Крокодил 1987 № 6(1274) "Серп и молот над Канзасщиной и Оклахомщиной ..."
monetam — 04.06.2024СЕРП И МОЛОТ НАД КАНЗАСЩИНОЙ И
или ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЧАСОВ ТЕЛЕМАРАЗМА
Соединенным Штатам исторически повезло. Их территорию никто никогда не оккупировал. Вот на чужих землях США резвились, и не раз, а 67 раз (это только в XX веке). Не говоря уж о бессрочной оккупации земель индейцев.
Средний американец не может себе представить трагедии Хатыни, Лидице или Сонгми. Может, поэтому неодолимо тянет тамошних кинематографистов заполнить исторический вакуум сюжетами о нашествиях всевозможной нечисти:кровожадных муравьев, морально опустившихся обезьян, жестоких пупырчатых крепышей из глубин Галактики.Но вся эта бредятина меркнет в сравнении с сериалом «Америка», который сейчас выпустила на телеэкраны компания Эй-би-си. Четыре года работы и 35 миллионов долларов ушли на то, чтобы показать, как живется американцам под пятой советских оккупантов и подвластных злой воле Москвы сил ООН. Воспроизведенный выше геральдический гибрид — своего рода «торговая марка» этой телепровокации.
Корреспонденцию Владимира ДУНАЕВА об этой беспрецедентной антисоветской телеакции читайте на 10-й странице.
Может быть, вы еще не знаете, что силы по поддержанию международного порядка Организации Объединенных Наций введены во все 50 Соединенных Штатов. Сначала совершенная военная техника Советов, о чем и предупреждал Пентагон, вывела из строя оборону США, послав мощный электромагнитный сигнал. Затем московские десантники без единого выстрела захватили Вашингтон, после чего под флагом Объединенных Наций остальную территорию Штатов оккупировали кубинские и никарагуанские солдаты (так вот где таилась погибель!) во главе с офицером из ГДР.
И не то страшно, оказывается, что не сработали ракеты, а то, что размягченной оказалась воля Америки — воля к сопротивлению. Как раз перед вторжением сил ООН американский президент подписал с Советским Союзом договор о ликвидации ядерного оружия. Конечно, конгресс тут же отказал в ассигнованиях на «космический щит», и американский народ оказался беззащитным.
Все это произошло в минувшем, 1986 году. Так повествует многосерийный телефильм американской компании Эй-Би-Си. Фильм, который сейчас, в середине февраля, смотрят каждый вечер до 40 миллионов американцев.
Первоначально у него было название «Город Топика, штат Канзас, СССР». Есть такой небольшой город. неподалеку от Канзас-Сити, где собирались провести съемки,— Топика. Позже нашли название поядовитее: «Америка». Но не так, как пишут поанглийски,—«AMERICA», а с «оккупационным » русским.«К»: «AMERIKA». Собственно, само нашествие на Соединенные Штаты не показано в телефильме: этому была посвящена специальная кинокартина «Красный рассвет»., Не повторяясь, авторы «Америки » показывают, что произошло после десяти лет оккупации, в 1996 году. Именно в это время возвращается из тюрьмы вьетнамский ветеран и американский патриот Дэвин Милфорд.
И что же он видит?
«Выдвиженцы» из числа рабочих и фермеров, «лишенцы» из бывших фабрикантов, друг Дэвина готов баллотироваться в президенты под эмблемой Организации Объединенных Наций. Юная актриса увлеклась советским полковником. Да и жена Дэвина оставила его и переехала с детьми в другой город. Туда путь ему закрыт. Ему запрещено — как сейчас нам, советским журналистам и дипломатам,— выезжать за пределы 25-мильной зоны.
Четырнадцать с половиной часов ветеран и патриот поднимает Америку против ООН и. советского полковника. Он мстит отступникам, находит сына- подростка и вместе с ним поднимает восстание.
В телефильме есть и измена, и любовь, и постельные сцены, и ревность, и леденящие душу расправы, и счастливый финал. Американцы, наконец освободившись от покоривших их никарагуанцев из ООН, клянутся отомстить русским, кубинцам и никарагуанцам, а также ни за что не доверять Москве и всяким договорам с Советами.
Авторы «Америки» знали, конечно, что был такой эпизод в истории: оккупация Архангельска и прилегающих советских земель американской пехотой. Дело было давно — почти семь десятилетий назад. Но было. Мы, правда, предпочитаем помнить иное — Мурманск, общую борьбу с гитлеризмом, американских и английских моряков, но Архангельск из истории не вычеркнешь.
А вот советской оккупации американской земли не было никогда. Так что уж если делать подобный фильм, то нам бы сподручнее. Но сделали они — и не первый фильм. И ведь сейчас не какая-нибудь маккартистская стужа; были и Женева, и Рейкьявик.
Впрочем, потому и вышла на американский телеэкран «Америка», что был Рейкьявик, что динамичнее, привлекательнее стала наша политика, а противопоставить ей им в общем-то нечего. Телефильм выполняет социальный заказ: пусть вскипит кровь в венах Америки, пусть вскинутся американцы на Советский Союз — если не за мирные инициативы, то за выдуманную оккупацию.
Как это делается? Автор телефильма, его сценарист, режиссер и продюсер Дональд Райе: «Думаю, что идея захвата Советами Соединенных Штатов — это немыслимо, в это никто не поверит. Но меня пригласили и дали тему: «Америка под советской оккупацией. Десять лет спустя». И мало ли что мне нравилось или не нравилось — об этом не спрашивали».
