Крошечная выставка

топ 100 блогов bogachkova195710.07.2023

«Крошечная выставка. Миниатюрное искусство из собрания Музея Тропинина» – первый опыт музея В.А. Тропинина по созданию экспозиции только из предметов миниатюрного искусства. В камерном зале на 30 кв. метрах представлено более 160 экспонатов: живописные миниатюры, микромозаики, вышивки бисером, кукольный фарфор, резная кость, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия. Миниатюрное искусство обладает особым очарованием и магией, этот крошечный мир полон «интимной прелести».

Служба и акафист святителю и чудотворцу Митрофану Воронежскому. Вторая четверть XIX века. Картон, бумага, кожа, печать типографская. Собрание Т. и С. Подстаницких.
Служба и акафист святителю и чудотворцу Митрофану Воронежскому. Вторая четверть XIX века. Картон, бумага, кожа, печать типографская. Собрание Т. и С. Подстаницких.

Миниатюра - от латинского «miniare», обозначающий роспись с помощью «minium» (красной свинцовой краски, киновари) — это маленькая иллюстрация, которая использовалась для декорирования древних и средневековых манускриптов. Самые ранние традиции книжной иллюминации миниатюрами восходят к Византии и Италии III–VI веков, сами манускрипты не сохранились, остались лишь записи о них и более поздние копии. С VIII по XII века миниатюра развивается и по всей Европе, появляются различные школы «миниаторов». Приобретает большую популярность, становится не только декоративной, но и содержательной, и трансформируется миниатюра в действительно крошечное искусства только в XIII–XV веках, когда повышается спрос на книги в целом, и они становятся предметом роскоши. К XVII веку ручная миниатюра была вытеснена гравюрой и ксилографией, но уже в XIX веке произошло возрождение этого искусства.

Интерес к миниатюрному искусству не первый пример в нашем выставочном пространстве. Пару лет назад Еврейский музей и центр толерантности представлял выставку «Маленькое искусство» , где были показаны картины известных художников, размер которых не превышал лист писчей бумаги. На данной выставке тоже достаточно живописных полотен малого размера, но я начну представление экспонатов с более редких образцов миниатюры, таких как микромозаика, эгломизе, силуэты.

Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем. 1856. Россия. Металл, смальта. - Кола Джачинто. Конец XVIII – начало XIX в. Портрет короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты. 1799. Медь, смальта.
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем. 1856. Россия. Металл, смальта. - Кола Джачинто. Конец XVIII – начало XIX в. Портрет короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты. 1799. Медь, смальта.

Техника микромозаики вошла в моду в XVII веке и достигла расцвета в XVIII веке в мозаичной мастерской Ватикана, которая продолжает работать и по сей день.

Г. Векслер: Кролик, грызущий листья. - Лиса с пойманной уткой. Первая половина XIX в. - Ваза с цветами. 1840. Все: Смальта.
Г. Векслер: Кролик, грызущий листья. - Лиса с пойманной уткой. Первая половина XIX в. - Ваза с цветами. 1840. Все: Смальта.

В России техника микромозаики была популярна в XIX веке, ее привезли в страну члены императорской семьи. В 1845 году, во время визита в Ватикан, император Николай I был настолько впечатлен его мозаичными картинами, что решил заменить фрески Исаакиевского собора мозаикой. Мозаика произвела такое впечатление, что в Санкт-Петербурге открыли целую мастерскую по ее производству. Миниатюры, сделанные из мельчайших кусочков смальты, были вставлены в украшения и предметы интерьера. Интерес к этому искусству был настолько велик, что лучших итальянских мозаичистов, например, М. Барбьери, приглашали в Россию для выполнения различных заказов, в том числе от императорской семьи.

Г. Векслер. Петух. Первая половина XIX в. Смальта, бронза.
Г. Векслер. Петух. Первая половина XIX в. Смальта, бронза.

На выставке демонстрирует работы, выполненные в данной технике итальянскими мастерами и русским мозаичистом Георгом Веклером (1800–1861), который возглавлял мастерскую по отделке Исаакиевского собора и работал на императорскую семью. Особенно интересна его миниатюра с изображением петуха. Микромозаики считались предметами ювелирного искусства и создавались из мелких кусочков стекла – тессер. Их количество могло доходить от нескольких сотен до 4000 штук на 3 кв. см.

