Крест несвятого Георгия - 3
qebedo — 02.06.2019 Прощай, оружиеЗавоеванная Вашингтоном в сражении у Мононгахелы слава почти сразу была конвертирована - власти Виргинии внезапно осознали, что очутились против раздраженных двумя походами на форт Дюкен французов (а главное - индейцев)
Командир Виргинского провинциального полка Дж. Вашингтон
Итак, в 23 года - уже полковник, причем со славой и боевым опытом. "Коротенько напомним", что в этом возрасте Суворов еще служил унтером в Семеновском полку, Буонапарте избран лишь подполковником Национальной гвардии, и только Фридрих II получает шефство над полком - по блату от папы-короля, но ни один из этих людей еще не имеет ни грамма боевого опыта и не побывал уже на полях двух сражений. Было от чего покружится голове - Джордж заказывает себе в Англии роскошный синий с красной отделкой и золотом мундир, заставляя пошить такие же (но не в Англии, и, понятное дело, скромнее) офицеров своего полка.
Ну а потом на молодого полковника обрушилась "рутина военной службы" - 50 "кичливых" офицеров и несколько сот "ленивых" солдат (качество набираемых с помощью вербовки ополченцев ничуть не выросло с 1754 года) должны были стеречь 340 км границ колонии с дикими и кровожадными индейскими племенами. Так что вместо военных подвигов, о которых мечтал Джордж, в форте Динвидди ему пришлось воевать с недобросовестными поставщиками, разлагающимися солдатами, дезертирами и окрестными фермерами, визжащими "произвол! грабеж! тирания!" при любой попытке заставить их делать хоть что-то для снабжения полка, даже то, что им предписывалось постановлением собрания колонии. Туземцы угрожали разможжить не в меру придирчивому и строгому офицеру голову, но так и не решились выполнить свои угрозы.
Виргинский провинциальный полк в 1754-1762 (тыц)
А порядки в полку Вашингтон завел строгие, по стандартам регулярной армии - дезертиров и прочих нарушителей дисциплины и правопорядка ловили, заковывали в цепи, сажали в холодную и без жалости пороли (двоих даже повесили). По 25 плетей получали сквернословы и богохульники. Не менее энергично воевал полковник с другим "старым врагом" - когда в форте Камберленд появился капитан регулярных войск Джон Дагворти и стал "путать рамсы" по поводу "у меня есть королевский патент, а ты кто?", Вашингтон начал долгую и упорную компанию писем и жалоб, требуя установления принципа подчинения старшему по званию, для чего... просил включить его полк в состав регулярной армии. Колониальные власти пошли на компромисс - Дагворти было "натыкано носом", но просьбы признать ополченцев "регулярами" остались без ответа.
Попытки превратить новобранцев в хорошо одетое и обученное войско вели к постоянным дезертирствам и продаже нового обмундирования для выпивки и закуски. "Текучка кадров" стала высокой, и боеспособность подразделения за весь период его существования оставалась под большим вопросом. Но это были "объективные причины", обусловленные реалиями колониального быта, законодательства и системы исполнительной власти, а не результатом некомпетентности полкового командира, которому регулярно в местной прессе расточали похвалы.
Джеймс Аберкромби
Естественно, что молодой и всё еще амбициозный командир желал "настоящего дела", а не беготни за индейцами вдоль границ колонии. В его представлении это был бы "третий, но успешный" поход на форт Дюкен. Одобрения этой идеи Вашингтон тщетно добивался у губернатора Динвидди и главнокомандующего в Америке Джона Кэмпбелла, графа Лаудона, барахтаясь в мутных водах провинциально-колониальной политики. Но начальство считало, что полк должен стеречь границу, а не ловить журавлей в небесах. Положение изменилось только в 1758 году, когда командование в Америке принял генерал Джеймс Аберкромби, распорядившийся организовать экспедицию с целью захвата форта Дюкен.
Во главе экспедиции встал бригадный генерал Джон Форбс, и Виргинский полк был включен в состав отряда. Правда, у полковника Вашингтона сразу начались трения с генералом - тот решил, что идти по старой "дороге Брэддока" - "это фу", и организовал наступление из Пенсильвании, виргинцы же доказывали, что на старом пути дороги вырублены, гати замощены, и вообще "так быстрее". Но упрямый англичанин настоял на своем. Кто был прав, а кто ошибался - мы уже никогда не узнаем, потому что 15 сентября 1758 года передовой отряд полковника Джеймса Гранта был разбит под Дюкеном, и Форбс решил отступить, отложив захват форта до весны.
Однако от позорного третьего подряд отступления от Дюкена британцев спас немец Конрад Вайзер, "пионер-следопыт", которому удалось в одиночку провернуть грандиозную аферу - он подбил совет племен ирокезов расторгнуть союз с Францией, провозгласив "неутралитэт". Это известие повергло французов в такое уныние, что они немедленно сожгли Дюкен и скрылысь в северном направлении. Так что 25 ноября 1758 года отряд Форбса торжественно вступил в то, что осталось от форта, разрушив "проклятие Вашингтона - Брэддока".
Марта Дандридж Кастис, будущая миссис Джордж Вашингтон
Увы, но к тому моменту Вашингтон уже был сыт своей военной службой по горло. Заветная мечта получить королевский патент не исполнилась, здоровье было сильно подорвано дизентерией и не отпускавшим после нее расстройством ЖКТ, да к тому же он собирался жениться на Марте Кастис (в девичестве Дандридж), 27-летней богатой вдове (правда, с двумя детьми), и было самое время заняться семьей и хозяйством (которому хлопоты и заботы военной службы на пользу совсем не шли). Так что в декабре 1758 года Джордж подал в отставку. По англо-американской традиции, он сохранил право на "почетное титулование" полковником и ношение мундира, но армии и военной службы в его жизни в последующие 17 лет не было совсем никакой...
|
</> |