Вот так небесталанный режиссер, автор двух «нормальных» фильмов, называющий себя «демократом в духе Кеннеди», взялся за телетеатр абсурда. А центральную роль вьетнамского ветерана и антисоветского мстителя исполняет в фильме Крис Кристофферсон—известный бард, чьи песни высмеивают политику Рейгана.
Да как же так? Организация борцов за мир, числящая Кристофферсона в своих рядах, прислала семь делегатов, чтобы узнать у певца и актера, как он решился на низость.
Кристофферсон оторвался от съемок на целый час. Он извинился, что взялся за эту роль. Да, он сознает, что будет возбуждать антисоветизм, будет натравливать американцев на Никарагуа, которую он сам воспевал в своих песнях и речах.
— Но, если я откажусь, роль достанется другому. Фильм все равно состоится,— сказал он.
Прежде чем передать слово самим зрителям, я хочу завершить этот не очень веселый сюжет таким соображением. У меня есть основания полагать, что единственное, чего действительно
боятся организаторы этого теледейства,— показа в Советском Союзе, по нашему телевидению. Так же, как по кубинскому и никарагуанскому. Циники, .конечно, сраму не имут, однако понимают, что никакая программа не может сравниться по силе воздействия с той, где оскорбляют твой народ. Пусть увидят советские люди, как их изображают по американскому телевидению. Может быть, не стоит смотреть всю эту грязную эпопею, но, во всяком случае, какую- то выжимку, может быть, одну серию, вытерпеть стоит.
А теперь — высказывания зрителей.
ДЖОН МОСС, юрист, город Кембридж, штат Массачусетс:
«Я бы охарактеризовал фильм одним словом — подлость. Ссылаются на первую поправку к конституции, на свободу слова. Но тем, кто требует права на ответ, на разъяснения после показа каждой серии, телевидение в этом отказывает. Подозреваю, что миллионы долларов на производство «Америки» дали не «Крайслер» и «Юнайтед фуд»—это подставные имена. Видимо, многосерийная провокация оплачивалась из тех тайных фондов в Швейцарии, в которые поступали миллионы, вырученные Белым домом от тайной продажи американского
оружия Ирану. Следы этих фондов сейчас не могут найти. Я бы их искал в «Америке».
Известно, что Организация Объединенных Наций хочет возбудить иск в американском суде против телекомпании Эй-Би-Си за использование эмблемы, флага и имени ООН в фильме об оккупации Америки. Это противоречит международным соглашениям, подписанным правительством Соединенных Штатов в связи с размещением штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке».
ТОНИ ПАЛЛАМБА, представитель общественной организации «Мобилизация для выживания», город Бостон:
«Америка» — картина не только лживая, искажающая, антисоветская. Она еще и расистская. С каким презрением изображаются в ней латиноамериканцы, ангольцы. А возьмите восставших американцев — среди них нет ни одного темнокожего. Наша организация, объединившись с другими, будет пикетировать здание телестанций, которые согласились показать «Америку». Я уверен также, что за кулисами истории создания телефильма стоят военные монополии. Этот фильм принесет им миллиардные заказы — это же реклама войны. К счастью, телефильм безумно скучен, предельно неинтересен, так что вряд
ли после серии-другой его будут продолжать смотреть американцы».
...Говорят, что «Америка» скучна, монотонна, примитивна, ее смотреть не будут. Сомневаюсь. Рекламное время на период демонстрации фильма было мигом раскуплено. Споры и протесты только подогрели интерес публики. Зрелище обещают пикантное и патриотическое одновременно. Зрительздесь к примитивному приучен. Боюсь, что яд в многосерийной облатке войдет в кровь многих американцев.
Вашингтон.
НЕСКОЛЬКО МНЕНИЙ ОБ «АМЕРИКЕ»
X. ПЕРЕС ДЕ КУЭЛЬЯР, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ООН
(из письма председателю правления и директору Эй-Би-Си Т. Мэрфи):
«Изображение в телесериале сил ООН по поддержанию мира является издевательством над одним из самых значительных и универсально признанных достижений нашей организации. Этот телефильм явится оскорблением памяти многих солдат, которые отдали свои жизни ради мира на земле».
Джордж КЕННАН, бывший посол США в Советском Союзе (из письма в газету «Нью-Йорк тайме»):
«Какую пользу может принести вдалбливание этого нереального кошмара час за часом в умы и души значительной части телезрителей? Трудно представить, что это может дать какие- то результаты, кроме как дискредитировать всех причастных к этому: тех, кто снимал фильм, тех, кто его финансировал, и телекомпанию, которая настолько лишена чувства ответственности, что допустила появление такого фильма».
С протестом против «Америки» выступили:
— бывшие государственные секретари США Александр Хейг, Эдмунд Маски, Дин Раек;
— бывшие постоянные представители США при ООН Джин Киркпатрик, Эндрю Янг;
— бывшие помощники президента по национальной безопасности Роберт Макфарлейн, Брент Скаукрофт.
«Крокодил» связался по телефону с московским корреспондентом Эй-Би- Си Уолтером Роджерсом, поинтересовавшись, видел ли он «Америку» (то есть фильм).'
— Как бы вы отнеслись к показу «Америки» по советскому телевидению?
— Я слышал, что советское телевидение сделало запрос о покупке фильма. Не понимаю, зачем вам это нужно. Давайте представим на секунду, что фильм плох, как утверждает ваше правительство. Зачем тогда показывать его по телевидению?
— Возможно, для того, чтобы советские люди увидели, какими их изображают по американскому телевидению...
— Ну что же... Я, со своей стороны, не приложу никаких усилий, чтобы посмотреть фильм «Америка». Я лучше потрачу четырнадцать часов своей жизни на что-нибудь более полезное.
|
</> |