Критерий Поппера, принцип Юма и марксизм

Потому что опять же хотелось бы сохранить у себя и не потерять.
Александр Илюнчев ""марксизм не проходит гильотину Юма и принцип Поппера"
Можно вот об этом поподробнее?"
Мой ответ: Всё просто.
Сначала о К, Поппере.
Теория удовлетворяет критерию Поппера (является
фальсифицируемой и, соответственно, научной в отношении
теста этим критерием) в том случае, если существует возможность
её экспериментального или иного опровержения
Как отмечал сам К. Поппер "Как мы отмечали в разд. 23, некоторая
теория фальсифицируема, если существует по крайней мере один не
пустой класс однотипных базисных высказываний,запрещаемых этой
теорией, то есть если класс ее потенциальных фальсификаторов не
пуст" ( "Логика и рост научного знания" с. 149. https://skepdic.ru/wp-content/uploads/2013/05/popper.pdf)
"(3) Каждая «хорошая» научная теория является некоторым запрещением: она запрещает появление определенных событий. Чем больше теория запрещает, тем она лучше.
(4) Теория, не опровержимая никаким мыслимым событием, является ненаучной. Неопровержимость представляет собой не достоинство теории (как часто думают), а ее порок.
се сказанное можно суммировать в следующем утверждении: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, опровержимость, или: проверяемость" (там же с. 245)
Относительно Маркса он замечает "
Я обнаружил, что те из моих друзей, которые были поклонниками
Маркса, Фрейда « Адлера, находились под впечатлением некоторых
моментов, общих для этих теорий, в частности под впечатлением их
явной объяснительной силы. Казалось, эти теории способны
объяснить практически все, что происходило в той области,которую
они описывали. Изучение любой из них как будто бы приводило к
полному духовному перерождению или к откровению, раскрывающему наши
глаза на новые истины, скрытые от непосвященных. Раз ваши глаза
однажды были раскрыты, вы будете видеть подтверждающие примеры
всюду: мир полон верификациями теории. Все, что происходит,
подтверждает ее.Поэтому истинность теории кажется очевидной и
сомневающиеся в ней выглядят людьми, отказывающимися признать
очевидную истину либо потому, что она несовместима с их классовыми
интересами*, либо в силу присущей им подавленности, непонятой до
сих пор и нуждающейся в лечении" (там же с. 242).
Собственно прекрасный пример того,о чем К. Поппер писал вы можете
видеть непосредственно в обсуждаемом посте. Вас просят представить
критерий принципиальной фальсифицируемости теории, а не примеры
её верификации.
Александр Илюнчев "Миль пардон, но я просил не лекцию о том, что такое принцип Поппера, а подробности непрохождения его марксизмом. Причём именно марксизмом, как написано у аффтыря, а не "Марксистской теорией истории", как у Вас в цитате."
Мой ответ:
Вы несколько невнимательны. Общую претензию он выдвигает сразу Адлеру, Фрейду и Марксу Это к первой цитате на 242 с. Кроме того там же далее он замечает об этом же "так, я не смог бы придумать никакой формы человеческого поведения, которую нельзя было бы объяснить на основе каждой из этих теорий.И как раз этот факт — что они со всем справлялись и всегда находили подтверждение — в глазах их приверженцев являлся наиболее сильным аргументом в пользу этих теорий. Однако у меня зародилось подозрение относительно того, а не является ли это выражением не силы, а, наоборот, слабости этих теорий?" (с.243-244).
То есть, критика Поппера вышеуказанных теорий сводится к тому, что требуется представить критерий фальсифицируемости, а не верификации данной теории.
Иными словами, Поппер просит ответить на вопрос" какой мыслимый эксперимент мог бы для Вас доказать ложность марксизма/теории Фрейда/Адлера"?
Теперь о Юме.
Понятие «гильотина Юма» ввел (Hume's guillotine) Макс Блэк, пытаясь
опровергнуть тезис Юма о том, что из утверждений о фактах нельзя
вывести общих утверждений (Black M. The Gap between "Is" and
"Should" // Philosophical Review. 1964. Vol. LXXIII).
Посмотрите подробную статью в журнале "Вопросы философии"
Касавин И. Т. Дэвид Юм: Парадоксы познания http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=287
Или коротко из Википедии
Принцип Юма означает "принцип, утверждающий невозможность перехода от
суждений со связкой «есть» (описательных) к суждениям со связкой «должен»
(содержащих предписание) исключительно на основании логики"
"Я заметил, что в каждой этической теории, с которой мне до сих пор
приходилось встречаться, автор в течение некоторого времени
рассуждает обычным образом, устанавливает существование Бога или
излагает свои наблюдения относительно дел человеческих; и вдруг я,
к своему удивлению,
нахожу, что вместо обычной связки, употребляемой в
предложениях, а именно «есть» или «не есть», не
встречаю ни одного предложения, в котором не было бы в качестве
связки «должно» или «не должно». Подмена эта
происходит незаметно, но тем не менее она в высшей степени важна.
Раз это «должно» или «не должно» выражает некоторое
новое отношение или утверждение, последнее необходимо
следует принять во внимание и объяснить, и в то же время должно
быть указано основание того, что
кажется совсем непонятным, а именно того, каким образом это
новое отношение может быть дедукцией из других, совершенно отличных
от него." Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF_%D0%AE%D0%BC%D0%B0
Иными словами логически вывести какую-либо этику (модальные
суждения) из описательных невозможно.
То есть, Вы в полном праве следовать своей этической системе,
считать её верной и действовать в соответствии с ней, но не
нужно смешивать позитивные (дескриптивные) утверждения с
нормативными (рескриптивными).
Невозможно поставить эксперимент, который докажет, что
человеческое благополучие обладает
ценностью. Сделать это на основании науки мы не можем.
Наука занимается только и исключительно позитивными
(дескриптивными) суждениями. Она описывает мир, но ничего не
говорит о том, как следует делать и поступить исходя из данных
фактов. Утверждение "из данной научной теории следует, что надо
поступать так-то" включает в себя неявно выраженные нормативные
(рескриптивные) утверждения в предпосылках.
Марксизм же постоянно апеллирует именно к нормативным утверждениям,
якобы от фактов, легко переходя от позитивных описательных
утверждений к нормативным и обратно бывает даже в одном
предложении.
|
</> |