Кризис в Русской Православной Церкви: взгляд со стороны

топ 100 блогов tytyvainen04.03.2024
Митрополит Сумской и Ахтырский Евлогий (Гутченко). Официальное фото из интернета.
Митрополит Сумской и Ахтырский Евлогий (Гутченко). Официальное фото из интернета.

Отправной точкой начала кризиса Русской православной церкви (РПЦ) было вероятно  решение Архиерейского собора 1990 года об образовании  Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) на правах широкой автономии в составе РПЦ как Церкви-матери. Глубина кризиса, который испытывает Русская  Православная Церковь (РПЦ) в настоящее время, остро отображена в проповеди Митрополита Сумского и Ахтырского Евлогия — незаурядного человека, прошедшего путь от преподавателя духовной семинарии до митрополита УПЦ в тяжелейшие времена для православия, начавшиеся в конце 1980-х годов, когда в результате политики «перестройки» и общей либерализации политической жизни произошло резкое обострение противоречий внутри Русской православной церкви (РПЦ).  После государственного переворота 1991 года в СССР первый президент независимой Украины Л.Кравчук решил добиваться создания независимой поместной украинской православной церкви, которая бы находилась вне юрисдикции Москвы, путём поддержки со стороны государства предоставления автокефального статуса для канонической УПЦ. Это в итоге привело к образованию ПЦУ, к преследованию УПЦ МП и, в итоге, расколу православия на Украине. 

Биография митрополита Евлогия Сумского весьма интересна. Он родился в 1967 году в городе Одессе и для отпрыска светской семьи советского времени сделал быструю и блестящую карьеру в Русской Православной Церкви. После прохождения действительной службы в Советской Армии он поступил в Одесскую духовную семинарию, где был пострижен в монашество и рукоположён в сан иеродиакона (1991 г.), в 1992 году рукоположен в сан иеромонаха, в 1994 году возведён в сан игумена. В 1995 году возведён в сан архимандрита. В 1999 году окончил Московскую духовную академию. В 2013 году возведён в сан архиепископа, а в 2018 году возведён в сан митрополита.

В своей яркой проповеди 27 февраля 2024 года Митрополит Евлогий говорит о том положении, в котором оказалась УПЦ, и причинах гонений на УПЦ. В этой  проповеди  Митрополит обратился к верующим с просьбой усилить молитвы в защиту УПЦ и рекомендациям прихожанам на тот случай, если она будет вынуждена перейти в положение катакомбной церкви.

Полное видео проповеди Митрополита Сумской и Ахтырский Евлогий (Гутченко). Официальное фото из интернета.(31 мин) на YouTube:

Эпиграфом к своему слову митрополит Евлогий взял следующие слова из Евангелия:

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.  (Лк.12.32)

В начале проповеди Митрополит подчеркнул, что за 2 000 лет власти предержащие пытались заборониты Церковь Хритову неоднократно. И безуспешно. Среди гонителей христиан   удалось никому до он упомянул Нерона, Юлиана Отступника, Диоклетиана, Ленина, Сталина, Хрущёва и Порошенко (2:50). Относительно римлян это, по-видимому, так, а вот что касается В.И.Ленина и тем более И.В. Сталина это не совсем так. 

Патриаршество в России было упразднено в царствование Петра I, учредившим государственный орган высшей церковной власти Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший правительствующий Синод. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного собора 28 октября (11 ноября) 1917, т.е. после отречения императора Николая II от власти в феврале 1917 года  и свершения Великой Октябрьской социалистической революции. Одним из первых Декретов Советской власти был «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» (вступил в силу 5 февраля 1918 года). Этот Декрет разрушал уваровскую триаду  («Православие, Самодержавие, Народность»), лежавшую в основе государственной идеологии царской России со времени царствования Николая I. Более того, «Декрет о земле», принятый Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов сразу после свержения Временного правительства, предусматривал конфискацию земли помещиков и крупных собственников. Это лишало Церковь, являвшуюся крупнейшим собственником земли, громадного и стабильного дохода, что сделало руководство Церкви врагом новой власти! Более того, многие активисты бывшей Церкви включились в вооруженную борьбу против Советской власти на стороне Белой Армии и иностранной Интервенции. 

