Крокодил не ловится, не растет кокос
mechanician — 07.10.2013 В субботу моя френдлента и твиттер были наполнены злорадством по поводу избиения единоросса Поветкина. Вчера в кремле потух олимпийский факел и все началось по новой. И до сих пор.Дорогие друзья, я все понимаю. Мне тоже не нравится неумный, безо всякой меры нагнетаемый государственный пафос. Но.
Я понимаю человека, который, наблюдая очередной, сколь пафосный, столь же и бессмысленный ритуал, крутит пальцем у виска и устало пожимает плечами. Но когда этот человек искренне радуется неудаче, постигшей участников этого ритуала при его отправлении, и сообщает о своей радости всем окружающим, я перестаю его понимать.
Кашин справедливо пишет о том, что нашему государству совершенно не удается наполнить символическое пространство чем-то, за что было бы хотя бы не стыдно. Но только ли государство виновато в пустоте этого самого символического пространства? Не резонно ли обратить претензию так же и к самому Кашину, который при случае пытается наполнить это пространство чем-то таким, что лучше бы и не пытался?
Откуда вообще взялось это представление о том, что создавать символы, объединяющие нацию - это забота исключительно государства? Государство всегда и везде пафосно и неуклюже. Я успел пожить при СССР и помню, что результаты неустанной идеологической работы советского правительства вызывали у меня ровно такую же тошноту, как и нынешняя сурковско-володинская пропаганда - на одного трогательного олимпийского мишку там приходилось несколько десятков бессмысленных промозглых первомайских шествий, так что Мишка уже не спасал.
Не кажется ли вам, что создавать символы, объединяющие нацию, это вообще-то работа интеллигенции, а не чиновников, работа Толстых и Достоевских, а не Сусловых и Володиных. И откуда таким символам взяться, если нынешние Достоевские вместо этого заняты шуточками по поводу безвременно погасшего олимпийского огня?
|
</> |