Куры в пейзаж. Первая половина XIX в. Размер 6,4x3,8 см. Смальта цветная, мозаика.
Куры в пейзаж. Первая половина XIX в. Размер 6,4x3,8 см. Смальта цветная, мозаика.

Большую популярность в конце XVIII в. приобретают изображения эгломизе – так во второй половине XVIII в. французские антиквары назвали технологию декорирования стекла и зеркал «гломиз» (производное от имени Жана Батиста Гломи, который в поисках спроса на свою продукцию окантовывал акварели и рисунки стеклянными рамами, дополняя их гравировкой и декоративными бордюрами, наклеивая ажурную золотую или серебряную фольгу с обратной стороны). С помощью вставок эгломизе декорировали мебель, различные предметы домашнего обихода.

Н/х. Портрет неизвестного военного. 1801-1805. - Н/х. Портрет неизвестного. Первая четверть XIX в. Стекло, золочение, лак; эгломизе.
Н/х. Портрет неизвестного военного. 1801-1805. - Н/х. Портрет неизвестного. Первая четверть XIX в. Стекло, золочение, лак; эгломизе.
Н/х. Двусторонний медальон с женским и мужским профильными силуэтными портретами. Вторая половина XVIII века. Стекло, золочение, лак, эгломизе.
Н/х. Двусторонний медальон с женским и мужским профильными силуэтными портретами. Вторая половина XVIII века. Стекло, золочение, лак, эгломизе.

Но чаще всего поступали заказы на медальоны с портретными изображениями в виде силуэта. Благодаря сочетанию с техникой эгломизе они становились предметами роскоши. Силуэт, называемый еще и теневым портретом, нес в себе двойную нагрузку: он являлся не только точным изображением профиля конкретного человека, но и был как бы его тенью. Эта «мистическая» составляющая силуэта объясняет его невероятную популярность на рубеже веков, он становится одним из самых массовых жанров среди русского дворянства.

Миниатюрное искусство носило не только мемориальный, но и прикладной характер: стали популярными роскошные предметы бытового характера. Так в XVIII – начале XIX в. детские принадлежности были уменьшенными копиями привычных вещей. Некоторые игрушки представляли собой настоящие произведения искусства и стоили целое состояние. Начиная с XVII в., предметом вожделения и детей и взрослых стали кукольные дома, в точности повторявшие поместья заказчиков вплоть до деталей интерьера.

Кукла. Фабрика Gans&Seyfarth Puppenfabrik Doll. Германия. 1910-е. Фарфор, композит, дерево. Собрание А. Корольковой. - Сервиз чайный кукольный. Конец ХIХ - начало ХХ вв. Товарищество Кузнецова (Гарднера). Фарфор, надглазурная роспись.
Кукла. Фабрика Gans&Seyfarth Puppenfabrik Doll. Германия. 1910-е. Фарфор, композит, дерево. Собрание А. Корольковой. - Сервиз чайный кукольный. Конец ХIХ - начало ХХ вв. Товарищество Кузнецова (Гарднера). Фарфор, надглазурная роспись.

До 1840-х большинство игрушек были сделаны в домашних условиях или создавались небольшими ремесленниками и местными изготовителями. Массово игрушки до середины XIX века не производили. Индустриальная революция и прогрессивные идеи о значении детства и ребенка, как не маленького взрослого, а представителя отдельной возрастной категории повлияли на расцвет этой отрасли.

Самые первые куклы были сделаны из папье-маше и воска в 1820-х годах. Но спустя 30 лет их популярность снизилась, когда на рынок поступили фарфоровые куклы, произведенные уже фабрично. Первые фарфоровые куклы изготавливались из китайского фарфора в Англии, потому назывались «China Dolls». Фарфор был глазурованным, чтобы придать изделию блестящее покрытие. В 1840–1880-х годах из фарфора делались головы, руки и ноги кукол. К 1850-м потребителям захотелось, чтобы у кукол был более реалистичный цвет кожи и появились куклы, созданные из бисквита (неглазурованного фарфора).

Изначально у кукол из бисквита и волосы были вылепленными, но продолжал расти спрос на реалистичность, в следствии чего стали появляться патенты на стеклянные глаза, парики из натуральных волос и даже вылепленные трехмерные зубы.

