Крымская война

топ 100 блогов sergeytsvetkov12.03.2020
Крымская война

Из моего вчерашнего стендапа в кинотеатре Иллюзион перед показом докфильма «Оборона Севастополя».

Николай I воевал много и — почти до самого конца своего 30-летнего царствования — с неизменным успехом. «Наш царь Россию оживил / Войной, надеждою, трудами», — писал о нём Пушкин. В первые годы правления Николай поддержал освободительную борьбу православной Греции против турецкого ига. Русско-турецкая война 1828—1829 годов была проведена как по нотам. На кавказском театре военных действий генерал Паскевич дошел до Эрзерума и овладел этой грозной крепостью. На Балканах русская армия под началом генерала Дибича совершила необычайно смелый бросок через Болгарию и разбила лагерь в нескольких верстах от Стамбула. Запаниковавший султан безоговорочно признал свободу и независимость Греции.

В 1830 году началось восстание в русской Польше. Александр I ещё в 1815 году даровал полякам конституцию (чего, кстати, он так и не сделал для России). С тех пор Польша управлялась на началах автономии. Но полякам было мало этого, они требовали полной независимости. Вся Европа поддержала польское восстание. Несмотря на это, Николай твёрдой рукой положил конец беспорядкам. 7 сентября 1830 года русская армия штурмом взяла Варшаву — второй раз после Суворова. Поляки надолго присмирели.

В 1848 году Николай не позволил революции разодрать на части Европу. В феврале этого года в Париже была провозглашена республика. Николай узнал об этом во время бала в Зимнем дворце. «Седлайте коней, господа офицеры!» — воскликнул он. И хотя ему так и не пришлось навестить Париж, подобно Александру I, слова русского государя были услышаны. В мае 1849 года, когда охваченная революционным движением запылала Австро-Венгерская империя, австрийский император обратился за помощью к Николаю. Двинутая в Венгрию 100-тысячная русская армия помогла подавить мятеж. После этого революция в Европе пошла на убыль.

Наконец, именно при Николае I Россия прочно утвердилась на Кавказе. Хотя глава горцев имам Шамиль был захвачен русскими войсками спустя 4 года после смерти Николая, но все предпосылки окончательной победы были заложены во время его правления.

Наполеон как-то сказал, что невозможно побеждать больше 15 лет. Николай I опроверг эти слова великого полководца. Он вёл Россию от победы к победе 28 лет. И лишь в конце его царствования фортуна отвернулась от него и от России.

В 1850 году в Палестине разгорелся конфликт между православным и католическим духовенством — кому быть попечителем особо чтимых христианских храмов в Иерусалиме и Вифлееме. Палестина входила тогда в состав Османской империи, и султан, под давлением французского императора Наполеона III, отдал предпочтение католикам. Кроме того, Турция упорно не желала предоставить черноморскому флоту России право свободного прохода через проливы в Средиземное море, хотя французские и английские эскадры могли беспрепятственно входить в Чёрное море.

В 1853 году Турция, подстрекаемая Англией и Францией, объявила России войну. Основной удар турки намечали нанести в Закавказье, рассчитывая на помощь горцев Шамиля. Но этот замысел сорвали решительные действия русского флота. 18 ноября 1853 года русская эскадра под командованием адмирала Нахимова прорвалась в Синопскую бухту, где стоял готовый к отправке турецкий флот, и уничтожила его. Войско Шамиля, добравшееся до грузинского селения Цинандали, было остановлено и отброшено в горы. Одновременно русские войска нанесли туркам ряд поражений в Закавказье и на Дунае.

Спасая Турцию от неминуемого разгрома, англо-французская эскадра в 1854 году вошла в Чёрное море и высадила десант в Крыму. Армия союзников сразу же двинулась на Севастополь. Остановить их на подходах к городу не удалось. 5 октября началась 349-дневная героическая оборона «русской Трои». Против 75-тысячного севастопольского гарнизона действовало 170 тысяч англичан, французов и турок. Попытки прорвать блокаду успеха не принесли.

