рейтинг блогов

Крейсер "Аврора" изнутри. Поход вниз до трюма

топ 100 блогов periskop17.05.2015 Пришла пора завершить рассказ об "Авроре", на которой удалось побывать во время стоянки в доке Велещинского в Кронштадте 6 октября 2014-го.
Тогда я написал несколько постов о ней - по горячим следам и с яркими впечатлениями, но по ряду независящих от меня причин не удалось выложить внутренние помещения. А меж тем, мы там совершили очень интересный эксперимент, на который я изначально даже и не надеялся - спустились до самого нижнего уровня, где проходил когда-то гребной вал (с разрешения командира корабля), и увидели своими глазами технологическую границу "Старой Авроры" и "Новой" (1984, з-д им. Жданова). Кроме того, ещё и побеседовали со старыми судостроителями, которые были в теме предыдущего капитального ремонта с заменой обшивки и нижней части корпуса.

К моему удивлению, оказалось, что "старая Аврора" была опущена в корпус "новой" значительно ниже видимой границы двух аврор по внешнему борту, наглядно см. илл. №53 поста. Спускались вниз мы, понятно, по немузейной части крейсера - так как музеефицированная была опечатана и закрыта. К слову, группу журналистов "обычных" СМИ, которые попали тогда на крейсер на пару дней позже нас, в рамках официального пресс-подхода, в такие нижние дебри не пускали - они тусовались только в верхних помещениях и снимали тоже там.

Давайте сейчас совершим поход по внутренностям крейсера и посмотрим, как оно там.
Сразу предупреждаю, пост необычно большой (более полусотни фото и несколько схем в разрезе) - ввиду уникальности материала я не сумел сократить его до стандартного размера своего поста. Надеюсь, что и в увеличенной версии вам будет интересно.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма


2. Сперва заходим внутрь, на уровне батарейной палубы.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

3. По коридорам идём к корме.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

4. Музейная табличка.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

5. Приближаемся к офицерской кают-компании.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

6. Заходим туда.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

7. Старенькие диваны, "шахматный" стол.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

8. Картина. "Аврора" тут стоит у Николаевского моста и освещает прожектором акваторию Невы в сторону Зимнего.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

9. Красивые плафоны.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

10. Ещё картина, там же. "Потёмкин" на рейде Одессы.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

11. Приближаемся к командирскому салону. Он в самой корме. По бокам - каюты старшего командного состава и флагмана.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

12. Таблички над дверьми кают.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

13. Взгляд назад, по коридору.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

Тут-то нас и застал утренний развод экипажа. Чтобы не мешать, мы на двадцать минут зашли в каюту флагмана, где базировались судостроители головного завода-генподрядчика.

14. Каюта флагмана - двухкомнатная. Слева - дверь в комнату отдыха, справа - рабочее место. Пока ждали, расспрашивали нашего сопровождающего - старого судоремонтника лет под 60 - о авроровских особенностях и о ремонте 1984 года.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

15. А это - комната отдыха в каюте флагмана. На время ремонта тут и живёт старший специалист от завода, курирующий работы.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма
(фото Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма soullaway)

16. Заходим в командирский салон.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

17. Тут уже видно сужение корпуса, в самой корме. Командирский салон предназначен не только для приёмов и совещаний флагмана и командира, но имеет ещё одну интересную функцию. Как нам сказали - командир крейсера не мог просто прийти в кают-компанию обедать без приглашения представителей экипажа (!), и если экипаж его не приглашал - то он обедал тут, в одиночестве. Так это или нет, я не знаю, но вот такой был рассказ.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

18. Иллюминаторы тут двух форм - как квадратные, бывший порт 75-мм орудия (в него видна корма "Красина", кстати),
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

19. ...так и обычные, круглые.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

20. Плафоны со старыми бронзовыми креплениями.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

21. Картина в салоне: фрегат "Аврора" в Авачинской бухте.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

