богам. Весь следующий день, после короткого утреннего поста, люди будут праздновать наступление нового века из 52-х лет.
Церемония нового огня. Фрагмент Бурбонского кодекса. Коллекция Bibliothéque Du Palais Bourbon, Paris.
Пламя переносили в Теночтитлан в храм Уицилопочтли на вершине Темпло Майор. Гонцы разносили зажженные факелы по всем храмам огня, передавая огонь из рук в руки. Из этих храмов желающие забирали частицу пламени в домашний очаг.
Таким образом, от костра, разожженного в грудной клетке жертвы, все источники огня разжигались заново каждые 52 года. Мир полностью обновлялся.
источник
|
</> |