Крымская война

Главнокомандующий князь Горчаков принял решение оставить Севастополь. Вечером 27 августа (8 сентября) 1855 года русская армия начала отход. Переправа через Северную бухту по уже давно наведённому понтонному мосту шла до утра.

«Севастопольское войско, как море в зыбливую мрачную ночь, сливаясь, развиваясь и тревожно трепеща всей своей массой, колыхаясь у бухты по мосту и на Северной, медленно двигалось в непроницаемой темноте прочь от места, на котором столько оно оставило храбрых братьев, — от места, всего облитого его кровью; от места, одиннадцать месяцев отстаиваемого от вдвойне сильнейшего врага, и которое теперь велено было оставить без боя… Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам», — такой запомнил последнюю ночь осады очевидец событий поручик артиллерии Лев Николаевич Толстой.

Между прочим, этот молодой артиллерийский офицер ругался так, что у солдат уши заворачивались.

Академик Алексей Николаевич Крылов (1863—1945) вспоминал историю, рассказанную его отцом, Николаем Александровичем:

«С началом Крымской войны отец был призван на военную службу и определён во вторую лёгкую батарею 13-й артиллерийской бригады, на вакансию, оставшуюся свободной после графа Л.Н. Толстого, переведённого в другую бригаду.

Л.Н. Толстой хотел уже тогда извести в батарее матерную ругань и увещевал солдат: «Ну к чему такие слова говорить, ведь ты этого не делал, что говоришь, просто, значит, бессмыслицу говоришь, ну и скажи, например, «ёлки тебе палки», «эх, ты, едондер пуп», «эх, ты, ерфиндер» и т.п.

Солдаты поняли это по-своему:

— Вот был у нас офицер, его сиятельство граф Толстой, вот уже матершинник был, слова просто не скажет, так загибает, что и не выговоришь.

(Крылов А.Н. Мои воспоминания. — М.: изд-во АН СССР, 1963)».

Оставленный Севастополь являл собой жалкое и вместе с тем страшное зрелище. По линии оборонительных позиций, на улицах города лежали трупы. В городе не осталось ни одного нетронутого войной здания.

Наши чиновники, провалив важное государственное дело, даже не уходят в отставку. Русские цари в таких случаях поступали иначе — они умирали.

Николай I тяжело переживал неудачи русской армии. Жители Петербурга часто видели по ночам огромную фигуру императора, в одиночестве ходившего по Дворцовой набережной. В начале февраля 1855 года Николай слегка простудился. Не обращая внимания на хворь, он, к изумлению придворных, надел лёгкий плащ и в 20-градусный мороз поехал в открытых санях на смотр войск. Назавтра он повторил поездку. Возмущенный царский врач заявил, что это самоубийство. Царь и в самом деле как будто искал смерти. Вечером он слёг с воспалением лёгких. В то время эта болезнь была смертным приговором. Прощаясь со старшим сыном и наследником Александром, Николай сказал: «Мне хотелось принять на себя всё трудное, всё тяжёлое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас. После России, я вас любил более всего на свете. Служи России».

18 февраля его не стало.

Александр II выполнил завещание отца. Поражение в Крымской войне побудило его начать широкие внутренние реформы, которые вдохнули в Россию новую жизнь.

Марк Твен на борту
Марк Твен на борту "Квакер-Сити"

В августе 1867 года пароход «Квакер-Сити» высадил на берег в Ялте группу американских туристов — сенаторов, видных общественных и политических деятелей. В их числе находился и знаменитый писатель Марк Твен, совершавший это путешествие в качестве корреспондента двух американских газет.

Первым делом туристы осмотрели новое царское имение в Ливадии, где в это время отдыхал император Александр II.