22. Клёпаные элементы переборок. По ним отлично видно, где тут "старая" часть, а где начинается новое. Такой безошибочный маркер.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

23. Вот, покрупней.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

24. Но вот, развод наконец закончился, мы можем подойти к командиру и попросить разрешения спуститься вниз.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

25. Проходим к командиру (про него был отдельный пост).
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

26. Рядом - ещё одно помещение типа кают-компании.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

27. На стене - большая картина, изображающая встречу на борту старых членов экипажа крейсера.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

28. Картина с другой стороны: крейсер II ранга "Новик", на заднем плане - крейсер I Ранга "Аскольд".
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

29. На противоположной стене висят разные вымпела. Увидев среди них Вилючинск, чуть не прослезился :)
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

Получив разрешение на поход вниз, до трюмной части, по трапу спускаемся уровнем ниже - на жилую палубу. Уровней/ палуб, если считать от батарейной, всего четыре. И только самая нижняя и самая маленькая - новодел 1984 года.

30. Тут уже всё более прозаично и буднично. Нет лоска батарейной палубы.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

31. Проходим к трапу, который поведёт нас дальше вниз, минуя опечатанные музейные зоны.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

32. Можно и тут спуститься, но нам лучше по центру, чтобы достичь самого киля.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

33. Остатки 2-ярусных коек. Скорей всего, наследие ремонта 1945-47 гг.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

34. Себяшка на память, в компании с Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма nord_ursus. Сам себе не верю, что оказался тут! :)
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

35. На этом уровне корпус везде старый, клёпаный.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

36. Ага, вот и трап, по которому пойдём дальше вниз.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

37. Схема - чтобы было понятней, где мы спускались. Более тёмным выделены музейные помещения, остальное - непарадная жилая и обеспечивающая часть помещений. Где мы сейчас, собственно и находимся.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

38. Спускались вниз примерно в районе 111-112 шпангоутов.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

39. Ну, пора вниз!
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

40. Вторым за заводским старшим спускаюсь я, за мной - коллеги по походу Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма zydog, Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма nord_ursus, Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма soullaway.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

41. Вид вверх на жилую палубу. Сейчас я нахожусь на уровне -2 от батарейной палубы. Это уже ниже ватерлинии. Но корпус и переборки тут ещё старые, клёпаные.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

42. Правда, некоторые силовые элементы крепления всё же заменены. Тут же стоит старая динамо-машина.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

43. Чуть поближе.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

44. Кладовые. Хорошо видно, что тут ещё клёпаный корпус.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

- Как же так? - спрашиваю старшего от завода, - тут же ниже ватерлинии, а корпус ещё старый?
- А так и есть. На "Жданове" ставили обратно три палубы, и только самая нижняя новодел. А обшивку врезали новую на уровне пола жилой палубы - так как иначе нельзя было, она вообще сгнила к восьмидесятому году. Вот сейчас увидите!

45. Заглядываем вниз. Там и есть граница старой и новой "Авроры". Спускаемся!
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

46. Уровень -4. Это уже новодел з-да им. Жданова.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

47. Всё новенькое такое.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

48. ...
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

49. Пролазим в центральную часть трюмной палубы.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

50. Внизу проходил гребной вал. Сейчас, понятно, его нет. Это самый низ корабля, дальше уже только киль.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

51. Теперь возвращаемся наверх.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

52. Уровень -3 - старый, исторический. Видно по заклёпкам. Но борта тут уже новые.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

53. Вот на этой схеме хорошо видно, как историческую "Аврору" вставили в новые борта. Смотрите, буква А - это место, где сращивается старый корпус и новая обшивка 1984 года, а Б - это уровень, где граница старого и нового проходит изнутри. Получается, что "новодельные" объемы занимают около 12-15% от суммарного объема помещений.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

- А вообще, можно ли было сохранить старый корпус? Ну, хотя бы теоретически? - спрашиваю старшего от завода.

