Крис Брукс. Готическое возрождение. Попытка перевода

топ 100 блогов tito010726.06.2023 В стародавние времена, когда доллар стоил 30 рублей, а президента России звали Дмитрий Анатольевич, конкретно в 2011 году, я решил написать серию постов про "готику после готики", как, собственно, и хотел эту серию поначалу назвать. Но я был молод и несколько склонен к экзальтации, поэтому назвал серию "Готика. Жизнь после смерти" (есть разные варианты написания). Тогда я думал, что постов будет около семи: "выживание" готики в 16-17 вв., игра в готику в 18 веке, готическое возрождение в эпоху романтизма и, в завершение, хоррор, фэнтези и готик-рок. Но цели менялись по мере продвижения вперёд и от первоначальных планов я отказался.
Шли годы бурь порыв мятежный...  В течение последующих семи лет я написал более 20 постов в серии "Готика, жизнь после смерти",  повёл три лекции на эту тему и попытался вложить свои идеи ученикам, которые делали презентации про готику. В 2018 г. в Будапеште я приобрёл такую книгу:

Крис Брукс. Готическое возрождение. Попытка перевода

Крис Брукс. Готическое возрождение. 1999

Книгу я прочитал, насколько позволял мой английский, но уже листая её страницы в книжном магазине Венгерской национальной галереи, я понял, что пишу, во многом о тех же самых вещах, о которых писал Крис Брукс. Нельзя сказать, чтобы его книга не была известна отечественным исследователям. Вот на Брукса ссылается (и цитирует) Владислав Дегтярёв, вот диссертация Ю.Ю. Михайловой, там в списке литературы три работы Брукса. в т.ч. и эта книга. (Вот ещё статья Ю.Ю. Михайловой с упоминанием Брукса).

В 2020 г., в первое ковидное лето, мне пришла в голову идея перевести книгу Криса Брукса на русский язык, но тогда я так и не решился приступить к переводу. А теперь вот решился. Перевёл введение, первую главу, работаю над второй. Этика (да и закон, насколько понимаю) не позволяет мне выкладывать весь текст, но от того, чтобы выложить фрагмент не могу удержаться. Надеюсь у истории будет продолжение.
Это мой первый столь масштабный перевод, мой английский оставляет желать лучшего, а автоматический переводчик не слишком помогает, и можно бесконечно долго дводить работу до ума, но "лучшее - враг хорошего". Программа-минимум - первые пять глав за лето, программа-максимум - вся книга.

Введение

Готическое возрождение представляет собой цепь многочисленных приключений в поисках затерянного мира Европейского средневековья. С середины двенадцатого до начала шестнадцатого века средневековье создавало строения, скульптуры и картины в стиле, получившем название "готика" – имя, под которым мы знаем этот стиль до сих пор. В этой книге рассматриваются попытки вернуть и воссоздать эту утрату и сопутствующее ей готическое прошлое начиная с их зарождения в семнадцатом веке и заканчивая нашим временем. В ней представлено великое множество зданий, спроектированных, декорированных и обставленных в готическом стиле на протяжении четырёх столетий Готического возрождения: церквей и соборов, романтических замков и загородных особняков, школ и университетов, общественных зданий и правительственных учреждений. И, выход за рамки архитектуры - к романам, стихам, скульптуре, живописи, кинематографу и компьютерной графике – многочисленным случаям переосмысления готики.

Творческие поиски, вдохновлявшие на создание этих произведений, всегда были направлены не только на возрождение стиля былых времён. «Готика» неразрывно связана с множеством наших представлений об утраченном прошлом – его социальной структуре и функционировании, политическом устройстве, религии и культурной тирании, суевериях и нищете средневекового мира. Поскольку "новая готика" возникла как способ воссоздания прошлого (иногда как метафора, иногда буквально), процесс её возрождения зависел от того, как люди понимали свою историю и своё место в ней. Башни и шпили Готического возрождения возвышаются на огромной территории между нашим настоящим и нашим далёким прошлым (или миром прошлого, созданным в наших мыслях и фантазиях).

