Крылья


Режиссер Лариса Шепитько. Потрясающий фильм! Вроде бы банальная история про бывшую отважную боевую лётчицу, которая не без труда, но встроилась в мирную жизнь, работает директором училища, пытается вкладывать душу, но ей не по душе эта работа, еще она в жюри самодеятельности, депутат горсовета. Но всё это не то и не так. При этом - одинока, оттого бывает резкой до грубости, даже со своей дочкой (приемной), как и со студентами училища.
Ее любимый погиб на войне, летчик Митя (Леонид Дьячков, очень хорош в эпизоде), у нее смутные отношения с неким Пашей, директором местного музея, где и ей посвящен стенд, и когда она вдруг предлагает Паше выйти за него замуж, то говорит: "Директор музея женится на своем экспонате". Но она не экспонат, она еще не старая женщина, под сорок, но нет у нее ни любимой работы (летать ей почему-то нельзя, видимо, последствия ранения), ни нормальной жизни, и та же дочка перебралась к мужу, намного старше ее, и в квартире дочери странные гости (типа математики или физики), среди них Евгений Евстигнеев, который бормочет какой-то бессвязный набор слов, но при этом сразу выделяется (а рядом молодой Виталий Вульф, Шепитько умела делать неожиданные ходы с выбором исполнителей).
И мается, мучается, страдает эта несчастная женщина, утерявшая смысл жизни, пока не садится в учебный самолет и взлетает навстречу неведомо чему, ведь мы уже знаем, что летать ей нельзя... И тут заканчивается фильм. Очень НЕсоветский. Поразительный. Настолько "лица необщее выраженье", что не всякий раз слова подберешь для описания. И внезапные, неожиданные кадры то и дело возникают, и юмор мешается с драмой, и наоборот, когда главная героиня вальсирует с продавщицей пивной (Римма Маркова - Великая!), а в стеклянную дверь и в окна смотрят охреневшие мужики, пришедшие попить пива...
Стиль, язык - нечто типа Тарковского по нестандартности ходов, но если у него всё тягучее, засасывающее, медленное, то у Ларисы Шепитько - лёгкое, хрустящее, звонкое, быстро: ритм, ритм, ритм, никаких пауз, замедленных планов, остановок, действие несется вскачь.
Я забыл сказать, что в главной роли Майя Булгакова, молодая, порывистая, напряженная, вроде бы и железная женщина, бой-баба (не зря же была боевой лётчицей), и хрупкая, того и гляди переломится. Я и не знал, что эта добротная актриса способна на такие глубины и мощь образа.
Короче говоря, фильм и необычный, и непривычный, и нетипичный, зато не очень уж мрачный.
Еще



Мое кино
|
</> |