- Практически нет. Ведь крейсер "просидел" на грунте в войну аж три года. За это время никто не заботился о герметичности корпуса, вода проникла везде, где можно. В ремонт 47-го заполнили щели и пазухи бетоном, потом ещё трижды укрепляли - в разных местах вылезала коррозия и дефекты. Бесконечно это делать было нельзя. Поэтому и отрезали низ корпуса целиком, в комплексном ремонте.

- А то, что лежит в Ручьях, оно самое и есть?

- Да. Остаток отбуксировали туда. Но иначе нельзя было - там повреждения были внутренние, мелкие, плохо обнаруживаемые и многочисленные. И невероятная смесь бетона и стали, которую уже не исправить. Но нам-то надо по требованиям Регистра обеспечивать плавучесть, с учётом всех норм. Ведь крейсер живой, а не мёртвый. Он на плаву - а не на земле сухой стоит, как у японцев. Это всё равно, что сравнивать засушенного жука в коллекции и живую бабочку, но с подломанным крылом. А как обеспечить плавучесть, если подводная часть корпуса уже полный инвалид? Латай - не латай, уже всё. Он потонет, а нас посадят. И писаки бы непременно написали, что мы изверги и разгильдяи. А сейчас пишут, что "Аврора" ненастоящая. Им всё равно не угодить... - но зато у нас есть исторический крейсер на плаву.

- Понятно...

- И я вам больше скажу - если бы тогда не заменили нижнюю часть, а отсрочили ремонт лет на пять - кранты были бы. Гарантированно. Она бы встала в док году в 90-м, а там и 91-й, со всеми вытекающими. И остатки крейсера бы утилизовали и всё, никто не стал бы такие огромные средства в восстановление вкладывать, как при Советской власти. Заводы потом 10 лет стояли без работы, гарантированно кранты. Так что вовремя сделали.

54. Схема, показывающая уровень воды (красная черта), во время посадки "Авроры" на грунт в 1941-44 гг.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

55. Проделываем весь путь назад, на три палубы вверх.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

56. Снова мы на жилой палубе, откуда и спускались.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

57. Технические помещения с обеспечивающим оборудованием.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

58. Заходим напоследок к командиру, благодарим его за предоставленную возможность спуститься вниз. "История вас не забудет!" Всё, поход закончен, сейчас выходим на свежий воздух.
Крейсер Аврора изнутри. Поход вниз до трюма

В завершение - видео внутренностей.
У меня уже было, но в этом посте всё равно уместно.



PS. Уточнения терминологии, дополнительные пояснения пишите в комменты, если знаете.
На этом "Авроровская" серия у меня завершается, но ещё наверное расскажу про Морзавод в Кронштадте, когда будет время.

Спасибо за внимание!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
К вопросу о восприятии чего угодно через призму собственного опыта :) Заметила, что стала странно воспринимать кошек с длинными мордочками. Ну, которые с просто котовыми носами, не приплющенными. Настолько привыкла к мордочке Маркуса, что при виде обычного котэ первое, на что обращаю ...
Перед самым началом Второй Мировой войны Гитлер выступил перед своим Совбезом в резиденции Оберзальцберг. 22 августа 1939 года. Все совпадения и сходства случайны. «В значительной мере все зависит от меня и от моего существования – в силу моей политической активности. Ведь это факт, ...
У вас есть знакомые олигархи, которые спят и видят, как бы обзавестись очередной православной вещицей? Можете подарить им на Пасху замечательный подарок – Айфончик с золотым покрытием на корпусе и гравировкой в православной тематике. Ювелиры как раз приготовили к празднику. В свете ...
Весеннее пробуждение Уроженец штата Юта Роберт Дункан начал рисовать в возрасте одиннадцати лет, когда бабушка подарила ему набор масляных красок. Родился Роберт в Солт-Лейк-Сити в 1952 году, и он один — из десяти детей в семье. Каждое лето Роберт останавливался у своих бабушки ...
          Знакомы такие фокусы? ...