Кровавый новый год: Церемония нового огня, или связывание лет. Ритуалы ацтеков

топ 100 блогов 55_7717.01.2022
Раз в 52 солнечных и 73 ритуальных года циклы ритуального (см. Тональпоуалли — ритуальный календарь ацтеков) и солнечного (см. Шиупоуалли — солнечный, светский календарь ацтеков) календарей ацтеков совпадали.
Кровавый новый год: Церемония нового огня, или связывание лет. Ритуалы ацтеков

Церемония нового огня. Фрагмент кодекса Борджиа. Факсимиле из коллекции the British Museum.
Этот момент времени, после которого календари начнут отсчет заново, имел особое значение. Ацтеки верили, что эпоха пятого солнца закончится именно в конце одного из 52-летних циклов, а потому в последнюю ночь проводился ритуал обновления, который, в случае успеха, гарантировал существование мира на следующие 52 года.

Огонь и солнце

Ацтеки считали, что огонь является фундаментальным элементом мироздания: все вокруг содержит огненную частицу. Огонь был центром мира, как очаг был центром дома, а ритуальная жаровня/курильня — центром храма.

Бога огня Шиутекутли называли Тем, кто есть пуп земли, Богом середины и центра. Одно из других его имен звучало как Владыка года, ведь именно он как Старый бог следил за проведением церемонии нового огня, или связывания лет.

Кровавый новый год: Церемония нового огня, или связывание лет. Ритуалы ацтеков
Маска Шиутекутли (по другой версии, Нанануацин). Ацтеки, миштеки, 1400-1521 гг. н.э. Коллекция The British Museum.
Связь огня и солнца прослеживается и в мифе о пятом солнце и луне. Тексистекатль и Нанауацин вошли в пламя костра для того, чтобы превратится в дневное и ночное светила.

Подготовка к церемонии

Ацтеки гасили все источники огня. Это касалось как ритуальных, так и домашних очагов. Все пламя должно было быть погашено.

Кроме того, в течение дня необходимо было тщательно убраться и избавиться от старых вещей. Индейцы выбрасывали посуду, одежду, камни для домашнего очага, ломали мебель. Изображения и скульптуры богов могли также выбросить в реку или озеру, либо тщательно очистить. Обновление мира индейцы начинали с обновления окружающих их предметов.

Считалось, что в предстоящую ночь особенно активны Цицимиме — монстры-скелеты, ассоциировавшиеся с затмением, ночной тьмой, звездами, а потому индейцы прятали женщин и детей, дабы демоны не нашли их.
Кровавый новый год: Церемония нового огня, или связывание лет. Ритуалы ацтеков
Цицимиме. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca nazionale centrale di Firenze.
Проводились вспомогательные ритуалы, которые должны были способствовать благоприятному исходу основной церемонии.

С наступлением темноты все замирало. Индейцы залезали на крыши домов и, затаив дыхание, ждали того, что должно произойти.

Церемония нового огня

С заходом солнца жрецы в одеяниях, масках и головных уборах различных богов выдвигались в сторону Серро де ла Эстрелья — священной горы в восьми километрах от Теночтитлана. Колонна богов двигалась в полной тишине. Возглавлял процессию имперсонатор Кецалькоатля.

Жрецы несли связки тростника. Каждая из них состояла из 52 стеблей, символизируя связывание лет.
Кровавый новый год: Церемония нового огня, или связывание лет. Ритуалы ацтеков
Символическая связка тростника. Ацтеки, 1507 г. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología, México.
Тем временем простые жители выходили из своих домов и также двигались в сторону горы. Жители отдаленных мест восходили на ближайшие к ним возвышенности, дабы иметь возможность увидеть возникновение нового огня на вершине Серро де ла Эстрелья.


Церемония начиналась не сразу. Жрецы ждали того момента, когда звездное скопление Плеяды будет точно в зените. Как только это происходило, верховный жрец в костюме Шиутекутли вырезал сердце из груди жертвы. В пустое отверстие в груди помещалось дощечка и палочки для добычи огня трением. Верховный жрец приступал к процессу розжига, а все вокруг следили, затаив дыхание: если пламя не появится, то конец света неизбежен, и всех людей поглотят монстры Цицимиме.

Кровавый новый год: Церемония нового огня, или связывание лет. Ритуалы ацтеков
Трон Монтесумы II. Ацтеки, 1507 г. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología, México. Был создан в честь церемонии нового огня.
К счастью, пламя всегда разгоралось. С помощью этого нового огня разжигали огромный костер, дабы все вокруг могли увидеть, что церемония завершена, и люди могут спокойно жить следующие 52 года.

Увидев свет на горе, индейцы радовались, кричали, протыкали уши и плескали вытекающую кровь в сторону горы, как подношение богам. Весь следующий день, после короткого утреннего поста, люди будут праздновать наступление нового века из 52-х лет.

Кровавый новый год: Церемония нового огня, или связывание лет. Ритуалы ацтеков
Церемония нового огня. Фрагмент Бурбонского кодекса. Коллекция Bibliothéque Du Palais Bourbon, Paris.
Пламя переносили в Теночтитлан в храм Уицилопочтли на вершине Темпло Майор. Гонцы разносили зажженные факелы по всем храмам огня, передавая огонь из рук в руки. Из этих храмов желающие забирали частицу пламени в домашний очаг.

Таким образом, от костра, разожженного в грудной клетке жертвы, все источники огня разжигались заново каждые 52 года. Мир полностью обновлялся.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В каждый большой праздничный день у телевизионщиков есть обязательный комплект художественных фильмов, которые они крутят каждый год. На День Победы — это "Диверсант" и "В бой идут одни "старики". Рустам Сагдуллаев, Алексей Смирнов и Леонид Быков в фильме "В бой идут одни ...
В верхнее тематическое оглавление Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве) Оглавление проекта http://uborshizzza.livejournal.com/538318.html То, что первые христиане подвергались гонениям, и многие из них приняли мученическую смерть за веру, до ...
5 класс, 8-13 декабря 1952 года: Вышивка крестом. Наиз. "Утро". Расск. "Болезнь и смерть Некрас." Утро. Найти метафоры. Культура Китая. 6 класс, 7-12 декабря 1953 года: Франция. Повтор. песню и выуч. зап. Тарас Бульба. I и II глава. Насел. и хоз. Франции. 8 класс, 12-17 ...
Если еще раз вернуться к теме фриланса, то, как многие правильно заметили, во весь рост или даже в два роста встает вопрос об умении организовать себя. И тут идут приветы от наших самых распространённых и совсем не полезных традиций: прокрастинация, опаздывания, забывчивость и прочая непро ...
В симферопольской администрации сегодня проголосовали за лучший эскиз памятника «вежливым людям». Об этом на своей странице в Facebook сообщил депутат Госсовета Республики Крым Леонид БАБАШОВ. «Из нескольких предложений выбрали одно – композицию, передающую реальные события Крымской в ...