Кризис долга.

топ 100 блогов sorhed26.01.2012 Я думаю, ни для кого не секрет, что следующий экономический кризис будет долговым кризисом. Некоторая очень небольшая репетиция для одной отдельно взятой области была в 2008-м году, но по мировым масштабам это такая мелочь, что не о чём даже говорить. Подумаешь, ипотека. На сей раз речь идёт о долгах государств.

Я бы хотел обратить внимание на то, что до второй мировой войны (которая, кстати, тоже во многом разразилась из-за долгового кризиса, если вы помните — как в какой-то степени и первая), правительства не брали деньги в долг для реализации социальных программ. Военные займы были. Займы на инфраструктуру — сколько угодно. Но занимать деньги на социальные программы — это, насколько мне известно, распространилось в США при New Deal и во всём мире после войны, раньше такого не было.

Люди не понимают коварства этой процедуры. А ведь деньги, несмотря на все усилия государственных фокусников, ниоткуда не берутся. Когда государство занимает деньги, оно сохраняет видимость займа — обещает отдать деньги потом, и, как правило, отдаёт. Но ключевой момент таков: государство само деньги не зарабатывает. Зарабатываем их мы. Государство только отбирает.

Таким образом, процедура эквивалентна, например, такой: ваш дальний родственник, который вам сдаёт квартиру (за которую вы исправно платите) занимает у вас деньги. Когда приходит пора их отдавать, он тырит у вас кредитку, снимает с неё деньги и отдаёт — как ни в чём не бывало. Потом выясняется, что по кредитке надо платить проценты банку, вы ищете родственника, а он говорит: а что такого? Деньги-то я отдал. А что кредиткой попользовался, так это так, по-родственному. Тем более, ты в моей квартире живёшь.

Конечно, каждый послал бы такого родственника куда подальше и нашёл новую квартиру. Но государств, в отличие от квартир, на рынке меньше, они повязаны друг с другом и вообще коммерческими сущностями не являются. Все социальные программы создаются для единственной цели: победа на выборах. Социализм — порождение всеобщего избирательного права и некоторой, скажем так, экономической несознательности большей части населения. Снова растягивая аналогию: попользовавшись вашей кредиткой, родственник добродушно покупает вам с неё кег пива, и угощает вас, ваших родственников и вашу собаку. Опять же, неудобно как-то отказать.

К этому положению вещей все уже как бы привыкли, но пиво — вещь такая. На него подсаживаются ваши безработные родственники, соседи и соседские домашние животные, и начинают ждать вашего родственника и намекать, чтобы он чаще приезжал. Потому что им тоже перепадает, и совершенно бесплатно притом, хотя работаете и зарабатываете деньги только вы. И тут аналогия заканчивается. Потому что родственник не может заставить вас платить деньги ему же, чтобы он мог вам их отдавать. А государство — может, потому что у него налоговая полиция есть. И не надо думать, что налоги за вас платит работодатель. Работодатель списывает их с вашей зарплаты, а вам не говорит. Платите вы, причём совершенно не добровольно.

Таким образом, вы вынуждены работать на трёх работах, чтобы платить по кредитке банкам (внешний долг), да ещё и самому родственнику, чтобы он вернул деньги вам, но потом (налоговое финансирование внутреннего долга), и чтобы ещё что-то оставалось на еду. Пашете как вол, в общем. Кейнсианцы это называют «стимулирование экономики». Capici?

И даже если вы пошлёте родственника — послать банки гораздо сложнее. Банки, которые в нашем случае управляются другими такими же «родственниками», скорее предпочтут с ним договориться, чтобы убедить вас работать на трёх работах и дальше, чем потерять свои деньги.

Кризис неизбежен, в общем. Да и пива на всех не хватит.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кто выдумал обязанность помогать родителям? С какой радости дети, например, обязаны отложить свой личный отдых на выходных, чтобы поехать помочь родителям с ремонтом или вообще копать картошку на дачу? Еще больше удивляет, когда отцу нужно помочь отремонтировать машину, а у тебя отпус ...
Дети приехали - и я что-то начала думать, что пожалуй, рано начала по ним скучать. Неее, Вика и Антон более-менее заняты делом. Таня первую половину дня тоже не отсвечивает - спит посейчас. Но во второй половине дня начинается ахтунг. Причем самое интересное - что вижу я его, когда уже п ...
Вчера, перемещая свою тушку из спортзала в "Ленту", что на Пулковском, стал свидетелем драки двух Джамшутов. Один из Джамшутов, словив по мордасам от другого, выпал на проезжую часть (Шереметьевская улица). Вопрос: если бы на него совершила наезд движущаяся в это момент машина, кого, ...
Похоже, что звание «сексист года», которое я раньше держала в уме за Стиллавиным, можно смело передавать блогеру Арсену Маркаряну. Чего стоит его «сексистская загадка», которая завирусилась недавно на просторах интернета. Загадка звучит так. «Кто больше произведет ...
Летом часто омлет на сковороде готовлю именно так. Вкусно! Сочно! Полезно! Это очень вкусный летний завтрак из кабачков! Рецепт и короткое видео под катом. Рецепт: кабачок - 1 шт. (300 г) яйца - 3 шт. молоко - 100 мл соль - 1/2 ч. л. любимые специи - по желанию ...