Крейсер «Таж»

топ 100 блогов sergiovillaggio02.03.2023
Продолжаю переводить статьи по любопытным кораблям из книги Стивена Робертса "French Warships in the Age of Steam 1859-1914".
Cегодня предлагаю рассмотреть крейсер, в какой-то мере оказавшийся сродни "забытым броненосцам". Он стал вторым по счету среди больших французских бронепалубников, однако если про первый ("Сфакс") была работа Дмитрия Якимовича, а третьему ("Сесилль") посвящена монография Романа Владимирова, то зажатый между ними "Таж" пока что не удостоился достойной публикации на русском языке. Ну, а на безрыбье и небольшая заметка в ЖЖ сойдет за рыбу вместо рака.
Читаем, наслаждаемся...

Крейсер «Таж» Tage running speed.jpg
На заседании Строительного совета 10 июля 1883 г. обсуждалась спецификация улучшенного «Сфакса». Основным изменением должно было стать увеличение скорости до 18 узлов, чего можно было добиться за счет использования силовой установки «Милана» с четырьмя машинами на двух валах и котлами Бельвилля. Корабль по всей длине должен был иметь 40-мм карапасную бронепалубу, расположенную ниже ватерлинии, а также коффердамы с целлюлозой.

Эмиль Бертэн подготовил проект, рассмотренный Советом 20 мая 1884 г. В свете прогресса, достигнутого коммерческими пассажирскими лайнерами, Совет повысил требования к скорости крейсеров 1-го класса до 19 узлов, чтобы они могли догнать быстроходные пароходы. Ради этого отказались от целлюлозных коффердамов.

19 января 1885 г. морской министр вице-адмирал Александр Луи Франсуа Пейрон направил в Строительный совет проект большого 19-узлового крейсера, разработанный Шарлем Луи Жаи, бывшим корабельным инженером, ныне работавшим главным инженером частной фирмы «Ателье э Шантье де ля Луар». Совет рассмотрел его 24 февраля 1885 г.

Жаи спроектировал корпус с двумя паровыми машинами тройного расширения, позволявшими развить от 19 до 20 узлов. При разработке машин использовались данные британского крейсера «Ирис», показавшего на испытаниях 18,573 узла. Защита обеспечивалась 40-мм карапасной бронепалубой по всей длине и слоем коффердамов по бортам. Вооружение состояло из четырех 16-см и девяти 14-см орудий, но Совет потребовал сделать его аналогичным «Сфаксу» (шесть 16-см и десять 14-см орудий). Это потребовало дополнительной защиты батареи от продольного огня в виде 40-мм стенок на 12-метровом участке в носу и 80-мм траверсов.

Жаи представил переработанный проект 26 мая 1885 г., а 9 июня Conseil des travaux рассмотрел три новых проекта Бертэна, включая переработанный проект 1884 года со скоростью, увеличенной до 19 узлов за счет дальнейшего облегчения машин и увеличения мощности до 11 200 л.с., однако отверг все три. 

3 августа 1885 г. с «Ателье э Шантье де ля Луар» был заключен контракт на постройку батарейного крейсера 1-го ранга по проекту Жаи. Строительство велось по программе 1885 года, причем должно было осуществляться в арсенале Рошфора, но затем было перенесено в программу 1886 года. Корабль получил наименование «Таж».

Он представлял собой бронепалубный крейсер с артиллерией главного калибра на верхней палубе, средней артиллерией в закрытой батарее, стальным корпусом без деревянной обшивки, таранным форштевнем, тремя трубами и тремя мачтами. Поначалу он нес парусное вооружение барка с бушпритом, но по распоряжению от 4 декабря 1889 г. от парусного вооружения оказались, после чего грот-мачта и бушприт были демонтированы. Форштевень не имел усиления для нанесения таранного удара, но продуманное разделение носовой оконечности на отсеки позволяло минимизировать повреждения.

Испытания крейсера продолжались 16 месяцев и сопровождались многочисленными поломками. При естественной тяге было получено 9294 инд. л.с. при 85,5 об./мин; при форсированной – 12 069 инд. л.с. при 92,7 об./мин (скорость в обоих случаях не указана).

Между августом 1892 и апрелем 1893 г. «Таж» прошел ремонт и перевооружение в Тулоне во исполнение распоряжений от 23 июля и 5 октября 1892 г. На дополнительных спонсонах установили 16-см орудия, а два 14-см орудия сняли. Все 16-см и 14-см орудия заменены новыми скорострельными модели М1884. Грот-мачта демонтирована, высота остальных мачт уменьшена, бизань перенесена ближе к носу. Корабль страдал от сильной вибрации на высоких скоростях (свыше 90 оборотов в минуту), поэтому 27 февраля 1893 г. частоту вращения винтов ограничили 87 оборотами. Цилиндр низкого давления, расположенный впереди остальных, мог отключаться, и тогда машины превращались в привычные двухцилиндровые «компаунды»; в 1901 году эта опция была ликвидирована.