 Рожок для кормления младенца. Середина XIX в. Неизвестный завод Гжели. - Мальчик с виноградом. 1840-1850-е. - Девочка с голубками. 1840. - Мальчик с барашком. 1840-е. Завод А.Г. Попова. Все: Фарфор, подглазурная или надглазурная росписи.
Рожок для кормления младенца. Середина XIX в. Неизвестный завод Гжели. - Мальчик с виноградом. 1840-1850-е. - Девочка с голубками. 1840. - Мальчик с барашком. 1840-е. Завод А.Г. Попова. Все: Фарфор, подглазурная или надглазурная росписи.
Стакан с межстеклянной инкрустацией. Россия, Никольско-Пестровский завод Бахметева. Мастер Александр Вершинин. 1820-е.
Стакан с межстеклянной инкрустацией. Россия, Никольско-Пестровский завод Бахметева. Мастер Александр Вершинин. 1820-е.

Особенное место на выставке занимает один из самых любимых предметов коллекции основателя музея, известного коллекционера, Ф.Е. Вишневского – двухслойный стеклянный стакан с шлифованными гранями и миниатюрным пейзажем, расположенным между стенками стакана и выполненный из бумаги, соломки и мха с изображением псовой охоты. Это уникальный стакан, созданный на знаменитом стекольном заводе Бахметевых крепостным мастером Александром Вершининым. Сейчас в музейных собраниях известно восемь подобных стаканов, приписываемых Вершинину, сюжет декора ни на одном из них не повторяется. Ни при жизни, ни после смерти Вершинина никто не смог воссоздать подобные сосуды.

Роскошные аксессуары мужского и женского быта на выставке представлены предметами из резной кости — самым древним видом декоративно-прикладного искусства. Еще на заре своей истории человек делал из костей животных не только иглы, наконечники стрел, гребни, скребки и другие принадлежности, но и ювелирные украшения, сакральные предметы. Со временем интерес к изделиям из кости возрос, став истинным искусством.

Табакерка черепаховая с изображением Павла Петровича и Марии Федоровны. Последняя четверть XVIII в. Россия. Черепаха, бисквит, металл. - Т.И. Иванов. Портрет Императрицы Елизаветы Петровны. Бисквит, бронза, красное дерево. - Медальон с изображением Павла Петровича и Марии Федоровны. Вторая половина XVIII в. Кость, латунь, резьба.
Табакерка черепаховая с изображением Павла Петровича и Марии Федоровны. Последняя четверть XVIII в. Россия. Черепаха, бисквит, металл. - Т.И. Иванов. Портрет Императрицы Елизаветы Петровны. Бисквит, бронза, красное дерево. - Медальон с изображением Павла Петровича и Марии Федоровны. Вторая половина XVIII в. Кость, латунь, резьба.
Портрет великого князя Павла Петровича. - Портрет Императрицы Екатерины II в резной раме. Все: Вторая половина XVIII в. Холмогоры. Кость, резьба.
Портрет великого князя Павла Петровича. - Портрет Императрицы Екатерины II в резной раме. Все: Вторая половина XVIII в. Холмогоры. Кость, резьба.

Изделия из кости всегда пользовались популярностью у знати и среди священнослужителей, благодаря ее благородному и чистому белому цвету, а также блеску, которым обладает данный материал после обработки. Порой слоновая кость ценилась дороже золота, так как привозилась с востока в западные страны. В России зачастую использовалась моржовая кость, а иногда даже бивень мамонта. Основными центрами обработки кости со своими уникальными школами стали Тобольск, Холмогоры и Якутия в разное время в XVII веке.

Игольница. Конец XVIII - начало XIX в. Кость, резьба, латунь, инкрустация. - Игольник. Конец 1830-х. Кость. - Игольник. Конец 1830-х. Перламутр.
Игольница. Конец XVIII - начало XIX в. Кость, резьба, латунь, инкрустация. - Игольник. Конец 1830-х. Кость. - Игольник. Конец 1830-х. Перламутр.

Из кости делались гребни, рукоятки ножей, рамы, шкатулки, табакерки и многие другие функциональные и декоративные предметы.

Табакерка. Вторая половина XVIII в. Россия. Кость, резьба.
Табакерка. Вторая половина XVIII в. Россия. Кость, резьба.