И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. (Мк. 12:13-17)

Таким образом, руководство Русской Православной Церкви, благословив верующих на борьбу с Советской властью, которая ни в коем случае не посягала на религиозные чувства верующих, нарушило этот завет Спасителя. Одним из первых кровавых эпизодов начала Великой Гражданской войны стали события Солигаличе осенью 1918 года. В этих событиях на стороне антигосударственных сил приняли активнейшее участие священнослужители и прихожане РПЦ. Во время Гражданской войны высшее руководство РПЦ встало на антисоветскую сторону, а рядовые священнослужители и прихожане РПЦ оказались по разные стороны баррикад. 

Что касается В.И.Ленина и И.В.Сталина, то они ещё в младенчестве были крещены по православному обряду, воспитывались в православной среде, В.Л.Ленин в детстве пел в церковном хоре, а И.В.Сталин, к тому же, окончил полный курс Тбилисской духовной семинарии. В то же время многие видные деятели ВКП(б) и государственные чиновники советской России были далеки от Православия и даже враждебны ему. Особенно непримиримое отношение к РПЦ проявлял видный государственный и партийный деятель марксист-догматик Л.Троцкий (Бронштейн), родившийся в иудейской семье зажиточных землеарендаторов из числа еврейских колонистов Херсонской губернии. Именно сторонники Л.Троцкого (троцкисты) были инициаторами гонений на РПЦ в ходе и после Гражданской войны. Разгром троцкистской оппозиции в ВКП(б) и смягчение в руководстве РПЦ антисоветских настроений привёл к пересмотру отношения государства к Церкви. Переломным моментом в этом процессе стала  встреча в 1943 году представителей РПЦ — митрополитов Сергия, Алексия и Николая — с И.В.Сталиным. Результатом этой встречи явилось возрождение Патриаршества и смягчение отношения к Церкви  со стороны государства. Новое обострение отношений Советского государства и РПЦ произошло после прихода троцкиста Н.Хрущёва к руководству КПСС.

К гонителям христиан также трудно отнести бывших президентов Украины  П.Порошенко и Л.Кучмы, а также нынешнего президента В.Зеленского (9:32). С «красным драконом воинствующего безбожия» (7:22) их соотносить нельзя — и Л.Кучма и П.Порошенко неоднократно демонстрировали свою приверженность к христианству. Называть их атеистами нельзя. Особенно в связи с толкованием понятий атеизм и вера (8:28).  Митрополит Евлогий повторяет принятый у священнослужителей нарратив, заключающийся в обсуждении того, что атеизм - это Вера что Бога нет. Церковь уважает эту Веру атеистов, их выбор, при этом справедливо требует невмешательства атеистов  в жизнь верующих. Все президенты Украины поддерживают Церковь, но только не УПЦ. Это связано  с тем, что СВО РФ на территории Украины привело к новому витку Великой Гражданской войны. Поэтому незалежная украинское государство  враждебно относится лишь к «московским попам» и, далекое от знаний канонов Христовой Церкви, грубо вмешивается во внутрицерковные отношения, провоцируя раскол РПЦ. В этом руководство современной Украины уподобляется троцкистам советского периода в истории России (и Украины, как её неотъемлемой части). У руководства УПЦ возникла в связи с этим проблема в том, что управляют религиозной жизнью на Украине атеисты, причём далекие от Православия (12:51). 

Вторая половина проповеди посвящена тому, как в случае запрета УПЦ должны вести себя её церковнослужители и прихожане. При этом Митрополит вспоминает исключительно опыт выживания русского Православия в годы становления Советской власти, что вызывает по меньшей мере недоумение. Особенно учитывая то, что с 2005 года митрополит Евлогий  был членом комиссии при Священном Синоде Московского патриархата по взаимодействию со старообрядчеством и старообрядными приходами! Именно реформы московского патриарха Никона в 1651—1660-х годах привели к первому Расколу, в результате которого сформировалось старообрядчество и были отработаны способы сохранения православной Церкви при жесточайших гонениях на неё! Значение Старообрядчества состоит в том, что оно доказывает возможность не только сохранения, но и успешного развития  православных общин даже в условиях гонения государства. К тому же многие старообрядцы внесли существенный вклад в развитие России как в годы царизма, так и при Советской власти.

В целом проповедь митрополита Евлогия интересна и весьма актуальна в свете продолжения СВО РФ на Украине и возможности полного запрета УПЦ несмотря на то, что её руководство всячески демонстрирует свою лояльность к власти предержащим на Украине.