Последний раз крейсер ремонтировался в Бресте между сентябрем 1899 и апрелем 1901 г., получив 12 новых цилиндрических котлов и новую легкую артиллерию.

«Таж» («Tage») заложен в августе 1885 г., спущен на воду 28 октября 1886 г., подготовлен к испытаниям 1 марта 1889 г. и вошел в строй 20 октября 1890 г. Установка машин произведена в период с 11 мая 1887 г. по 12 июля 1888 г. Испытания проводились в Бресте. 23 октября 1890 г. вышел из Бреста в Тулон, где вошел в состав Средиземноморской эскадры. В 1898 году прошел ремонт в Бресте. 20 октября 1903 г. выведен в особый резерв, в 1904 году находился в резерве на Ландевенне вместе со «Сфаксом». Исключен из состава флота 7 июня 1907 г., но оставался в Бресте. 3 декабря 1909 г. выставлен на продажу, но торги отменены, продан на слом Судоразделочной корпорации в Лондоне 25 августа 1910 г.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение проектное 7073,646 т (полное 7600 т);
длина между перпендикулярами 118,80 м, по ватерлинии 119,94 м, наибольшая 124,10 м, ширина 16,38 м (в подводной части), по ватерлинии 16,30 м, осадка средняя 6,95 м, наибольшая кормой 7,50 м;
две трехцилиндровых горизонтальных паровых машины тройного расширения (диаметры цилиндров 1090, 1725 и 2500 мм, ход поршня 1200 мм), 12 цилиндрических котлов (8,5 атм.);
мощность проектная при форсированной тяге 12 410 л.с. (включая 1040 л.с. на вспомогательных механизмах) при 97 об./мин;
скорость 19 уз;
запас угля: нормальный 856 т, полный 1023 т;
дальность плавания при полном запасе угля 4642 (12) мили;
бронирование: палуба (железо) 40 мм в плоской части и на скосах (в средней части скосы 44 мм) на 14-мм подкладке; над погребами палуба усилена до 80 мм; борт над бронепалубой на протяжении 11,80 м в носовой части усилен 30-мм плитами поверх 14-мм обшивки; румпельное отделение также защищено; батарея прикрыта 80-мм траверсами; боевая рубка 80 мм;
вооружение:
(1889 г.) шесть 164-мм/28 орудий М1881 (на верхней палубе, четыре на спонсонах), десять 138-мм/30 орудий М1881 (в батарее), три 47-мм/40 скорострельных пушки М1885, одна 47-мм револьверная пушка, семь 350-мм надводных торпедных аппаратов (два носовых, четыре бортовых, один кормовой);
(1893 г.) восемь 164-мм/30 орудий М1884, восемь 138-мм/30 орудий М1881, остальное так же;
(1901 г.) восемь 164-мм, восемь 138-мм, четырнадцать 47-мм/40, два 37-мм/20, две 65-мм/16 десантных пушки М1881, четыре торпедных аппарата (бортовые, остальные сняты в 1897 г.);
экипаж: 511 чел. (включая 250 чел. машинной команды)

Крейсер «Таж»
"Таж" ставит паруса, на заднем плане виден "Сфакс"

Крейсер «Таж»
"Таж" в первоначальной конфигурации с тремя мачтами и бушпритом

Крейсер «Таж»
"Таж" после ремонта 1892-1893 гг., радикально "омолодившего" его внешний облик

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера Мексика отмечала свой главный праздник - День Независимости. Амиго Роланд само собой не позволил пройти мимо этой даты...) Кубинцы боготворят Мексику! Самую знаменитую любовную песню написала школьница, которой не исполнилось 16-и, ученица католической школы!!! «Целуй меня ...
И не говорите мне после этого, что это не сами амеры организовали нападение на посольство. Какие уже знакомые методы провокаций. А еще убивает, что ни ООН, ни другие международные институты еще не работают над этим вопросом, то есть сначала СЛЕДСТВИЕ, а потом наказание, хоть  в ви ...
Интересное принесло твиттером : как изменился внешний вид машин за 30 лет. Снято, я так понимаю, в Штатах, но и у нас та ж фигня. Вот сегодня у нас сфоткала для сравнения: Типа да, есть парочка синих машин, одна бордовая и вдалеке одна красная, а остальное - разные оттенки ...
А задумывались ли вы над тем, что у вашей второй половинки есть тайный фетиш? Мать-одиночка Мия-Мэй Томпсон (Myaa-May Thompson) продает фотографии своих ступней фут-фетишистам по всему миру. Она говорит, что многие из ее клиентов женаты или состоят в отношениях, но скрывают извращенное ...
В Гамбурге есть русское и украинское консульство. Находятся они друг от друга в трех минутах ходьбы. Как вы думаете, в чем их различия? Украинское консульство: посмотреть на гугл-картах Российское консульство: посмотреть на гугл-картах Может это мелочь, может я придираюсь, но ...