В первой половине XVI века два художника Лукас Хоренбаут (1490–1544) и Ханс Гольбейн Младший (1497–1543) переняли техники, применяемые в иллюминации манускриптов для создания индивидуальных, полноценных миниатюрных портретов на пергаменте, дублированным на картон. В XVI–XVII веках они распространялись только среди королевских дворов, и портреты носили название «limnings». Миниатюрами они стали лишь в XVIII веке. И вот уже они, становясь более доступными, появляются у представителей не только придворного общества, но и различных представителей социальной элиты за пределами двора.

Портрет Дмитрия Николаевича Шереметева в детском возрасте. 1800-е. Размер 5,2x4,1 см. Кость слоновая, гуашь.
Портрет Дмитрия Николаевича Шереметева в детском возрасте. 1800-е. Размер 5,2x4,1 см. Кость слоновая, гуашь.

Дмитрий Николаевич Шереметев (1803–1871) – сын Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой (на сцене Жемчуговой). В шесть лет он остался круглым сиротой.

Миниатюры были особенно полезны для передачи внешнего вида человека и, таким образом, облегчали знакомство между людьми на расстоянии. Большей популярностью они пользовались среди солдат и моряков, желающих оставить свой образ близким и родным.

Вот что писал историк искусства Н.Н. Врангель: «Всем показалось прекрасным, интересным и занимательным иметь дедушек, бабушек, братьев, сестер и любимых всех вместе на пространстве нескольких вершков. Спрятать в карман, в табакерку, вделать в кольцо, в ожерелье, или держать взаперти в шкатулках тех, кто дорог. Ехать на бал, на войну, в далекую дорогу, быть у себя и в гостях — всегда и везде со своими близкими. И если вздумается, то всегда можно вынуть, посмотреть и увидеть любимое».

В это же время, названное золотым веком портретной миниатюры, в моду входит написание их на кости. Миниатюры на кости появились в Италии: Розальба Карьера во время декорирования костяной табакерки понял, что при росписи на этом материале тон кожи получался более правдоподобным и живым, а покрытие матовым. Помимо всего перечисленного процесс подготовления кости к нанесению рисунка был менее трудоемким, чем процесс подготовления пергамента. С большим распространением материала и со снижением цен на него, миниатюры на кости стали появляться за пределами Италии, в других странах Европы. Часто такие миниатюры вставляли в дорогие оправы, делая из них медальоны, которые можно было носить с собой. Портретная миниатюра на кости потеряла свою популярность лишь к концу XIX века.

Миниатюры на кости.
Миниатюры на кости.
Н/х. Портрет Н.А. Терской. Конец XVIII - начало XIX в. - Портрет А.И. Терского. После 1796. Оба: Кость, акварель, белила.
Н/х. Портрет Н.А. Терской. Конец XVIII - начало XIX в. - Портрет А.И. Терского. После 1796. Оба: Кость, акварель, белила.
Н/х. Портреты неизвестных из семьи Зайдеров. 1931 (15). – 1820-е (16). – 1825 (17). Все: Кость, акварель, белила.
Н/х. Портреты неизвестных из семьи Зайдеров. 1931 (15). – 1820-е (16). – 1825 (17). Все: Кость, акварель, белила.

Музей В.А. Тропинина также демонстрирует рисованные камеи И.Я. Пескорского, русского мастера миниатюры и гравюры, жившего в Париже.

И.Я. Пескорский. Портрет неизвестной в повязке в профиль. 1780-1790-е. - Портрет неизвестного в парике с жабо в профиль. 1780-1790-е. Обе: Слоновая кость, акварель, белила, гризайль.
И.Я. Пескорский. Портрет неизвестной в повязке в профиль. 1780-1790-е. - Портрет неизвестного в парике с жабо в профиль. 1780-1790-е. Обе: Слоновая кость, акварель, белила, гризайль.

В драгоценности превратились и вышитые микробисером детали дамских туалетов, кошельки, сумочки, записные книжки. Занятие вышивкой было неотъемлемой частью бытовой культуры русской дворянской усадьбы XIX века. В России, как и во многих других странах, юных барышень обучали рукоделию с детства.

