Крестцы: ямщики и строчка

По дороге в Валдай наш автобус заехал в Крестцы. В КрЕстцы, как правильно говорить. Крестцы - древнее поселение, в Новгородской летописи впервые упоминается аж 630 лет назад!
За свою долгую историю Крестцы часто менял статус. Село, город, уездный центр, посёлок, опять город. Последние 17 лет Крестцы имеют весьма странное, на мой взгляд, определение. Крестцы – рабочий поселок, образующий вместе с 9 окрестными деревнями Крестецкое городское поселение.
Объясните мне, люди добрые – как поселок и деревни могут образовать городское поселение? И где он, этот город, если вокруг только сельские и деревенские поселения???

Наш автобус бодро въехал на центральную улицу Крестца. За окном замелькали старые, пошарпанные дома и вздыбленные тротуары. Видимо, это как бы идёт ремонт.
Перманентный.
Знаете, бывают такие квартиры, зависшие в бардаке и хламе, хозяева которых говорят, что у них идёт ремонт.
Год идёт, два идёт. Неспешно так.
Ну и вот. Мы подкатили к старинному особняку с дедушкой Лениным перед входом.
Это оказался Районный Дом Культуры, к дверям которого была обращена каменная попа вождя мирового пролетариата. С одной стороны, это как-то нехорошо, всё-таки очаг культуры. Но если вспомнить историю здания, то понятно, почему Ильич так пренебрежительно отвернулся от него и глазами устремился вдаль, на улицу Московскую.

А потому что в прошлой своей жизни здание РДК было огромным православным собором святой Екатерины.
Он был построен в 1777 году по указу Екатерины II. Величественный собор с великолепными фресками, с позолоченным иконостасом простоял полтора столетия. И грянула революция.
Борьба за светлый ум строителей коммунизма снесла красивую колокольню, купола, собор закрыли, здание переоборудовали в Дом культуры.
Остатки собора и сейчас производят впечатление. На стене табличка, извещающая, что Екатерининский собор 18 века охраняется государством. И Лениным, добавила бы я. Круглосуточно Ильич стоит на охране! Кулаки сжаты, взгляд каменный… Ужо я вам покажу, как бы говорит Ильич…

Но никто его не боится.
И вот ведь беда, при такой охране здание выглядит … да плохонько здание выглядит, что и говорить.
На крыльце РДК нас ждали Хозяйка постоялого двора и молодой помощник ямщика Никитыча.

Вообще-то, в гости к ямщику Никитычу мы должны были приехать в Крестецкий краеведческий музей, но сейчас в музее идёт ремонт.
Да. Ремонт идёт.
Но пока он идёт, сотрудникам надо работать, поэтому часть своих экспозиций и мероприятий музей перенес в РДК.
Здесь я опять хочу сделать небольшое отступление.
Музеи в наше стремительное время, как и библиотеки, из заведений сонного покоя, тишины и благоговения превращаются в энергичные очаги культуры.
Современные технологии позволяют в музейном зале устроить настоящее мультимедийное шоу с погружением в историческую эпоху. Для больших музеев мультимедийная составляющая стала делом обычным, а вот для маленьких, провинциальных, она, видимо, ещё недоступна.
И приходится музейщикам придумывать разнообразные методы увлечения и развлечения туристов.
Так вот. Хозяйка и помощник ямщика ярко, образно рассказали о жизни ямщиков, о гоньбе, о традициях и нравах Крестецкого Яма.
Молодой человек, исполняющий роль помощника Никитыча мне понравился. Жалею, что не узнала его имя и фамилию. Но моя подруга сделала видеозапись, фрагмент которой я размещаю ниже.
Кроме ямщиков Крестцы славятся своей «крестецкой строчкой». Эта особая разновидность вышивки известна модницам и нашей страны и зарубежным.
Крестецкий строчевой промысел появился в середине 19 века. В 1840-х годах новгородские крестьянки начали вышивать оригинальные узоры на домотканом льняном полотне. Лёгкой кружевной вышивкой они украшали одежду и дома. Строчевые наволочки, накидки, рушники, подзоры, рубашки, платья. Изделия крестцовских кудесниц разнеслись по всему свету.
Нам показали, как работают мастерицы над полотном, вышивая замысловатые узоры необычной техникой.

В 1929 год в поселке Крестцы появилось кооперативное товарищество «Художественная строчка». Сотни мастериц ловкими руками создавали нарядные вещи, украшали быт молодой Советской республики.
В 1956 году крестецкую строчку стали вышивать с применением машин. В 1960 год товарищество «Художественная строчка» переименовали в фабрику «Крестецкая строчка». В 70-е года ассортимент выпускаемой продукции значительно расширился, появились сложные сюжетные композиции.
Изделия фабрики ежегодно выставлялись на советских и международных выставках, получали множество наград и дипломов. Особенно уникальные работы «Крестецкой строчки» признали достоянием России и отправили в фонды лучших музеев страны.
В 1994 году фабрику акционировали и производство стало умирать. От полного краха предприятие спас счастливый случай. Семья предпринимателей Антона и Александры Георгиевых выкупили фабрику в 2015 году. И началось активное возрождение старинного промысла.

Сегодня «Крестецкая строчка» - современное производство эксклюзивных коллекций столового и домашнего текстиля, одежды и предметов интерьера.

Мы побывали на этом предприятии. Старое здание было перестроено, и теперь внутренние интерьеры фабрики выглядят стильно и современно. Светлые цеха, просторные холлы.
Меня особенно умилила фляга с водой, украшенная чехлом собственного производства.

На фабрике есть музей, магазин, проводятся экскурсии и мастер-классы. Изделия с крестецкой строчкой очень красивы и экологически полезны.
Но стоят дорого. Очень дорого.
Но они такие красивые!

Наше путешествие по Крестцам было стремительным, но ярким.
В памяти остались встречи с хорошими людьми, преданными своему делу и своей малой Родине. У них непростая жизнь.
До глубины России, знаете ли, её имперские сливки как-то не доходят. В глубине России жизнь сопряжена со многими трудностями, с большими финансовыми проблемами. Не до жиру. Но в тихой, внешне сонной дрёме глубинки бьётся жизнь, упорно бьётся, не смотря на….
Не смотря на указы князей, царей, вождей, генеральных секретарей и прочих руководящих лиц. Потому что лица приходят и уходят. А глубинная Россия остаётся.

|
</> |