Царь принял американскую делегацию благосклонно. Незадолго перед тем благополучно завершились переговоры о продаже Аляски, и Александр II, уже подписавший договор, дожидался его ратификации Сенатом США. В свою очередь, американцы, бесконечно благодарные русским за помощь северным штатам в гражданской войне 1861—1865 годов, решили преподнести императору приветственный адрес. И кому же, как не Марку Твену было доверить это важное дело! Позже в книге «Простаки за границей» писатель с присущим ему юмором так рассказывает о встрече с русским царем: «Все сняли шляпы, и консул заставил царя выслушать наш адрес. Он стерпел это не поморщившись, затем взял нашу нескладную бумагу и передал её одному из высших офицеров для отправки в архив, а может быть и в печку».

В «нескладной бумаге», в частности, говорилось: «Америка многим обязана России, она состоит должником России во многих отношениях, и в особенности за неизменную дружбу в годины её великих испытаний. Только безумный может предположить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбы предумышленно несправедливым словом или поступком».

Крымская война

Напомню, что осенью 1863 года в Сан-Франциско и Нью-Йорк были посланы российские эскадры для поддержки Северных штатов. Эта впечатляющая военная демонстрация заставила Англию отказаться от планов вмешательства в Гражданскую войну на стороне Конфедерации и тем самым позволила Северу продолжать блокаду портов Юга. В ответ на это Северные штаты поддержали Россию в польском вопросе (подавление польского восстания 1863 года).

Следующим городом на пути американских туристов был Севастополь, поразивший писателя своими руинами. «Помпея сохранилась куда лучше Севастополя, — писал Марк Твен. — В какую сторону ни глянь, всюду развалины, печальнее которых не видано под солнцем». А ведь Севастополь изначально строился в подражание античной архитектуре, как новая, «русская античность»! О его былом, довоенном великолепии мы теперь можем только догадываться.

Один, без группы туристов, Марк Твен ходил по городу, сожалея, что не знает русского языка. Писатель побывал на бывших севастопольских укреплениях, в том числе на месте Николаевской батареи, в которой жили американские врачи-добровольцы, оказывавшие помощь русским раненым во время обороны Севастополя. Оттуда Марк Твен взял на память несколько неразорвавшихся ядер, которые хранил у себя до конца дней.

Руины Севастополя
Руины Севастополя

Теперь уже трудно представить, что были времена, когда у России и США был общий враг — Англия.

Между тем на краудфандинговой площадке Планета стартовал мой проект «Сотворение мифа». Если упавший рубль не разорил вас окончательно, вы можете помочь мне издать новую книгу.

Ознакомиться с проектом можно по ссылке

Книга «Сотворение мифа» посвящена первым шагам русской исторической науки, первым идеологическим битвам (норманнская теория), истории русского летописания и началу Русской земли.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Катастрофическое положение в сфере отношений мужчины и женщины  я думаю ни для кого не секрет. Все что в интернете творится можно назвать переливанием из пустого в порожнее, а именно что мужчины кобеля,  а женщины суки. Фактически,  все ...
Фото с сайта ТВЦ Вот здесь http://cdn.tvc.ru/pictures/o/248/997.jpg двигатель самолета после удара об воду, которая несжимаемая, шмякаешься, как о бетон. Нормальные разрушения, обшивку сорвало, металл ...
Капучино пьёте? Нравится? Любите? А вот любите ли вы его так, как его любят судовые механики? О, эти гурманы известные. Капучино, это, можно сказать, национальный напиток механиков. При слове капучино... у них начинают трястись колени, в руках появляется дрожь, а изо рта изливается никак ...
Я с огромным уважением отношусь к народным методам врачевания, потому что многие из них таят отзвуки таких знаний, до которые нам ещё идти и идти. С другой стороны, известная ограниченность современных колдунов-экстрасенсов иногда вызывает досаду. Ведь средневековое изгнание темных сил, ...
сил моих уж нет. надутые, напыщенные, скрытные, мрачные, пафосные индюки. а бабы еще хуже. истеричные, склочные, завистливые создания. и я ничем не лучше. выпиливаюсь нахуй. навечно. прощайте, мудаки! апд. хуй вам, а не выпиливание. не дождетесь. а всего-то и надо было, что чуток ...