Крейсер «Таж»

Cегодня предлагаю рассмотреть крейсер, в какой-то мере оказавшийся сродни "забытым броненосцам". Он стал вторым по счету среди больших французских бронепалубников, однако если про первый ("Сфакс") была работа Дмитрия Якимовича, а третьему ("Сесилль") посвящена монография Романа Владимирова, то зажатый между ними "Таж" пока что не удостоился достойной публикации на русском языке. Ну, а на безрыбье и небольшая заметка в ЖЖ сойдет за рыбу вместо рака.
Читаем, наслаждаемся...
Эмиль Бертэн подготовил проект, рассмотренный Советом 20 мая 1884 г. В свете прогресса, достигнутого коммерческими пассажирскими лайнерами, Совет повысил требования к скорости крейсеров 1-го класса до 19 узлов, чтобы они могли догнать быстроходные пароходы. Ради этого отказались от целлюлозных коффердамов.
19 января 1885 г. морской министр вице-адмирал Александр Луи Франсуа Пейрон направил в Строительный совет проект большого 19-узлового крейсера, разработанный Шарлем Луи Жаи, бывшим корабельным инженером, ныне работавшим главным инженером частной фирмы «Ателье э Шантье де ля Луар». Совет рассмотрел его 24 февраля 1885 г.
Жаи спроектировал корпус с двумя паровыми машинами тройного расширения, позволявшими развить от 19 до 20 узлов. При разработке машин использовались данные британского крейсера «Ирис», показавшего на испытаниях 18,573 узла. Защита обеспечивалась 40-мм карапасной бронепалубой по всей длине и слоем коффердамов по бортам. Вооружение состояло из четырех 16-см и девяти 14-см орудий, но Совет потребовал сделать его аналогичным «Сфаксу» (шесть 16-см и десять 14-см орудий). Это потребовало дополнительной защиты батареи от продольного огня в виде 40-мм стенок на 12-метровом участке в носу и 80-мм траверсов.
Жаи представил переработанный проект 26 мая 1885 г., а 9 июня Conseil des travaux рассмотрел три новых проекта Бертэна, включая переработанный проект 1884 года со скоростью, увеличенной до 19 узлов за счет дальнейшего облегчения машин и увеличения мощности до 11 200 л.с., однако отверг все три.
3 августа 1885 г. с «Ателье э Шантье де ля Луар» был заключен контракт на постройку батарейного крейсера 1-го ранга по проекту Жаи. Строительство велось по программе 1885 года, причем должно было осуществляться в арсенале Рошфора, но затем было перенесено в программу 1886 года. Корабль получил наименование «Таж».
Он представлял собой бронепалубный крейсер с артиллерией главного калибра на верхней палубе, средней артиллерией в закрытой батарее, стальным корпусом без деревянной обшивки, таранным форштевнем, тремя трубами и тремя мачтами. Поначалу он нес парусное вооружение барка с бушпритом, но по распоряжению от 4 декабря 1889 г. от парусного вооружения оказались, после чего грот-мачта и бушприт были демонтированы. Форштевень не имел усиления для нанесения таранного удара, но продуманное разделение носовой оконечности на отсеки позволяло минимизировать повреждения.
Испытания крейсера продолжались 16 месяцев и сопровождались многочисленными поломками. При естественной тяге было получено 9294 инд. л.с. при 85,5 об./мин; при форсированной – 12 069 инд. л.с. при 92,7 об./мин (скорость в обоих случаях не указана).
Между августом 1892 и апрелем 1893 г. «Таж» прошел ремонт и перевооружение в Тулоне во исполнение распоряжений от 23 июля и 5 октября 1892 г. На дополнительных спонсонах установили 16-см орудия, а два 14-см орудия сняли. Все 16-см и 14-см орудия заменены новыми скорострельными модели М1884. Грот-мачта демонтирована, высота остальных мачт уменьшена, бизань перенесена ближе к носу. Корабль страдал от сильной вибрации на высоких скоростях (свыше 90 оборотов в минуту), поэтому 27 февраля 1893 г. частоту вращения винтов ограничили 87 оборотами. Цилиндр низкого давления, расположенный впереди остальных, мог отключаться, и тогда машины превращались в привычные двухцилиндровые «компаунды»; в 1901 году эта опция была ликвидирована.
Последний раз крейсер ремонтировался в Бресте между сентябрем 1899 и апрелем 1901 г., получив 12 новых цилиндрических котлов и новую легкую артиллерию.
«Таж» («Tage») заложен в августе 1885 г., спущен на воду 28 октября 1886 г., подготовлен к испытаниям 1 марта 1889 г. и вошел в строй 20 октября 1890 г. Установка машин произведена в период с 11 мая 1887 г. по 12 июля 1888 г. Испытания проводились в Бресте. 23 октября 1890 г. вышел из Бреста в Тулон, где вошел в состав Средиземноморской эскадры. В 1898 году прошел ремонт в Бресте. 20 октября 1903 г. выведен в особый резерв, в 1904 году находился в резерве на Ландевенне вместе со «Сфаксом». Исключен из состава флота 7 июня 1907 г., но оставался в Бресте. 3 декабря 1909 г. выставлен на продажу, но торги отменены, продан на слом Судоразделочной корпорации в Лондоне 25 августа 1910 г.
Тактико-технические характеристики:

"Таж" ставит паруса, на заднем плане виден "Сфакс"

"Таж" в первоначальной конфигурации с тремя мачтами и бушпритом

"Таж" после ремонта 1892-1893 гг., радикально "омолодившего" его внешний облик
|
</> |