Крейсера типа «Гуанъи»
sergiovillaggio — 27.12.2022Строились в арсенале Фучжоу под руководством Вэй Ханя, Чэнь Чжаоао, Чжэн Цинляня, У Дэчжана, Ли Шоутяня и Ян Ляньчэня. При закладке получили названия «Гуанъи» (Гуандунский №2), «Гуанбин» (Гуандунский №3) и «Гуандин» (Гуандунский №4). Стоимость постройки – по 320 тыс. лян.
«Гуанъи» (廣乙, заводской номер 30) заложен 28 июля 1887 г., спущен на воду 28 августа 1889 г., вошел в строй 30 ноября 1890 г.
Трехмачтовые, однотрубные корабли. Корпус – стальной, с таранным форштевнем и коротким полубаком в виде свода, открытого со стороны кормы, хотя из-за высокого фальшборта визуально корабли выглядели гладкопалубными. Глубина трюма – 5,67 м. На испытаниях показали мощность до 3400 индикаторных сил и скорость до 17 узлов, но ввиду низкой квалификации механиков к началу японо-китайской войны развивали не более 16 узлов.
Первоначально вооружались тремя 120-мм/40 скорострельными орудиями Круппа С/87. Расположение аналогично предыдущему типу: два в бортовых спонсонах, третье на корме. Все торпедные аппараты – надводные, системы Шварцкопфа. Два из них были размещены под полубаком и стреляли в нос (как на миноносцах), два траверсных находились в кормовой части.
Входившие в Гуандунскую эскадру «Гуанъи» и «Гуанбин» в мае 1894 года прибыли в Вэйхайвэй для участия в военно-морском смотре, после окончания которого были оставлены в Бэйянском флоте. Перед войной перевооружены: «Гуанъи» вместо 120-мм орудий Круппа получил 120-мм/40 скорострельные орудия производства Цзяннаньского арсенала, на «Гуанбин» в бортовых спонсонах установили два аналогичных орудия, а на корме – 150-мм/35 орудие Круппа.
«Гуанъи» 25 июля 1894 г. потоплен японскими крейсерами «Нанива» и «Акицусима» в бою при Пхундо (71 убитый и раненый), став первым китайским кораблем, погибшим в ходе японо-китайской войны.
«Гуанбин» в бою у Ялу 17 сентября 1894 г. нанес повреждения вспомогательному крейсеру «Сайкё-Мару», получив 1 попадание (2 раненых). 17 февраля 1895 г. захвачен японцами в Вэйхайвэе, введен в состав японского флота под названием «Кохэй» (также упоминается как «Кохэй-Го»); 21 декабря 1895 г. затонул у Пескадорских о-вов во время шторма.
«Гуандин» в 1894 году, в связи с сокращением военно-морских расходов, предпринятым наместником Гуандуна Ли Ханьчжаном, передан в состав Фуцзяньской эскадры, получив при этом название «Фуцзин» (福靖). Погиб 8 июня 1898 г. при попытке войти во внутреннюю гавань Порт-Артура во время сильного шторма – из 130 членов экипажа спаслось всего четверо.
Тактико-технические характеристики:
"Гуанбин" по состоянию на 1894 год (графика Чэнь Юэ)
Схема повреждений крейсера "Гуанбин" в бою у Ялу 17 сентября 1894 г. (составлена японским капитаном 2 ранга Осима)
Выгоревший остов крейсера "Гуанъи" после боя при Пхундо
"Кохэй-Го" (бывший "Гуанбин") в составе японского флота, 1895 год.
Крейсер "Фуцзин" (бывший "Гуандин")
|
</> |