Урезанная запись проповеди (2:1425:35) :

Для власть предержащих на Украине в условиях ССО РФ на территории Украины митрополит Евлогий — московский поп, враг незалежной Украины. И это несмотря на то, что митрополит после начала ССО РФ принял решение прекратить поминовение Патриарха Московского и всея Руси за богослужением, что является нарушением православной традиции, что вызвало сожаление со стороны Патриарха Кирилла.

«Сожалею о Вашем решении прекратить поминовение Патриарха Московского и всея Руси за богослужением. Хотел бы привести в пример прот. Григория Прозорова, который не прекратил поминовение имени митрополита Сергия, совершая до 1942 года, т.е. до своего ареста и кончины, богослужения в единственном храме МП в Берлине во время войны. Прекращение поминовения Предстоятеля Церкви не из-за вероучительных или канонических ошибок, или заблуждений, а из-за несоответствия тем или иным политическим взглядам и предпочтениям, — это раскол, за который каждый, кто его учиняет, ответит пред Богом и не только в веке будущем, но и в нынешнем». — резолюция Патриарха на рапорте митрополита Сумского и Ахтырского Евлогия от 1 марта 2022 года с сообщением о приостановлении поминовения Его Святейшества за богослужениями в Сумской епархии.

Ответ от Него пришел через два года — несмотря на заигрывание с властью предержащей и нарушение церковных канонов — УПЦ оказалась на грани закрытия и перехода на нелегальное (катакомбное) положение.


Глубину раскола РПЦ подчеркивает сравнение судьбы митрополита Евлохия с судьбой протоиерея Николая (Швачка). Оба эти видные священнослужители родились примерно в одно время на  Украине, окончили Духовную семинарию — Николай Швачка в Москве, а Евгений Гутченко в Одессе, причем отец Евлогий (Гутченко) окончил и Московскую духовную академию. Однако их судьба сложилась по-разному. 

Отец Николай в 1989 году был назначен настоятелем храма в селе Погост, в котором он своим усердием, трудом организованных им прихожан, пожертвованиям благожелателей и Божьей помощью сумел за 35 лет служения воссоздать из руин практически весь Храмовый комплекс, сделать его местом поклонения православных, местом паломничества и интереснейшим туристическим объектом, известном в Касимове и за его пределами.

Видео: проповедь отца Николая (Швачака) и слово матушки Анны, записанные в гостях у мiрянина Сергея Алиева — патриота России (2019 год).

Возможна ли в принципе полная независимость Церкви от государства. Вероятно может. Но без поддержки внешнего мiра никакая церковь процветать не может. Навряд ли великолепные храмы в Пскове, Муроме, Москве и других городах России были бы построены и содержались бы в идеальном порядке без государственной поддержки. Навряд ли синагоги могли бы существовать в России без поддержки Израиля и его спонсоров. Весьма примечательным фактом является то, что в Ленинграде, где в то время была весьма небольшая мусульманская община, деньги на ремонт Ленинградской соборной мечети были выделены РПЦ! Церковь без государственной поддержки процветать не может, но её скромное существование, как показывает опыт староверов, вполне возможно. Как скромно жить с Богом в забытом Им уголке России.

Если митрополит Евлогий — церковный иерарх, радеющий за Церковь в целом, то отец Николай — священнослужитель, заботящийся о духовной жизни во Христе своей паствы. Разные цели — разные судьбы, разные проблемы Церкви.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Требуется перевести некую сумму (20-30 тысяч долларов) с израильского шекелевого счета на канадский. Вижу два направления возможных потерь денег: 1. Курс, выгодный банку. 2. Плата за непосредственно перевод. Я знаю, что, по крайней мере, по второму пункту с банком можно торговаться. Но не ...
Стренджер уже написал несколько постов о нашем осеннем путешествии по Ближнему Востоку. Время внести свои пять копеек. Это мы в Триполи, купаемся в Средиземном море. Ливан - удивительная страна. Там многочисленные феррари и бутики ...
ЕЛЕНА КАСАБИЕВА я не курю.только балуюсь обзор у меня хороший. вот такая я СТРОЮ ГЛАЗКИ ОФЕЦИАНТУ меня наказали хорошо ходить по кафешкам по вечерам. а пояс мне к лицу P.S. Все подписи фотографий - оригинал!) ...
...
Когда-то давно, в другой жизни, я жил в Японии и был даже относительно популярен в ЖЖ, потому как писал о истинно важных вещах, вроде как о том, какие японские конфеты пожрать, и какого цвета трусы у японских школьниц, а не так как сейчас есть ...