Дамская сумочка. 1830-е. Бисер цветной, шитье. - Кошелек. 1810-е. Бисер цветной, холст, вязание.
Дамская сумочка. 1830-е. Бисер цветной, шитье. - Кошелек. 1810-е. Бисер цветной, холст, вязание.
Кошельки. 1830-е. Бисер цветной, шитье.
Кошельки. 1830-е. Бисер цветной, шитье.

В период, именуемый «золотым веком русского бисера», бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, а шитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, переплеты книг, сонетки и многое другое украшали дома состоятельных людей.

Бумажник. Середина XIX в. Сафьян, бисер, шелк. - Вышивка «Букет цветов». 1820-е. Бисер, шитье.
Бумажник. Середина XIX в. Сафьян, бисер, шелк. - Вышивка «Букет цветов». 1820-е. Бисер, шитье.

Старинный бисер был гораздо мельче современного. Размер отдельных бисеринок не превышал 1 мм, а внутреннее отверстие имело диаметр всего 0,2-0,3 мм. Вышивание бисером считалось одним из немногих подобающих видов рукоделия для дам высшего света.

В первой половине XIX в. неотъемлемой частью дворянского быта и интерьера являлся письменный прибор. Он располагался на рабочем столе хозяина дома и являлся своеобразной демонстрацией грамотности и образованности владельца. Интересно что письменные прибор располагался именно на столе, хотя в тот период времени бумажную работу предпочитали выполнять стоя- считалось, что это полезнее для здоровья.

В собрании Музея Тропинина присутствует огромное количество чернильниц, разнообразие которых удивляет.

Чернильный прибор. 1820–1830. Бронза, бисер, стекло.
Чернильный прибор. 1820–1830. Бронза, бисер, стекло.
Чернильницы: Начало XIX в. Стекло, литье. - 1820-е. Бронза, литье.
Чернильницы: Начало XIX в. Стекло, литье. - 1820-е. Бронза, литье.
Чернильницы. Первая половина XIX в. Завод А.Г. Попова. Фарфор, надглазурная роспись.
Чернильницы. Первая половина XIX в. Завод А.Г. Попова. Фарфор, надглазурная роспись.

«В эту пору любовь к миниатюре, как ко всему интимному становится манией всех. Количество миниатюр, созданных в царствование Александра I, превышает в десятки раз все, что было сделано раньше и после», - Н.Н. Врангель.

Изощренная орнаментальность повседневных вещей может показаться современному человеку излишней и вычурной, но декоративность была важным элементом культурной жизни общества вплоть до того момента, когда Адольф Лоос публикует свое сочинение «Орнамент и преступление» в 1913 году. В особенности с середины XVIII века в западноевропейском обществе сложилось представлении об эстетике, как благодетели и неотъемлемой части светского, «вежливого» общества. Конечно, эстетические качества и характеристики менялись из места к месту и с течением времени, но желание сделать вещь не только функциональной, но изысканной и отражающей тенденции конкретного общества, было неизменным.

В следующем блоге посмотрим живопись - Крошечная выставка. Живопись.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Привезли на тест Lumia 930 (оранжевая). Рядом Lumia 830 (офигенный аппаратик, кстати, буквально с понедельника на него цена упала аж на 3000 рублей). Снято все это на Lumia 1020 и отправлено через WiFi раздаваемый с Lumia 2520. Вот такая блин СантаБарбара Lumia 930 пока еще даже не вкл ...
Переброска танков M1 Abrams из Болгарии в Румынию, силами 51-й транспортной роты Армии США. Туристы! На лыжах покататься в Карпатах приехали... Читайте и смотрите так же в: ...
Вот вы ржали над Ваней Кузнецовым, а сегодня аж САМ маленький президент приказал разобраться с обидчиком Вани! Завидуйте, жабы :) Пы.Сы. ...
С сегодняшнего дня в Чехии закрыты все рестораны, бары, торговые центры. Открытыми остаются только продуктовые магазины (имеющие отдельный выход на улицу), аптеки, заправочные станции, магазины телекоммуникации. Многие рестораны переквалифицировали своих официантов в курьеры и развозят ...
mikhailc 9 апр, 2016 11:49 (местное) Олег, да ну как изменятся базовые потребности?! 1. Жилье. Теплое, благоустроенное, водопровод-канализация - все по-прежнему ( только все недоступней и недоступней!) 2. Питание. Люди перестанут есть мясо, рыбу, овощи и фрукты? Зачем? 3 ...