В этом выдуманном мире, уходящем корнями в средневековое прошлое, люди обнаружили невообразимые чудеса и самые жуткие страхи. И, поскольку в это были вложены такие усилия, поскольку там скрываются такие светлейшие ангелы и темнейшие демоны, это всегда была спорная территория. Прошлое, как было метко подмечено, — это чужая страна, где всё по-другому, но наше ощущение его инаковости и различий между «тогда» и «сейчас» постоянно меняется. Таким образом, постоянно меняются карты этой страны, которые мы рисуем, меняются вместе с нами, поскольку мы предпочитаем подчёркивать одну особенность и игнорировать другую, чтобы привлечь внимание к плодородию долин, или суровости гор, в зависимости от нашего настроения, или от наших сегодняшних требований. Различные нужды требуют различных карт и «картографы-историки» и «картографы-культурологи» будут спорить о том, чья версия наиболее адекватна. «Бог не может изменить прошлое, - отмечал эссеист викторианской эпохи Сэмюэл Батлер, - но историки могут».

Мир, созданный в стиле готического Возрождения, и реальный и воображаемый одновременно. Он – не только в искусстве и архитектуре, но и в политической науке и теориях об управлении, в полемике об общественном устройстве и социальных проектах. Подобно историческому ландшафту, в котором она возникла, "готика" всегда была спорной концепцией, или, точнее, совокупностью концепций. На готическое прошлое претендовали радикалы и консерваторы. Готика ассоциировалась с восставшим парламентом в семнадцатом веке в Англии, с борьбой американских колоний за независимость и романтическим движением в Европе в конце восемнадцатого столетия. Готику считали «своей» богатые землевладельцы, монархия и церковь, утопические коммуны, а в последнее время, движение за сохранение культурного наследия и представители контркультуры. Постоянно меняющиеся, противоречивые, глубокие и насыщенные смыслы и ассоциации, сложившиеся вокруг готики, сделали Готическое Возрождение культурной осью столетий, прошедших после скончания средних веков. Начавшись в Британии и распространившись по всей Европе, а, затем, в Северной Америке, на Дальнем Востоке, в Австралии – той части света, которая не была известна в средневековье – Готическое Возрождение стало глобальным явлением: более того, в широком понимании, оно остаётся таким и до сих пор.

Выбираемые нами стили, всегда подразумевают способ понимания мира и нашего места в нем – то есть способ придавать явлениям смысл. Эта книга, история Готического Возрождения, повествует о стиле и его трансформациях и потому это также эссе по истории смыслов.

Крис Брукс. Готическое возрождение. Попытка перевода
Франц Пфорр. Въезд императора Рудольфа в Базель. 1808-1810

Иллюстрировать пост буду теми же картинами, или фотографиями тех же сооружений, что воспроизведены на иллюстрациях в книге Брукса.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера между садовниками любителюми разгорелся спор: Имеются 2 гины: 100 метров травы и 300 метров Обе поливаются от домашнего водопровода т.е давлвние воды одинаковое. Обе поливаются от одной линии. Трубы тоже одиналовые т.е вроде бы пропускная способность одинаковая. Время полива ...
Опять мы на даче. Как свободно дышится после города! Как хорошо отдыхается после тяжелой поездки!Прилетает к нам птица. Крупная, побольше голубя, на черных крыльях белые точки, грудь белая, и пузико красное. Названия не знаю. Неплохо бы иметь атлас ...
Неделя в Сириусе приближается к концу. Завтра последний день, а послезавтра с утра вылет в Казань, где случился очередной всемирный потоп... На видео ниже улица Г. Тукая, самый центр тысячелетнего города! ...
Если вы читали "Провал проекта Tesla Motors", то вам сюда. Обещаю, что посмеётесь. Заодно узнаете (1) как за гроши купить шикарную новую машину; (2) почему тяжела жизнь топового блоггера в ЖЖ; (3) как на самом деле идут дела у Tesla Motors (TSL) . Ну что, поехали? Для тех, что не читал, ...
Серия терактов (один из которых произошёл и сегодня в Лондоне) накалила обстановку среди людей до предела. В итоге события приобрели неожиданный масштаб, приведя к более 300 пострадавшим из-за давки в Турине. На площади где тысячи болельщиков собрались посмотреть финал Лиги чемпионов, ...